Прозрачность и доступность накопленных средств

prozrachnost i dostupnost nakoplennyh sredstv2 Новости

В офисе Атырауского ОФ АО «ЕНПФ» всегда многолюдно.

А с вступлением в силу с 1 июля 2023 года Социального Кодекса Республики Казахстан посетителей прибавилось. Журналисту «ПК» тоже стало интересно узнать, как работает Единый накопительный пенсионный фонд, накопительная пенсионная система Казахстана в целом и что нового привнес Социальный Кодекс.

prozrachnost i dostupnost nakoplennyh sredstv

Директор филиала Козыбак Кульбараков имеет большой опыт работы руководителя, он многие годы возглавлял местный филиал Нацбанка.

— У каждого работающего жителя есть индивидуальные пенсионные счета от одного до трех, в зависимости от того, где и как он работает. Прежде всего, это обязательные пенсионные взносы – 10% от ежемесячного дохода работника, перечисляются в ЕНПФ. За работников, которые трудятся на вредных и опасных производствах, работодатели за счет собственных средств перечисляют еще 5% от месячной заработной платы. Есть еще добровольные пенсионные взносы, размер и периодичность которых вкладчик определяет самостоятельно. В задачу ЕНПФ входит учет и контроль индивидуальных пенсионных счетов, пенсионных активов и инвестиционного портфеля, также проведение информационно-разъяснительной работы среди населения. Для этого у нас есть удаленные рабочие места во всех шести районах области. В городе Кульсары функционирует центр обслуживания, а в областном филиале — Отделение Операционного отдела.

Кроме того, работает Отдел выездного обслуживания, сотрудники которого по предварительной договоренности выезжают для оказания услуг и проведения информационно-разъяснительных работ среди коллективов хозяйствующих субъектов. Фонд постоянно стремится повышать удобство каналов информирования и предоставления услуг, развивая онлайн-обслуживание, — сообщил  К. Кульбараков.

Заместитель директора филиала Раиса Берекенова ознакомила с работой отделов. По ее словам, ЕНПФ видит свою миссию и цель в оказании качественных пенсионных услуг, персонализированном подходе к каждому вкладчику и получателю, внимательном отношении к потребителям и их потребностям.

По словам руководителя операционного отдела Райхан Имандосовой, в обычные дни к ним приходило порядка 80 человек в день, а в первые дни июля в день обслуживалось до двухсот жителей. Сейчас наплыв несколько снизился — до ста с небольшим клиентов в день. В зале ожидания посетители получают талоны и ждут электронной очереди. В большом операционном зале их обслуживают 12 сотрудников, также имеется зона самостоятельного обслуживания, где люди получают выписку о пенсионных накоплениях и любую интересующую информацию по своим взносам.

— Люди приходят узнать возможности использования пенсионных накоплений. С введением в действие Социального кодекса произошли изменения. Было много фейковой информации, что можно снять все накопления. Но это неправда. К примеру, пенсионеры могут использовать 50 процентов накопленных средств на лечение или покупку жилья при условии обеспечения коэффициента замещения среднемесячного дохода получателя на уровне не ниже 40 процентов. А все накопления могут использовать на установленные законом цели только пенсионеры по выслуге лет — сотрудники органов внутренних дел, военные и т.д. Также новшеством стало увеличение размера единовременной выплаты на погребение, которую могут получить родственники умершего. Она увеличилась с 52,4-кратного до 94-кратного МРП. Важно то, что эта выплата не облагается подоходным налогом. Однако ее размер не может превышать сумму средств, имеющихся на пенсионном счете умершего человека, — сообщила Райхан Имандосова. – И еще одно важное нововведение – это возможность передать до 50 процентов своих накоплений за счет обязательных видов взносов управляющим компаниям и тем самым принять участие в инвестировании сбережений.

prozrachnost i dostupnost nakoplennyh sredstv3

Также в филиале работает отдел контроля, одна из задач которого заключается в своевременном предоставлении ответов на запросы физических и юридических лиц. По словам начальника отдела Ерлана Базылова, с момента вступления в силу Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 г., ратифицированное Республикой Казахстан 07.12.2020 г., стали больше поступать запросы от Пенсионного фонда России, куда на ПМЖ выехали жители РК — в день от 10 и выше запросов, тогда как от местных жителей – от 2 до 5.

Следующее структурное подразделение филиала – выездной отдел. По словам его руководителя Гульаим Буранбаевой, здесь работает 10 сотрудников. Их основная задача — повышение уровня информированности населения обо всех изменениях пенсионного законодательства и обеспечение доступности пенсионных услуг для своих вкладчиков.

— Люди стали сейчас активнее, они понимают, что использование электронных услуг позволяет существенно сэкономить их время. Ну, а наша задача – продемонстрировать все преимущества доступных современных технологий и научить ими пользоваться. Мы можем персонально пообщаться с каждым вкладчиком, объяснить те или иные аспекты, связанные с его накоплениями, рассказать обо всех уровнях современной пенсионной системы, — отметила Гульаим.

Как известно, в наше время многим, занятым на производстве работникам сложно найти время, чтобы посетить отделения филиала, и для оказания услуг на местах работы Атырауским филиалом разработан расширенный план мероприятий, который предусматривает выезды на предприятия и организации города для обслуживания работников на рабочих местах с помощью техники «Мобильный агент» (ноутбук, принтер, модем). А чтобы решить проблему с обеспечением доступа услуг Фонда для жителей отдалённых населённых пунктов Атырауской области, работает проект «Мобильный офис» — это современный микроавтобус, который оборудован всем необходимым для обслуживания вкладчиков, включая современные средства спутниковой связи. Выезды «Мобильного офиса» в районы производятся по предварительно запланированному графику, а все маршруты согласовываются с местными исполнительными органами, которые в свою очередь оповещают жителей о приезде «Мобильного офиса».

Для жителей Ракуши

Журналист «ПК» принял участие в работе мобильной группы в селе Ракуша. Микроавтобус расположился у здания местной школы. Соседство с учреждением важно для подключения к электроэнергии. Здесь два ведущих специалиста отдела выездного обслуживания — Нургуль Есенгалиева и Жаннур Шурагалиева оказывают услуги жителям. Они уже провели консультации с работниками детского сада. А сейчас объясняют вкладчику, как пользоваться мобильным приложением.

— Я являюсь вкладчиком пенсионного фонда, хотел установить приложение ЕНПФ на мобильный телефон. Самостоятельно закачал приложение, но личный кабинет никак не открывался. Оказывается, нужно было пройти процесс регистрации. В этом мне помогли специалисты ЕНПФ. Это очень удобно, когда каждый месяц через телефон я могу видеть, сколько денег поступило на мой пенсионный счет. Я работаю вахтами на Тенгизе, в данный момент отдыхаю. О нахождении в Ракуше мобильной группы от пенсионного фонда узнал через сельский чат. Конечно, это очень хорошо, что есть выездной офис, и мне не пришлось ехать в город за услугой в такую жару. Спасибо,- говорит житель Канат Мухиденов.

Между тем сотрудники выездного отдела, начиная с 2018 года, можно сказать, объездили всю область вдоль и поперек, побывав в самых отдаленных населенных пунктах. Буквально недавно одна такая группа посетила сёла Суюндук и Балкудук Курмангазинского района. А ведь это неблизкий путь, только в одну сторону около 500 км по бездорожью! И конечно, в таких поездках они попадают в разные ситуации, не всегда приятные – ломается техника или погодные условия создают сложности. Но неизменно одно — благожелательное отношение сотрудников к вкладчикам.

— Люди, живущие отдаленно, радуются нашему приезду, встречают, благодарят. Большая награда и мотивация для нас — это благодарность в глазах наших владчиков, когда они получают пенсионные услуги ЕНПФ в полном объеме. В селе Ракуша мы находимся второй день. Жаль, что из-за установившейся жары не все желающие могут подойти за консультацией, — говорит Нургуль Есенгалиева.

Но специалисты ЕНПФ готовы работать при любых погодных условиях.

К слову, Атырауский областной филиал АО «ЕНПФ» по итогам прошлого года стал лучшим среди 18-ти филиалов Фонда.

По Атырауской области на ­ 01.07.­­2023 г.­ количество индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков (получателей) по всем видам взносов составило 431,9 тыс. единиц, общая сумма пенсионных накоплений составила порядка 823 млрд тенге.

Алма ТУРГАНОВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна