Реакторы нового поколения безопасны
Опасения у казахстанцев вызывают вопросы подготовки специалистов для будущей АЭС и безопасной работы самого объекта. Но их в интервью «ПК» развеял генеральный директор алматинского Института ядерной физики Саябек САХИЕВ.
— Саябек Куанышбекович, для работы на таком важном объекте, как АЭС, требуются высококвалифицированные кадры. Они готовятся?
— Подготовка специалистов для атомной отрасли не новое направление для Казахстана. Кадры для этой отрасли готовятся на протяжении 20 лет. В Институте ядерной физики есть три учебных центра, где обучают на специалистов по ядерной/физической безопасности, по радиационной безопасности и по неразрушающим методам контроля. Все эти центры были открыты при поддержке МАГАТЭ и министерства энергетики США и отвечают международным требованиям. Всего в этих центрах было подготовлено более 4500 специалистов. Это как раз те специальности, которые будут востребованы для АЭС.
На сегодняшний день в Казахстане эксплуатируется три исследовательских атомных реактора: два реактора — в Национальном ядерном центре Республики Казахстан и один атомный реактор водо-водяной двухконтурный ВВР-К — в Институте ядерной физики. Кстати, реактор ВВР-К как раз такого же типа, который хотят построить для АЭС – водо-водяной двухконтурный. Так вот, всеми этими реакторами управляют наши специалисты, которые получили образование в казахстанских вузах. Как в настоящее время осуществляется подготовка таких специалистов? В казахстанских университетах готовят физиков-ядерщиков, дают в основном теоретические знания, затем после получения высшего образования молодой специалист приходит, например, работать в Институт ядерной физики на реактор ВВР-К. И он сразу стажируется на нашем реакторе и примерно течение года приобретает необходимые практические знания и навыки, затем сдает квалификационный экзамен и после уже допускается в качестве специалиста к работе на атомном реакторе.
В нынешнем году Институт подписал соглашение с ведущими вузами страны, в рамках которого разрабатываются совместные программы для подготовки инженеров-ядерщиков. Это те специалисты, которые непосредственно будут управлять работой атомных реакторов. Поэтому можно сказать, что база для подготовки инженеров-ядерщиков, специалистов АЭС в Казахстане уже имеется.
Отмечу, что в случае строительства АЭС вендор проведет дополнительную стажировку казахстанских специалистов непосредственно на АЭС.
— Двусторонний контроль атомных электростанций проводит МАГАТЭ. С какими учреждениями и ведомствами институт ядерной физики установил прочные контакты?
— На протяжении многих лет сотрудничаем с МАГАТЭ, Агентством по атомной энергии Японии и другими ведущими организациями по контролю и использованию ядерных технологий. В 2023-м подписали меморандум о сотрудничестве с французской компанией международного уровня «I2EN» по подготовке специалистов для АЭС. Поскольку у нас в Институте эксплуатируется атомный реактор, нас ежегодно контролируют инспекторы МАГАТЭ, которые проверяют работу реактора, контролируют обращение с ядерными материалами. Все эти инспекции мы проходим более 20 лет и прекрасно знаем, что такое международный контроль МАГАТЭ.
— Людей волнует безопасность атомной электростанции. Каковы риски? И какие гарантии, что на АЭС не произойдут аварии, не скажется ли «человеческий фактор»?
— Правильный вопрос. Некоторые считают, что АЭС «опасна» с экологической точки зрения, а также отмечают риск возникновения аварии, небезосновательно ссылаясь на всем известные аварии на Чернобыльской АЭС и АЭС на Фукусиме в Японии. В Казахстане планируется построить АЭС на базе водо-водяного атомного реактора поколения 3 и +3 с двухконтурной системой. Выбор не случаен: этот тип реактора самый безопасный в мире, ни на одном реакторе такого типа никогда не происходило аварий. Реактор в Чернобыле и реактор на Фукусиме относятся к другим типам – канальный одноконтурный реактор большой мощности и одноконтурный кипящий реактор, соответственно. Кроме того, эти реакторы были введены в эксплуатацию в 70-х годах прошлого века и относились к реакторам поколения 2. Что касается реакторов нового поколения 3 и +3, то они безопасны в плане конструкции и безопасны в плане эксплуатации. На реакторах такого поколения используется многоэшелонная система пассивной и активной защиты, которая исключает полностью воздействие человеческого фактора.
— Что это означает?
— Даже если человек, находясь за пультом управления реактора, захочет сознательно создать аварийную ситуацию, то автоматические системы пассивной безопасности реактора сразу остановят работу реактора, тем самым предотвратив аварию. Поэтому считаю, что тип реактора АЭС для Казахстана – это правильный выбор. Я уже упоминал, что в Институте ядерной физики эксплуатируется исследовательский атомный реактор типа ВВР такого же типа. Можно сказать, что это уменьшенная копия АЭС, которую планируют построить в Казахстане. Так вот, он эксплуатируется уже более 57 лет, и за все время эксплуатации не было ни одной аварии. Если наш реактор показал такую надежность и безопасность, то насколько безопасны реакторы нового поколения? Я сам работаю в этом Институте четверть века и больше половины этого срока занимался контролем и обследованием самого бака реактора и трубопроводов контуров реактора. А до этого семь лет работал в исследовательской лаборатории и проводил эксперименты на нашем реакторе и исследовал радиоактивные образцы. Поверьте, ничего страшного нет в атомной энергии.
— Над какими проектами в области АЭС в настоящее время работает институт?
— Уже говорил, что мы сотрудничаем со многими международными организациями в области ядерных технологий. Используя наш атомный реактор ВВР-К, проводим эксперименты по изучению свойств материалов для новых ректоров уже 4-го поколения, это высокотемпературные газовые энергетические реакторы, пока они находятся на стадии разработки технологий. И мы по результатам экспериментов уже дали рекомендации по совершенствованию исследованных материалов. Также мы активно изучаем материалы для термоядерных реакторов, правда, это уже не атомная энергетика, а термоядерная, но, тем не менее, не могу не упомянуть об этом.