Физика – и в Африке физика

fizika – i v afrike fizika Образование

Для учителя физики городской школы-лицея №16 Светланы Цой (девичья фамилия Жандина) Год Тигра начался с очень хороших событий: она стала победителем республиканского конкурса, в котором удостоилась первого места, звания «Лучший учитель Казахстана» и премии в 500 тысяч тенге. А совсем недавно они с мужем Артуром въехали в новую квартиру.

Анжелика КИМ

Встретиться с представителем СМИ лучший педагог страны согласилась не сразу, но, узнав о цели нашего визита – провести с учителем один день, чтобы посмотреть, как она работает в режиме онлайн, а заодно и поделиться своими успехами, пригласила нас в гости. В новой уютной двухкомнатной квартире Светлана Ивановна сидела за рабочим компьютером, так как школьные занятия переведены на удаленный формат. Сегодня по расписанию у нее 12 уроков: 6 – в первую смену и столько же во вторую. И так каждый день, кроме пятницы, когда у нее уроков после обеда нет. Пока учитель вел онлайн-урок, мы огляделись. Рабочее место было организовано на небольшом столике, там же стоит компьютер, рядом лежат телефон, планшет, наушники, блокнот с расписанием уроков и… тонометр для измерения артериального давления с лекарствами.

– Без тонометра никак, давление поднимается до 200, – поясняет учитель, заметив наш недоуменный взгляд. – В сентябре я перенесла левосторонний микроинсульт и микроинфаркт, с тех пор восстанавливаюсь.

fizika – i v afrike fizika

БОГ – НЕ ТИМОШКА…

Скажем сразу, у Светланы Ивановны при ставке 16 часов 46 (!) часов физики. А это целых 13 классов – с 7 по 11. Она ведет физику в параллельных классах: в четырех 7-х, трех – 8-х и по два класса – 9, 10 и 11-х, всего пять подготовок. А еще есть лабораторные работы, проверка домашних заданий, заполнение электронного журнала «Кунделик», загрузка материалов на платформу «OnlineMektep», подготовка маршрутных листов (поурочные планы), СОР и СОЧ.

– Я ложусь спать в два часа ночи, – делится с нами учитель. – А когда мы работали в штатном режиме, то мне приходилось вести уроки в три смены: с 8 утра – три урока онлайн-курсов, к 12 часам я бежала в школу во вторую смену, и в 15.00 начиналась третья смена, которая длилась до 20.00. И все это из-за того, что в Атырау нет учителей физики, – говорит Светлана.

– Вот хорошо, что в этом году к нам пришел молодой педагог, так и у нее нагрузка 30 часов.

Сейчас по расписанию у Светланы Ивановны урок физики в 11 «В» классе. Дистанционный урок начинается с того, что учитель просит ребят войти на платформу «OnlineMektep». Здесь она видит, кто сидит на уроке, а кого нет. Это самое главное. В процессе урока учитель наблюдает, какое задание и за какое время ребенок выполнил. В течение 45 минут Светлана Ивановна не позволяет ребятам куда-либо отлучаться или заниматься посторонними вещами. Она организует свой урок таким образом, что в режиме онлайн видит пошаговую работу каждого ученика. Если ребенок выполнил задание, то на уровне его фамилии полоска окрашивается в зеленый цвет, если нет – то в красный. Учитель сразу дает обратную связь, спрашивает, почему задача не решена, что было непонятно. В помощь ребенку на платформе есть кнопка, нажав на которую, можно увидеть правильный ответ и объяснение данного задания. За 5 минут до окончания урока Светлана Ивановна подводит итоги и суммирует все выполненные и невыполненные задания. Затем высылается маршрутный лист с заданиями, а в конце дается дескриптор, то есть описание уровней, по которым будут оцениваться достижения учащегося по каждому критерию и выставляться баллы.

Кроме того, учитель работает и в Zoom, просит выполнить задания в тетради, чтобы видеть, что ребята действительно работали, а не просто списали ответы. Только в этом случае учеников ждет высокий балл. Закончив занятия, Светлана Ивановна показывает нам свою электронную почту, куда ученики скидывают ей домашние задания, лабораторные работы или тесты. Всего в день к ней приходит от 50 до 200 писем (!). Работы сегодня предстоит еще много.

ТЕПЕРЬ О ПОБЕДЕ

Светлана Ивановна сказала нам, что за два года дистанционного обучения подружилась с платформой «OnlineMektep»: на ней она изучила множество материалов, видеоконференций, методических рекомендаций, прошла курсы по повышению квалификации. Кроме того, сюда же запускает и свои авторские уроки, тесты по СОР (суммативное оценивание за раздел пройденного материала) и СОЧ (суммативное оценивание за всю четверть), которые разрабатывает сама. По рейтингу использования образовательной платформы «OnlineMektep» атырауский учитель физики стоит на первой строчке. (МОН отслеживает рейтинг учителей, которые вместе с учениками активно работают на этой платформе. А также учитывается количество скачиваний именно твоих авторских работ. А.К.)

– А еще мне очень нравится, что на ней систематически запускаются конкурсы не только для учителей, но и учеников (есть ребята, которые выиграли телефоны, планшеты, ноутбуки. А.К.). И в этот раз я решила принять участие в одном из таких конкурсов. Оказалось, не зря, – говорит собеседница.

По условиям республиканского конкурса «Лучший учитель Казахстана» участникам необходимо было в течение всей четверти выкладывать на платформе «OnlineMektep» свои уроки, фиксировать работы своих учеников, показывать, умеют ли дети работать с данной программой. Кроме этого, Светлана запускала авторские уроки физики и решение задач учеников не только на русском языке, но и на английском.

– Все предметники технических специальностей прошли полуторагодичные курсы английского языка. И я провожу такие уроки факультативно, чтобы дети знали терминологию и смогли решать задачи, применяя английский язык, – поясняет учитель. – Чтобы пройти во второй тур, необходимо было набрать 10 тысяч бонусов, причем баллы начислялись за каждого ученика, выполнившего задания на «OnlineMektep» в течение всей второй четверти. Также учитывалось и твое участие в обучающих семинарах, и разработка авторских работ. По итогам первого тура я была допущена во второй, где мне предстояло ответить на 30 вопросов за 30 минут. В итоге, набрав порядка 30 тысяч бонусов, я заняла первое место, – рассказывает победитель.

Скажем, что в республиканском конкурсе приняли участие педагоги из 15 областей, и атырауский физик был признан лучшим. Кроме того, ее имя вошло в книгу Почета «Слава учителю», она награждена нагрудным знаком «Ұстаз даңқы – 100 есім», научные статьи педагога напечатаны в республиканском научно-методическом журнале «Qazaq Bilimi» и еще много других достижений. Думаем, этим можно гордиться!

По словам Светланы, сейчас «BilimLand» запустил еще один конкурс «Лучший учитель-новатор», в котором она тоже решила принять участие.

НАЧАЛО НАЧАЛ

Любовь к точным наукам началась у нее со школьной скамьи. А если точнее, то с учителя физики – Феликса Харитоновича Югая. Светлана до сих пор тепло отзывается о своем учителе, классном руководителе и соседе по дому.

– Вообще, именно Феликс Харитонович определил выбор моей профессии. В 1989 году, сразу после школы, я мечтала уехать в Москву, выучиться на геолога. Но родители побоялись меня отпускать в чужой город, да еще 90-е годы были непростыми. И я решила, что в этом году поступать не буду, а пойду работать. Молодая девушка, конечно, расстроилась и поделилась своими планами с классным руководителем. – Через день Феликс Харитонович мне объявил: «Готовься к вступительным экзаменам, я твои документы отдал в пединститут. Что ты будешь целый год терять? А после первого курса переведешься в Москву, если захочешь», – дал мне совет учитель. Вот так я и попала в педагогический на специальность «учитель математики, физики и информатики», – продолжает рассказывать собеседница.

Но, как говорится, мы предполагаем, а Бог располагает. На втором курсе Светлана встретила парня и вышла замуж, и там уже было не до Москвы. Ее суженый ушел в армию, а она ждала и училась.

– После окончания вуза я получила направление в школу имени Крупской, но и тут Феликс Харитонович приложил свою руку, он помог мне устроиться в школу №16, рядом с домом, – говорит с улыбкой Светлана.

На тот момент она уже была молодой мамой – сыну исполнился годик, и мудрый учитель, зная эти обстоятельства, понимал, насколько важно женщине, у которой маленький ребенок, иметь работу рядом с домом. А потом, волею судьбы, когда Феликс Харитонович сильно заболел и не мог работать в школе, его часы физики передали ей. Вот с тех самых пор, с 1994 года, Светлана Цой работает учителем физики в школе-лицее №16 уже на протяжении 28 лет.

В беседе с нами наша героиня вспоминает своих наставников, у кого перенимала опыт: это Светлана Мутиевна, Фаруза Шангереева, Виктор Рассухин и многие другие. За годы своей педагогической деятельности она успела поработать в НИШе, преподавала в КТЛ, вела питерские курсы по физике, и ее до сих пор приглашают на работу частные школы, образовательные центры, но Светлана остается преданной своей школе.

За почти 30-летний опыт работы Светлана Цой выпустила более 200 учеников. Сам учитель говорит, что все дети хорошие и талантливые. Нужно только помочь им выбрать верное направление. И в подтверждение сказанных слов отмечает, что сегодня ее выпускники – студенты университетов Алматы, Москвы, Питера и в основном учатся на гранте.

– А нынешние ученики – неоднократные призеры и победители многочисленных городских, республиканских и международных конкурсов. Например, два года назад мой ученик занял третье место в международном конкурсе научных проектов о космосе. Над его идеей – запуск лифта в космос – мы работали три года, с этим проектом прошли городской, областной, республиканский конкурсы научных идей и, как результат, 3 место на международном уровне. Разве это не мотивация?

А однажды 9-классник пришел к ней с вопросом: «Светлана Ивановна, как вы думаете, можно собрать двигатель на водородном топливе?» И, что самое интересное, с такими проектами к ней приходят вовсе не отличники.

– Для меня важно, когда ученик начинает думать, размышлять, вникать, а не учиться ради оценки. Только ради таких моментов стоит работать в школе, – говорит учитель.

Да, успех учителя – это, прежде всего, достижения его учеников. Конечно, не все в итоге станут физиками, но со временем многие понимают, что база, заложенная в школе, им пригодится. К слову, при сдаче ЕНТ физика, как школьный предмет, включена в 52 специальности. И пусть интерес к учебе уже не тот, но он есть. В каждом классе, в каждой школе обязательно найдутся несколько учеников, которые подают большие надежды.

Может быть, в этом и кроется секрет обаяния школьного учителя? Он не махнет рукой на менее способных, а в каждом видит потенциал.

ПРО ЗАКОН ОМА И БОКОВОМ ВХОДЕ В ПРОФЕССИЮ

В разговоре со Светланой мы задели и тему кадрового дефицита, а если конкретно, то о маневре Министерства образования и науки, который прозвали «боковым входом в профессию». Поясним. В законе «О статусе педагога» есть статья 10, которая гласит: «Лица с профессиональным образованием, не имеющие педагогического образования, впервые приступающие к профессиональной деятельности педагога по соответствующему профилю, проходят педагогическую переподготовку на базе организаций высшего и (или) послевузовского образования».

То есть главное – иметь знания о самом предмете, быть специалистом в области, смежной с учебной дисциплиной, а недостающие навыки по психологии и педагогике можно добрать на краткосрочных курсах профессиональной переподготовки.

Получается, что переводчику теперь можно доверить преподавание иностранного языка, спортсмену – уроки физкультуры, врач может стать учителем биологии… (Интересно, какой предмет может вести журналист?).

– Эксперименты в образовании – эта больная тема. Честно признаться, даже не знаю. Возможно, этот маневр и восполнит дефицит школьных педагогов. Ведь в последнее время ситуация в учительской среде меняется в лучшую сторону: пусть не так быстро, но растут зарплаты, подняли доплаты за проверку тетрадей, педагогов освободили от излишнего бумаготворчества, ослабили проверки, ввели штрафы за их оскорбление. При этом у нас самый длинный отпуск – 56 дней. Престиж профессии медленно, но поднимается, – размышляет педагог. (Кстати, будучи учителем русского языка и литературы, я сама работала и в начальных классах, преподавала историю, географию и даже рисование. Подобная практика была и в сельских школах. Там даже работали люди без педагогического образования, и среди них были те, кто по-настоящему любили свой предмет и работу с детьми).

– Вот, например, что касается обновленной школьной программы. Поначалу многие возмущались и онлайн-обучению. Но, надо признаться, здесь есть свои плюсы. Еще два года назад я и не думала, что освою цифровизацию так, что на платформе «OnlineMektep» буду чувствовать себя как рыба в воде, – продолжает размышлять Светлана.

По ее мнению, решив проблему с педагогическими кадрами, в школах решат и проблемы с количеством учеников в классах, что отразится и на качестве знаний.

– Когда в одном классе сидят по 30 человек, проводить уроки сложно, а групповые работы – вообще не реально. Для того чтобы уделить время каждому ребенку, класс должен делиться по группам. Об этом говорил и министр образования, ведь в НИШе такая система обучения. Тогда будет и творческая работа, и групповая, когда каждый ученик сможет себя проявить, – говорит учитель.

– А сегодня это сделать невозможно просто потому, что не хватает учителей. Кроме того, она отметила, что учителям точных предметов, как то математика, физика, информатика, повезло больше, чем гуманитариям. – В этом вопросе историкам и филологам сложнее. А у нас формулы, закон Ньютона, решение задач остались прежними. Закон Ома и в Африке – закон.

Завершая беседу с лучшим учителем страны 2022 года, мы с грустью подумали, что при такой нагрузке Светлана Ивановна тоже подумывает уйти со школы. К великому сожалению, врачи сказали 49-летней женщине, что ей светит инвалидность. К тому же из-за ее болезней первый компонент прививки от коронавируса дал осложнения, и она получила медотвод до апреля.

Муж Артур, с которым она живет уже 31 год, и взрослые дети – сын и дочь – настаивают на том, чтобы она нашла себе более спокойную работу и занялась здоровьем.

– Когда бывает тяжело, у меня появляются мысли о том, чтобы сменить профессию, – признается учитель. – Особенно в последнее время.

Но ее домочадцы нам сказали, что проходит время, кончается отпуск, и… Светлана Ивановна вновь спешит в родную школу к своим ученикам.

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Прикаспийская коммуна