Образование

CАМОЕ ЛУЧШЕЕ В ЧЕЛОВЕКЕ — ОТ УЧИТЕЛЯ

Речь акима Атырауской области Б.Рыскалиева, обращённая к участникам августовской конференции работников сферы образования

Уважаемые участники конференции! Педагоги!

В начале года на встрече с вами мы обсудили и проанализировали основные вопросы сферы образования области. На сегодняшней нашей встрече, которая проходит в канун 15-летия Конституции страны, мы определим задачи нового учебного года.

Поздравляю вас с открытием традиционной августовской конференции.

Педагог – особая профессия. Это не просто профессия, а миссия. Неоценим вклад учительства в обучение и воспитание подрастающего поколения. Сеять разумное, доброе, вечное – это призвание Учителя. Этим профессия педагога отличается от других профессий.
ХХI век – время новых идей и созидательных открытий. И соответствовать им – основа политики любого государства в современных условиях глобализации.

Когда говорим, что храмы знаний являются началом пути нашей независимой страны к цивилизации, мы помним, что опорой этой школы является учитель.

Как известно, Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев уделяет особое внимание сфере образования.

В сфере образования области проделана немалая работа, вопросы поэтапно решаются. Как вы знаете, с каждым годом увеличивается финансирование этой отрасли. Объем работ очень большой.

Только в прошлом году в области сданы в эксплуатацию 14 объектов образования. А до конца этого года завершится строительство еще 40 объектов.

С 17 до 12-ти сокращено количество аварийных школ. На сегодня остались две школы, где дети обучаются в три смены. В ближайшее время решится и эта проблема.

В 14 школах проведен капитальный ремонт, в двух газифицированных районах продолжаются работы по подключению 48 учебных учреждений к газовой сети.

В этом году будут сданы в эксплуатацию около 60 детских садов и пристроек на 5700 мест. В результате охват достигнет 73 процентов. Это высокий показатель по республике. Это будет осуществлено на государственно-частной основе. Таким образом, к 2013 году мы сможем полностью удовлетворить обращения о постановке в очередь на детские сады.

Как видите, в данной отрасли выполнена немалая работа, строительство объектов образования мощно развивается, показывая небывалые ранее темпы.

Уважаемые педагоги!

Конечно, результат миллиардных вливаний, строительства красивых зданий, оснащения их современными обучающими технологиями и оборудованием – должен найти воплощение в качества знаний. А иначе наши труды будут напрасны.

Этот год стал самым результативным временем для образовательной отрасли региона. Атырауская область, ранее занимавшая последнее место по качеству знаний, «славившаяся» низкими результатами, за три года по итогам Единого национального тестирования с 11 места поднялась на четвертое, средний балл составил 92. Двукратно возросло число выпускников, набравших 100 и более баллов.

Если в прошлом году 692 учащихся были обладателями государственных образовательных грантов, то в этом году их удостоились уже 712 выпускников.

Вот конкретный результат проделанной в отрасли работы. Это – огромная радость для нас всех, хорошие показатели. Вы проделали большую работу, с честью справились с поставленной задачей.

В этой связи хочу выразить благодарность выпускникам, успешно выдержавшим испытание и получившим высокие оценки, директорам школ и педагогическому сообществу, организаторам, на должном уровне проводившим это важное мероприятие.

Особое внимание уделяется повышению статуса учителя, улучшению условий труда и быта.
За последние три-четыре года сотни учителей по программе государственного жилья были обеспечены квартирами, улучшив социальное положение.

В течение прошлого учебного года в городе были выделены новые квартиры почти 300 учителям, а в районах обеспечены жильем около 100.

Кроме того, для работников бюджетной сферы ведется строительство арендного и кредитного жилья, по завершении которого еще сотни учителей смогут вселиться в новые квартиры.

Наряду с этим, на предыдущем совещании было поручено наделять работников отрасли земельными участками с водой, газом, светом. Работа пока ведется медленно, на что есть свои причины, но она обязательно будет выполнена, слово свое сдержим.

Будут расти почет и горячая поддержка обладателей этой профессии, двигающих вперед процесс образования!

Еще одна масштабная работа в отрасли — решение набившего оскомину кадрового вопроса.
В прошлом учебном году в школы области пришли 196 специалистов, 130 из которых были направлены в сёла. На сегодняшний день потребность составляет 116 учителей, а ожидается прибытие 148 специалистов-педагогов, то есть кадровый вопрос будет полностью решен.

Мы будем оказывать небывалую до этого поддержку и предоставлять льготы, выделять жильё учителям опытных и молодым специалистам, направившимся работать в село, чтобы поднимать его.
Таким образом, за три года мы решили проблему кадров в области. Это – наше общее достижение.

И все же, в сфере образования еще достаточно моментов, требующих внимания.

Самый важный из них – качество обучения. Вышеназванных успехов мы добились только благодаря нескольким передовым школам: Областной национальной гимназии, лицею им.Ж.Досмухамбетова, школе-интернату для одаренных детей, казахско-турецкому лицею, Малой академии искусств. Это надо признать.

Например, 170 учеников в этом году получили «двойки». Особенно много учеников, получивших низкие оценки в школах Жылыойского и Курмангазинского районов. Это – большой минус не для учеников, а прежде всего для учителей. Работники сферы образования названных районов должны сделать выводы из этого.

При анализе качества знания в школах много оценок «удовлетворительно». На самом же деле мы хорошо знаем цену такой «тройке».

Кроме того, часто встречаются факты завышенных оценок. Лишний балл все равно не прибавит знаний ученикам. Выясняется, что низок уровень знаний наших выпускников, обучающихся в университетах в других городах.

Очень сложно определить: какими способностями обладают выпускники наших школ. Задача одна – лишь бы поступить в какое-либо учебное заведение. Кроме этого нет никаких планов, целей и не готов к самостоятельной жизни.

Поэтому школа, помимо привития знаний, должна формировать мыслящих, способных противостоять жизненным трудностям и умеющих принимать решения в сложных ситуациях личностей. Президент ставит большую задачу по подготовке креативно и новаторски мыслящих, всесторонне образованных современных менеджеров.

Подготовка к Единому национальному тестированию должна вестись в течение всего года. Нам необходимо еще повысить качество по ЕНТ, добиться высоких показателей.

Для этого поручаю акимам районов и отделам образования взять в руки вопрос открытия в районах центров подготовки учащихся к тестированию.

Создаем необходимые условия для образования одаренных детей, для раскрытия их талантов. Радует, что среди них есть ребята с большим будущим и высокими стремлениями. Поэтому мы создали специальный фонд по поддержке талантливой молодежи, на средства которого выпускники школ могли бы учиться за рубежом. В этом году направлены на обучение за границу 14 наших ребят. Эта работа будет продолжена и в дальнейшем.

Актуален вопрос квалификации учителей. В данном направлении сделано немало, но все же он требует особого внимания. Причем, эта проблема существует как в городе, так и в районах.
Во многих случаях слабо ведется работа по подкреплению теоретических знаний учителей практикой.

У нас есть институт у совершенствования учителей, методические центры, где и следует учителям повышать свою квалификацию. В этой связи хочу сказать, что кадровый вопрос мы решили, теперь должна быть конкуренция между школьными учителями. Где есть конкуренция – там будет прогресс и в качестве знаний, воспитания, в учебном процессе, в работе сферы в целом.

Наряду с этим, нужно разработать рейтинг учителей школ. По результатам будет выявлен и тот, кто реально работает, и тот, кому следует освободить место для настоящего профессионала. По итогам рейтинга будут приниматься и необходимые меры.

Было дано поручение по разработке мер стимулирования педагогов. Должны быть разработаны данные по работникам сферы образования и учителям-передовикам по области. Однако до сих пор от руководителей данной отрасли не поступило ни одного предложения.

Сейчас есть предприятия, изъявляющие готовность помочь. Есть возможность поощрения 2-3 раза в год. Если нет нужды, социальное положение учителей превосходное, не будем делать эту работу.

Килымгали Кайненович, вам поручение:

Мы найдем предприятия, которые будут выделять средства. К предстоящему профессиональному празднику учителей выдайте в качестве поощрения денежные премии 1000 или 2000 лучших педагогов в размере от 50 000 до 100 000 тенге. И это мероприятие должно стать ежегодной традицией.

Необходимо, чтобы каждый учитель на должном уровне обладал знаниями и применял в своей работе передовые информационные и обучающие технологии. Закупленные интерактивные доски и другое современное оборудование должны регулярно применяться в каждодневном учебном процессе.

Еще одна большая проблема в развитии сферы образования — воспитательный процесс. Учителя не должны ограничиваться лишь преподаванием. Нужно воспитывать в учениках чувство патриотизма, содействовать формированию в них уважения к гуманистическим, национальным ценностям.

Если эти качества не будут привиты ребенку в школе, то чего же ждать от него завтра? Какой же он будет патриот страны?

Этому вопросу нужно уделять особое внимание, начиная с детского сада.

Еще одна актуальная проблема – не ведется работа по профессиональной ориентации школьника, предварительной подготовке его к выбору определенной специальности. Выбор профессии учеником – этот вопрос должен волновать преподавателя в первую очередь. Часто наши выпускники не знают, куда пойти учиться после школы. Именно поэтому сегодня на рынке труда образовался дефицит востребованных специалистов, а ненужных кадров – пруд пруди. Вы обязаны помогать своим ученикам в выборе будущей профессии, направлять их на верную дорогу в жизни.

А мы должны поставить на должный уровень работу по подготовке кадров и профориентации молодых.

Ещё одна важная задача – стабилизация кадров.

Акимы некоторых районов вообще не занимаются созданием необходимых условий для прибывающих учителей. Об этом уже говорилось, и сейчас скажу: необходимые средства для этого выделю. Однако же некоторые молодые специалисты до сих пор не имеют крыши над головой. Предупреждаю в последний раз: если впредь прибывший учитель окажется без жилья, социальной помощи и без элементарных условий, акимы районов будут нести за это личную ответственность.

Когда поднимается кадровый вопрос, нельзя обойти вниманием процесс подготовки директоров школ. Ситуация сложилась неоднозначная.

В работе управления не чувствуется ни четких критериев, ни системы в отборе кадров.
Вследствие этого некомпетентность директоров, сложившаяся отрицательная морально-психологическая ситуация в некоторых школах, разрозненность в педагогическом коллективе – эти негативные явления в общеобразовательных учреждениях становятся известны общественности.

Продвинутые, думающие по-новому и умеющие организовать работу специалисты не привлекаются к директорству школами. Кроме того, нам известно, как работают областные аттестационные комиссии. Обирание учителей, начиная с директоров сельских школ, 2-3 дневные «гостевые» визиты с банкетами, получением подарков стали негласной традицией. Все это нужно прекращать. А допустившие подобное преступление лица должны быть уволены. Килымгали Кайненович, вы напрямую отвечаете за это.

Кроме того, все еще работающие, не высвобождающие места молодым люди пенсионного возраста должны уступить места последователям.

Встречаются факты, когда специальные предметы преподают те, у кого нет соответствующей специальности. Вдобавок к этому, за 7 месяцев 2010 года в сфере образования было возбуждено 55 уголовных дел по статье коррупционные преступления. К этому имеют отношение директора и бухгалтеры отдельных школ. Такое преступление совершенно недопустимо в храме знаний – школе, призванной формировать понятия человечности, честности, справедливости в сознании детей.

Все вышесказанное происходит из-за того, что неправильно организована работа в школах, учебный и воспитательный процессы в них. Есть и такие директора, которые сидят по двадцать лет в своем кресле, превратив школу в собственность. Об этом поступают многочисленные жалобы.

Если руководитель не соответствует требованиям закона, то не надо его держать. Необходимо провести ротацию кадров и вверить эту работу людям, умеющим работать, молодым.

Нужно проанализировать деятельность руководителей школ и принимать их на работу лишь на договорной основе. Поручаю разработать базу данных кандидатов на эту должность и подготовить кадровый резерв.

Следующий вопрос – подростковая преступность. Например, на сегодняшний день 33 ученика состоят на учете в наркологическом диспансере, 239 учащихся — на учете в департаменте внутренних дел. С начала года зарегистрировано 1056 преступлений, 45 несовершеннолетних привлечены к уголовной ответственности. По сравнению с предыдущими годами количество правонарушений и преступлений с участием несовершеннолетних сократилось, однако это не повод для самоуспокоения. Это лишь официальная статистика. Горькая правда в том, что в целом в школах нет дисциплины.

Еще одно негативное явление – это религиозный экстремизм среди детей и молодежи. На сегодняшний день экстремизм превратился в особо опасный фактор религиозно-конфессионального характера. Наша молодежь уязвима перед неформальными религиозными течениями и идет на поводу у разжигателей национальной и религиозной розни. И это — проблема не только нашей области, но и всей республики. Ситуация тревожная. На мой личный блог во время приёма поступает очень много жалоб. Не буду называть имен, но ряд заявлений поступил из 3-4 школ мкр.Авангард. Директора школ должны привести ситуацию в порядок, если не смогут – пусть освобождают место работы.

Здесь напрашивается вопрос, где же работа школьных инспекторов.

От увеличения числа школьных инспекторов результата нет. По штату числятся, но работы не видно. Существует опасность, что некоторые школы могут превратиться в криминальные очаги. Мы дожили до того, что родители, отправляя детей в школу, со страхом ждут их возвращения.
Инспектора должны вплотную работать с правоохранительными органами. Необходимо усилить работу в данном направлении. На сегодняшнюю конференцию специально приглашены руководитель полиции и все его заместители. В данном направлении с вас должен быть особый спрос.

Признаться, лицом к лицу борьбу с религиозным экстремизмом ведут лишь правоохранительные органы и местная исполнительная власть. Несколько органов не в силах решить проблему всего общества. Для этого требуются совместные усилия. Между тем этой проблемой занимаются несколько государственных и неправительственных организаций, общественные объединения, многие молодежные группы, движения, политические организации. И деятельность их только формальна, реальных дел нет. А некоторые общественные объединения вместо того, чтобы бороться с этой проблемой, сами влились в ряды радикальных религиозных течений.

Сегодня созданы все условия: и нормативные, и организационные, и политические — для совместной работы государственных органов, общественных институтов и объединений.
В этой связи поручаю управлению образования, департаменту внутренней политики, всем соответствующим органам изучить религиозную ситуацию в области, разработать программу по ее оздоровлению, принять комплекс конкретных мероприятий. В них должны быть четко указаны каждая школа, каждый ученик, придерживающийся радикального религиозного течения.

Родители, директор, учитель и инспектора вместе должны отвечать за каждого ребенка, поддавшегося такому влиянию и вести работу, назначив человека, контролирующего это.
В обязательном порядке эту работу должны организовать и руководители города и районов.

Мы должны изжить равнодушие населения к этой актуальной проблеме. Сейчас нет вопросов, не касающихся нас. Кто даст гарантию, что завтра и ваш ребенок не окажется среди них?

В ближайшее время данному вопросу будет посвящено специальное расширенное совещание с участием всех правоохранительных органов. Будут приняты соответствующие меры, достигнуты конкретные результаты.

Кроме того, важный вопрос повестки дня – сегодня на местном уровне практически отсутствует молодежная политика.

За исключением разовых акций, не видно конкретных дел. Никто этим не занимается.

Сегодня нет молодежной программы. Но мы не должны сидеть сложа руки, нужно принять комплексные меры, посвященные местной молодежи.

Если оперировать статистическими данными, из 150 тысяч молодежи области 80 тысяч проживают в городе, остальные – в селах. И в вузах, средних и специальных учебных заведениях Атырау обучаются 70 процентов сельской молодежи, большинство из которых по окончанию учебного года возвращаются домой. Как они проводят свои летние каникулы? Где молодежные организации, которые должны организовывать досуг? По официальным данным, у нас в регионе зарегистрировано 20 организаций, из которых активно работают только 5-6. Остальные же, ссылаясь на отсутствие средств, лишь числятся. Но наши молодежные организации не заинтересованы в том, чтобы взяться за какое-либо дело. И если мы хотим оградить наших детей от криминала, несчастных случаев, бессмысленного времяпрепровождения, то очень важна роль этих мероприятий.

Качественно должна вестись подготовка к зимнему периоду. Средств выделено достаточно. Ожидается, что зима в этом году будет суровой. Поэтому объекты образования должны быть тщательно подготовлены к ней. И спрос за это будет в первую очередь с каждого директора школы, затем с руководителя управления.

Немало сказано о чистоте в школах. Конкретных результатов нет. За это прямую ответственность должны нести управления образования города и районов. Нужно создать специальную комиссию. Все школы обеспечены газом, водой, светом, созданы все условия.

Однако в некоторых школах в самом центре города нет чистоты. Территория их обросла сорняком. Мы построили при школах спортивные площадки, которые разрушаются. Не ведется должным образом благоустройство территорий школ. Нужно все это привести в порядок. В противном случае директора будут освобождены от должности. Нужно обязать руководителей.

Пришло время отрегулировать проблему школьных столовых, которые не соответствуют требованиям, каждый озабочен своим бизнесом. Кроме того, отстает работа по обследованию здоровья школьников. Здоровье подрастающего поколения для нас важнее всего.

С этой целью поручаю компетентным органам строго контролировать вопросы подготовки к зиме, благоустройства школ, столовых, обследования здоровья учащихся.

Проблемы подрастающего поколения, учебно-воспитательная работа всегда находятся в центре внимания. Где бы мы ни работали, чем бы мы ни занимались, в конечном итоге мы делаем все для будущего.

Безусловно, мы понимаем, что работа у вас тяжелая, заработная плата — невысокая. Поэтому меры по повышению престижа учителя, улучшению социально-бытовых условий педагогов, стимулированию их труда будут продолжены. Эти вопросы не снимаются с повестки дня.
Уважаемые учителя!

Как отметил Глава государства, перед вами стоит задача воспитать грамотное и умелое поколение, способное решать общественно-политические, экономические вопросы завтрашнего дня.

Пусть у вас будет больше талантливых и знающих учеников, которые прославят нашу страну!
Поздравляю Вас с 15-летием нашей Конституции – основой нашего суверенитета и новым учебным годом!

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button