Новости

Разные воды и разные вопросы

Про паводок, подпочвенную влагу, дренаж и…

Как идет готовность к весеннему паводку в этом году? Есть ли риски его воздействия в масштабе области? Какие меры принимаются в Атырауской области, чтобы снизить поднявшийся уровень подпочвенных и грунтовых вод? «ПК» разобралась в этом вопросе.

Риски под боком

 Эти проблемы и самое главное – пути их решения обсудили на совместном заседании депутатов областного и городского маслихата от партии «AMANAT» под председательством заместителя акима Атырауской области Кайрата Нуртаева. Как проинформировал начальник областного департамента по ЧС Нурлан Жанабаев, причины паводка общеизвестны – это повышение уровня воды в верховьях бассейнов рек Урал, Уил, Кигач, Шора, Жем и Сагиз, которое формируется в зависимости от влажности осенней почвы, запаса снега и влаги.

 – Согласно данным РГП «Казгидромет», в бассейнах рек Уил и Жем показатели влажности почв выше среднегодовых многолетних на 61-161 процент. Кроме того, по данным российского Приволжского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в текущем году в бассейне Урала уровень паводковых вод прогнозируется на максимальном уровне весеннего паводка — на 50-270 см выше нормы. В целях предупреждения подтоплений и снижения возможного ущерба от паводка на территории области департаментом разработан план мероприятий по подготовке, проведению весеннего паводка в этом году на территории Атырауской области и снижению от него возможного ущерба. План утвержден акимом области, – сообщил Жанабаев. Кроме того, руководство ДЧС области постоянно обменивается гидрологической информацией с коллегами из приграничных с Казахстаном российских Астрахани, Волгограда и Оренбурга.

Что там с дамбами и плотинами?

 В настоящий период на территории региона в коммунальной собственности имеется 31 гидротехническое сооружение (Ералинский гидроузел, три шлюза, 20 каналов и 7 защитных плотин). Техническое состояние гидротехнических сооружений признано удовлетворительным. Но ни одного водохранилища для сбора воды в области, увы, нет. Его наличие давало бы возможности для создания резерва воды, который в случае засухи можно было бы использовать в сельскохозяйственных и иных нуждах. Как отметил Жанабаев, в рамках Дорожной карты по нормализации функционирования оросительных систем на период 2022-2024 годы были начаты работы по капитальному ремонту 14 гидротехнических сооружений, по семи из них на сегодня ремонтные работы завершены.

Так, защитные дамбы 12 населенных пунктов, подверженных подтоплению, были включены в список объектов, в которых капитальный ремонт намечено провести в течение 2021–2025 годов. Работы по ремонту защитных гидросооружений выполняются или осуществляются в рамках различных госпрограмм: рамках реализации Дорожной карты по противодействию паводку в течение 2021-2023 годов, а еще согласно региональной программе по развитию Атырауской области на 2021-2025 годы и Комплексному плану социально-экономического развития области на 2021-2025 годы.

Ремонт дамб и плотин в остальных 24 населенных пунктах включен в так называемый «Инженерный план Атырауской области по подготовке к паводковому сезону и его безопасному проведению в 2024 году».

Главный чеэсник региона сообщил: в нашей области имеются защитные насыпные дамбы протяженностью 513 км, построенные за период 1967-1993 годов, 467 км из которых вдоль рек и 46 км — на побережье Каспия. Они находятся в ведении городских и районных акиматов. Ремонта или восстановления требуют защитные дамбы протяженностью около 181 км. Сейчас в регионе ведутся работы по берегоукреплению общей длиной 17,1 км. В Махамбетском районе, в с. Махамбет – 4,5 км (срок завершения работ — 2025 г.), в с. Алга Махамбетского района – 3,2 км (срок завершения – нынешний год), в селах Шортанбай, Коптогай, Дынгызыл — 7 км в Курмангазинском районе (планируется завершить в этом году) и канал Курсай – 2,4 км в Жылыойском районе (так же срок завершения – 2024-й). В дополнение к этим мероприятиям разрабатывается проектно-сметная документация по укреплению защитных дамб протяженностью 115,1 км. Их планируют построить в Атырау длиной 80,6 км; в аулах Бейбарыс, Талдыкол и Сарайшык Махамбетского района – протяженностью в 24,3 км; в селах Курылыс и Жарсуат Индерского района — длиной в 10,2 км.

К встрече паводка готовы

raznye vody i raznye voprosy3 1

В этом году для реализации противопаводковых мероприятий подготовлено 17 тонн ГСМ, 485 тонн инертных материалов (ПГС, песка), 25 тысяч мешков, 69 палаток и свыше 5 тысяч комплектов постельного белья. На дорогах региона имеется 396 водопропускных труб, из них на дорогах республиканского значения – 238, остальные — областного значения. На железных дорогах, пролегающих в регионе, водопропускных труб — 68. Все водопропускные трубы очищены и находятся в исправном состоянии.

 По информации Нурлана Жанабаева, в этом году для ликвидации последствий ЧС в местном бюджете предусмотрено 2 млрд 374 млн тенге, из которых 1 млрд 358 млн тенге – это средства заложены как чрезвычайный резерв, и 1 млрд 16 млн тенге будет выделено на случай оперативных чрезвычайных мероприятий.

В районах на цели ЧС предусмотрено 83,3 млн тенге. На 20 марта этого года угроза подтопления на территории Атырауской области была некритична. Хотя находится, как было указано выше, на постоянном контроле.

Депутаты рассказали о ситуации на местах, в особенности в Кызылкогинском районе, где в прошлые годы были подтопления населенных пунктов, даже пришлось разрыть вновь построенные участки дорог, чтобы осуществить пропуск воды в открытое пространство. И поделились своими соображениями — как лучше осуществлять противопаводковые мероприятия на местах.

Талые и грунтовые воды как угроза

 Как отметил заместитель акима города Серик Нсанбаев, ситуация с подпочвенными и грунтовыми водами, поднявшимися в мкр. Жулдыз, ради чего даже объявлялся режим чрезвычайной ситуации, под контролем. Он сообщил: для того, чтобы снизить уровень грунтовых вод на улицах Жулдыза установил 28 единиц иглофильтров, с помощью которых было выкачено 67 тыс. 795 кубометров воды. Благодаря этому удалось ощутимо снизить уровень подземных вод — от 70 см до 1 метра и больше. Аналогичная ситуация с подпочвенными водами сложилась в жилом массиве индивидуальной застройки Мирас.

Кроме того, здесь проблем прибавили дождевые и талые воды, для откачки которых привлечены силы коммунальных служб. «На сегодня для откачки вод в Мирасе вакуум-машины сделали почти пять тысяч рейсов, вывезли порядка 48 тысяч кубометров воды.

— Для прокладки канализационных сетей в мкр. Жулдыз-1, Жулдыз-2, Геолог, Мирас в этом году завершится разработка проектно-сметной документации, ориентировочно в мае. Затем городские власти планируют начать строительные работы по прокладке линии канализации, что, безусловно, будет способствовать снижению уровню грунтовых вод в вышеуказанных микрорайонах. Аналогичные работы в текущем году будут выполнены в мкр. Сарыкамыс-2 и Оркен. Сроки завершения строительства – либо конец этого года, либо в течение следующего, если объемы работ будут большими. Всего в планах горакимата проложить линии водоотведения сточных жидкостей в 11 микрорайонах Атырау, – рассказал Серик Нсанбаев.

Таким образом, чтобы эти жилые массивы не утонули в подпочвенных водах и фекалиях, туда срочно нужно тянуть линии канализации. Депутаты были обеспокоены – как бы ситуация с выходом наружу подпочвенных вод в Мирасе не повторила масштабов Жулдыза. И пока временным решением этому — так заверил заместитель акима города — является установка иглофильтров до периода прокладки и подключения системы канализации.

Эх, дренаж…

 Тут вспомнили и о бывшем дренажном предприятии — КГП «Дренаж», обслуживавшем построенные экспериментальные дренажные участки в 2001-2002 годах, в бытность, когда регионом управлял Серикбек Даукеев, являющийся по профессии геологом и знавший толк в этом деле. Но его идея «закопать» на прокладку дренажных линий в городе 6 млрд тенге бюджетных средств не встретила понимания и поддержку у жителей Атырау. А КГП со временем закрыли и ликвидировали, с тех пор прошло около 15 лет, а о дренаже вовсе забыли. Депутат областного маслихата Фатима Тулеева, являющаяся предпринимателем, посетовала, что в подвале здания, где расположен ее бизнес, вблизи мкр. Привокзальный, уровень грунтовых вод поднялся на 45 см. И, по ее словам, таких объектов, находящихся по соседству и испытывающих трудности из-за поднявшегося уровня подпочвенных вод, много. И теперь приходится регулярно заниматься их выкачкой.

Но одно дело — бизнес-сообщество, которое, в принципе, может решить свои проблемы, а другое – когда обычные рядовые граждане, дворы и частные дома — по колено в воде, условно говоря, и им, конечно, труднее вдвойне. Заместитель акима города сказал, что определенного ответа и даже видения на то, как снизить уровень грунтовых вод, у городских властей пока не имеется. Но на это требуются научные исследования, и местные власти привлекают квалифицированных экспертов в сфере гидрогеологии — выработать понимание, что и как сделать для минимизации ущерба от воздействия подпочвенных вод на наш город. В частности, городской акимат выделил средства для подготовки пилотного проекта по использованию существующего канала ерик Мостовой. Однако компания, выигравшая тендер на разработку этого проекта, не на должном уровне выполняет работу. Идея же проста: проложить по дну канала линии канализации, летнего водопровода и дренажа. А сверху этих труб положить плиты перекрытия, с обустройством пешеходных зон отдыха и велосипедных дорожек.

Тут между участниками заседания завязалась дискуссия — как должна функционировать дренажная система города? Как будет работать в последующем канал ерик Мостовой? Выяснилось, что отдельно для отвода грунтовых вод нужно построить систему их очистки, так как напрямую в городскую канализацию эти воды отводить нельзя, они засоряют сети канализации разными солями. Кроме того, для города нужен гибридный вариант дренажной системы, где-то обустроить локальный дренаж, чтобы эти воды собирать в одном колодце и откачивать их ассенизационными машинами, как из септиков. А где-то нужна центральная дренажная система с обустройством отдельно сети ДНС (дренажно-насосной станции), чтобы они откачивали подпочвенную воду на поля испарения КОС.

Так что это целая система сооружений и труб. В любом случае участники дискуссии остановились на том, как серьезен этот вопрос, и что решение надо принимать после всестороннего его изучения, выбрав наиболее оптимальный и целесообразный вариант для города Атырау.

 Ряд депутатов высказался в адрес городского акимата не сумевшего, по их мнению, на должном уровне организовать работы по откачке талых и дождевых вод в конце февраля и начале марта. Как следствие — к депутатам от населения, избирателей поступает много жалоб и нареканий. К примеру, депутат облмаслихата Айбар Ерекешов сказал, что в мкр. Мирас ездят на откачку всего три вакуума, а должны не менее 50.

— Вот вы говорите, что выделено на работу вакуумов 89 млн тенге, освоено 62 млн тенге, а эффект от этого — так себе, не производит впечатление слаженной работы! – возмутился Айбар Ерекешов. А руководитель фракции партии «AMANAT», депутат облмаслихата Алибек Семгалиев призвал коллег из горакимата качественнее организовать работу, контролировать ход ее исполнения, умело координировать задействованные в этом процессе силы и средства. Подытоживая совещание, заместитель акима области Кайрат Нуртаев признал все недоточеты коллег и тоже призвал их к слаженной работе ради достижения общей цели. Как отметил Нуртаев, если в этом году не заняться серьезно решением городских проблем в сфере коммунальной инфраструктуры, в том числе налаживания системы водоотведения и канализации в пригородах и в самом городе, то следующей осенью и зимой город может оказаться в весьма тяжелом положении. И жители могут ощутить этот коллапс в полной мере на собственной шкуре. Хотя, чего уж там — многие жители чувствуют эти проблемы в коммунальной сфере города на себе. Так что осталось не совсем уж и много времени на раскачку.

Тимур Казиев

Специальный корреспондент

Статьи по теме

Back to top button