Образование

Будущий педагог, получи навыки предпринимателя!

Учебным заведениям технического и профессионального образования нужно

ориентироваться на реальные потребности рынка труда и соответствовать задачам нового экономического курса страны.

Из Послания Главы государства Касым-Жомарта Токаева

народу Казахстана. 1 сентября 2022 г.

Атырауских студентов – будущий ли это педагог, юрист, психолог или экономист, вне зависимости от выбранной специальности – с недавних пор обучают предпринимательским навыкам. Таковы реалии сегодняшнего дня. Об интересном проекте международного образца в интервью «ПК» рассказала вице-проректор Атырауского университета им. Х. Досмухамедова Кансулу УТЕПКАЛИЕВА.

Кансулу Мусаевна, неужели прямо с первого курса обучают предпринимательским навыкам? И вообще, откуда этот проект взялся?

– Для начала сообщу, что проект в Атырауском университете стартовал с прошлого учебного года в рамках международной программы «Эразмус+». Это не первый эразмусовский проект, который мы поддерживаем. Раньше являлись участниками таких структурных программ, как «Обучение устойчивому развитию на протяжении всей жизни», в рамках которого тесно сотрудничали с детсадами и начальными классами школ Атырау, итогом стало включение в учебные программы нашего вуза ряда дисциплин.    Участвовали еще в одном проекте по переходу университетов к автономии. Был проект по организации трудоустройства выпускников вузов. Теперь внедрили еще одну программу по обучению предпринимательским навыкам.

Вообще, программа Эразмус+ направлена на дальнейшее содействие модернизации и устойчивому развитию систем образования и обучения, поддержку развития молодежной политики и спорта, а также совершенствование навыков и таким образом улучшение возможности трудоустройства людей. А новая эразмусовская программа TRIGGER, которая действует теперь в нашем вузе, предполагает значительное увеличение инвестиций в развитие человеческого потенциала. И цель ее – способствовать экономическому росту путем создания благоприятных условий для лучшей занятости выпускников в странах Центральной Азии.

Чем проект интересен: наши выпускники будут востребованы на рынке труда. Каждому из них, вне зависимости от полученной профессии, привить именно предпринимательское мышление, чтобы он по завершении учебы в вузе смог трудоустроиться, открыть свое дело. Студентам прививаются предпринимательские навыки, причем, чтобы человек в дальнейшем смог не только трудоустроиться, но и создать дополнительные рабочие места!

Мы разработали дисциплины в рамках одного модуля, и они элективные, то есть студент сам может выбрать, когда начать занятия по ним, как на первом курсе, так и на втором, третьем, четвертом, то есть по завершении учебы у него эти навыки уже будут.

Обучайся предпринимательству смолоду

– Да! Замахнулись вы! А кто обучает всему этому? Наши профессора или приезжие?

– Партнерами в проекте являются отечественные вузы – Евразийский Национальный университет им. Л.Н. Гумилева (Астана), Торайгыров университет (Павлодар), европейские – технический университет Кошице (Словакия, Кошице), университет прикладных наук Вены (Австрия, Вена), университет Côte d’Azur (Франция, Ницца). Кроме того, Ассоциация развития и инноваций ASTRA (Словакия, Кошице), тренинговая, консалтинговая и высокотехнологичная компания IDEC (Греция, Пирей). А также Термезский государственный университет (Узбекистан, Термез), Наманганский инженерно-технологический институт (Узбекистан, Наманган), Наманганский инженерно-технологический институт (Узбекистан, Наманган) и др.

В проекте TRIGGER предусмотрено изучение таких тем, как     «Повышение уровня предпринимательского образования и развития навыков», «Создание/совершенствование системы карьерного роста, трудоустройства и корпоративных услуг» и проч.

Да, вы задали актуальный вопрос – кто будет обучать предпринимательским навыкам студентов? В нашем вузе уже проходила встреча участников проекта «Стимулирование инновационных подходов и предпринимательских навыков студентов через создание условий для трудоустройства выпускников в Центральной Азии». Тогда приезжали коллеги из Австрии – профессора Дитмар Пайер (Dietmar Paier) и Йоханнес    Вэтцингер (Johannes Wetzinger) с презентацией «Схема предпринимательского образования в университете». Также был организован семинар коллегой из Словакии Отто Хюдек (Oto Hudec) из технического университета в Кошице.

Прошлой осенью состоялся еще один обучающий семинар по    содействию в трудоустройстве выпускников и сотрудничеству между вузами и работодателями. Участники проекта (в числе которых директор департамента науки АУ им. Досмухамедова А. Бакирбекова, руководитель проектного офиса ASU Innovation Ш. Бисалиева, декан факультета Э. Адиетова, завкафедрой экономики Р. Сабирова и др.) организовали обучающий семинар для работников вуза, непосредственно принимающих участие в трудоустройстве и карьере студентов-выпускников. Интересным оказался второй день семинара, который прошёл в виде практического занятия – как    организовать сотрудничество между вузами и работодателями и содействовать трудоустройству выпускников.

В то же время Атырауский университет имени Халела Досмухамедова посетили европейские партнеры проекта TRIGGER – эксперты из университетов Кошице, Словакии, Франции, они ознакомились с инфраструктурой университета. Побывали на семинаре по предпринимательству для обучающихся, по итогам которого заместители деканов факультетов, преподаватели кафедр, ответственные за практику, сотрудники офиса карьеры и практики Атырауского университета приобрели профессиональные навыки в области содействия в трудоустройстве выпускников и    сотрудничества между университетами и работодателями.

Перед Новым годом участниками проекта TRIGGER «Стимулирование инновационных подходов и предпринимательских навыков студентов через создание условий для трудоустройства выпускников в Центральной Азии» проведен тренинг «Подготовка эффективной программы предпринимательского обучения». Спикерами выступили побывавшие на выездной сессии на базе Венского университета прикладных наук BFI (Вена, Австрия), среди которых Шарбат Бисалиева, Рысты Сабирова и я. Мы поделились знаниями в области стратегии внедрения обучения предпринимательству; реализации SMART-стратегии; рассказали о деятельности и мерах, задачах, роли и обязанностях по поддержке обучения предпринимательству; о презентации системы предпринимательских компетенций и многом другом.    

Чуть позже мы провели встречу на тему «Актуальные проблемы востребованности выпускников университета на рынке труда и пути ее повышения», куда пригласили не только профессорско-преподавательский состав, ответственный за практику на факультетах университета, но и работодателей, представителей стажирующих учреждений. Участники ознакомились с основными задачами TRIGGER, в том числе с трудоустройством выпускников и их востребованности на рынке труда. Работодатели были представлены различными структурами рынка труда – сфера образования, банки, учреждения юстиции, сфера средств массовой информации и т.д. Участники встречи заострили внимание на существующих проблемах рынка труда для выпускников университета и предложили различные варианты    успешного трудоустройства и востребованности молодых специалистов.

В Австрии научили

Получается, что вы с рядом коллег побывали в Австрии, где непосредственно и обучились – как же преподавать студентам навыки предпринимательства?

– Да, мы были на выездной сессии в рамках проекта «Стимулирование инновационных подходов и предпринимательских навыков для студентов через создание условий для трудоустройства выпускников в Центральной Азии» (TRIGGER) программы Эразмус+, которая проходила в стенах Венского университета прикладных наук BFI.

Там обсуждалась тема «Повышение уровня предпринимательского образования и развития навыков», которая включает аудит предпринимательской образовательной деятельности университета в странах-партнерах; выявление пробелов, потенциальных несоответствий знаний и навыков; подготовку представителей вузов в разработке программ эффективного предпринимательского образования; разработку эффективной схемы обучения предпринимательству; обновление эффективной схемы обучения предпринимательству.

На выездной сессии венские светила науки рассказали об определении концепции предпринимательства, соответствующего склада ума, выявили стратегии внедрения обучения, которые партнеры из Центральной Азии презентовали после бурных обсуждений (особенно в определении роли преподавателя в обучении студентов азам бизнеса).

К слову, тогда, на сессии, партнеры из технического университета, что в Словакии, акцентировали: мол, для повышения активности обучающихся к формированию предпринимательского мышления необходимы ресурсы, инфраструктура и среда. А вот какова она на сегодня в наших университетах – этот вопрос задал для себя каждый участник, и как результат мы показали свое видение в презентации. В принципе, в нашем вузе есть необходимые ресурсы и среда.

Мы также уделяли внимание обсуждению мероприятий и мер по развитию предпринимательского обучения, профессорско-преподавательского состава.

– Словом, прокачали вы проект неплохо?

– Да, полностью погрузились в аудит предпринимательской образовательной деятельности университетов, выявили пробелы, потенциальные несоответствия знаниям и навыкам; посмотрели по-новому и с критической стороны на свои силлабусы с точки зрения их эффективности при формировании предпринимательского образования. Каждый из участников проекта составил свой план    по реализации результатов тренинга при разработке силлабусов и преподавании.

Мы также обсудили еще одну проблему, с которой нередко сталкиваемся: как привлечь студентов неэкономических направлений подготовки к разработке start-up-проектов, как поддержать их? И это, думаю, тема для нашего нового разговора

Надежда ШИЛЬМАН

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button