Прозрачность и доступность накопленных средств
В офисе Атырауского ОФ АО «ЕНПФ» всегда многолюдно.
А с вступлением в силу с 1 июля 2023 года Социального Кодекса Республики Казахстан посетителей прибавилось. Журналисту «ПК» тоже стало интересно узнать, как работает Единый накопительный пенсионный фонд, накопительная пенсионная система Казахстана в целом и что нового привнес Социальный Кодекс.
Директор филиала Козыбак Кульбараков имеет большой опыт работы руководителя, он многие годы возглавлял местный филиал Нацбанка.
— У каждого работающего жителя есть индивидуальные пенсионные счета от одного до трех, в зависимости от того, где и как он работает. Прежде всего, это обязательные пенсионные взносы – 10% от ежемесячного дохода работника, перечисляются в ЕНПФ. За работников, которые трудятся на вредных и опасных производствах, работодатели за счет собственных средств перечисляют еще 5% от месячной заработной платы. Есть еще добровольные пенсионные взносы, размер и периодичность которых вкладчик определяет самостоятельно. В задачу ЕНПФ входит учет и контроль индивидуальных пенсионных счетов, пенсионных активов и инвестиционного портфеля, также проведение информационно-разъяснительной работы среди населения. Для этого у нас есть удаленные рабочие места во всех шести районах области. В городе Кульсары функционирует центр обслуживания, а в областном филиале — Отделение Операционного отдела.
Кроме того, работает Отдел выездного обслуживания, сотрудники которого по предварительной договоренности выезжают для оказания услуг и проведения информационно-разъяснительных работ среди коллективов хозяйствующих субъектов. Фонд постоянно стремится повышать удобство каналов информирования и предоставления услуг, развивая онлайн-обслуживание, — сообщил К. Кульбараков.
Заместитель директора филиала Раиса Берекенова ознакомила с работой отделов. По ее словам, ЕНПФ видит свою миссию и цель в оказании качественных пенсионных услуг, персонализированном подходе к каждому вкладчику и получателю, внимательном отношении к потребителям и их потребностям.
По словам руководителя операционного отдела Райхан Имандосовой, в обычные дни к ним приходило порядка 80 человек в день, а в первые дни июля в день обслуживалось до двухсот жителей. Сейчас наплыв несколько снизился — до ста с небольшим клиентов в день. В зале ожидания посетители получают талоны и ждут электронной очереди. В большом операционном зале их обслуживают 12 сотрудников, также имеется зона самостоятельного обслуживания, где люди получают выписку о пенсионных накоплениях и любую интересующую информацию по своим взносам.
— Люди приходят узнать возможности использования пенсионных накоплений. С введением в действие Социального кодекса произошли изменения. Было много фейковой информации, что можно снять все накопления. Но это неправда. К примеру, пенсионеры могут использовать 50 процентов накопленных средств на лечение или покупку жилья при условии обеспечения коэффициента замещения среднемесячного дохода получателя на уровне не ниже 40 процентов. А все накопления могут использовать на установленные законом цели только пенсионеры по выслуге лет — сотрудники органов внутренних дел, военные и т.д. Также новшеством стало увеличение размера единовременной выплаты на погребение, которую могут получить родственники умершего. Она увеличилась с 52,4-кратного до 94-кратного МРП. Важно то, что эта выплата не облагается подоходным налогом. Однако ее размер не может превышать сумму средств, имеющихся на пенсионном счете умершего человека, — сообщила Райхан Имандосова. – И еще одно важное нововведение – это возможность передать до 50 процентов своих накоплений за счет обязательных видов взносов управляющим компаниям и тем самым принять участие в инвестировании сбережений.
Также в филиале работает отдел контроля, одна из задач которого заключается в своевременном предоставлении ответов на запросы физических и юридических лиц. По словам начальника отдела Ерлана Базылова, с момента вступления в силу Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 г., ратифицированное Республикой Казахстан 07.12.2020 г., стали больше поступать запросы от Пенсионного фонда России, куда на ПМЖ выехали жители РК — в день от 10 и выше запросов, тогда как от местных жителей – от 2 до 5.
Следующее структурное подразделение филиала – выездной отдел. По словам его руководителя Гульаим Буранбаевой, здесь работает 10 сотрудников. Их основная задача — повышение уровня информированности населения обо всех изменениях пенсионного законодательства и обеспечение доступности пенсионных услуг для своих вкладчиков.
— Люди стали сейчас активнее, они понимают, что использование электронных услуг позволяет существенно сэкономить их время. Ну, а наша задача – продемонстрировать все преимущества доступных современных технологий и научить ими пользоваться. Мы можем персонально пообщаться с каждым вкладчиком, объяснить те или иные аспекты, связанные с его накоплениями, рассказать обо всех уровнях современной пенсионной системы, — отметила Гульаим.
Как известно, в наше время многим, занятым на производстве работникам сложно найти время, чтобы посетить отделения филиала, и для оказания услуг на местах работы Атырауским филиалом разработан расширенный план мероприятий, который предусматривает выезды на предприятия и организации города для обслуживания работников на рабочих местах с помощью техники «Мобильный агент» (ноутбук, принтер, модем). А чтобы решить проблему с обеспечением доступа услуг Фонда для жителей отдалённых населённых пунктов Атырауской области, работает проект «Мобильный офис» — это современный микроавтобус, который оборудован всем необходимым для обслуживания вкладчиков, включая современные средства спутниковой связи. Выезды «Мобильного офиса» в районы производятся по предварительно запланированному графику, а все маршруты согласовываются с местными исполнительными органами, которые в свою очередь оповещают жителей о приезде «Мобильного офиса».
Для жителей Ракуши
Журналист «ПК» принял участие в работе мобильной группы в селе Ракуша. Микроавтобус расположился у здания местной школы. Соседство с учреждением важно для подключения к электроэнергии. Здесь два ведущих специалиста отдела выездного обслуживания — Нургуль Есенгалиева и Жаннур Шурагалиева оказывают услуги жителям. Они уже провели консультации с работниками детского сада. А сейчас объясняют вкладчику, как пользоваться мобильным приложением.
— Я являюсь вкладчиком пенсионного фонда, хотел установить приложение ЕНПФ на мобильный телефон. Самостоятельно закачал приложение, но личный кабинет никак не открывался. Оказывается, нужно было пройти процесс регистрации. В этом мне помогли специалисты ЕНПФ. Это очень удобно, когда каждый месяц через телефон я могу видеть, сколько денег поступило на мой пенсионный счет. Я работаю вахтами на Тенгизе, в данный момент отдыхаю. О нахождении в Ракуше мобильной группы от пенсионного фонда узнал через сельский чат. Конечно, это очень хорошо, что есть выездной офис, и мне не пришлось ехать в город за услугой в такую жару. Спасибо,- говорит житель Канат Мухиденов.
Между тем сотрудники выездного отдела, начиная с 2018 года, можно сказать, объездили всю область вдоль и поперек, побывав в самых отдаленных населенных пунктах. Буквально недавно одна такая группа посетила сёла Суюндук и Балкудук Курмангазинского района. А ведь это неблизкий путь, только в одну сторону около 500 км по бездорожью! И конечно, в таких поездках они попадают в разные ситуации, не всегда приятные – ломается техника или погодные условия создают сложности. Но неизменно одно — благожелательное отношение сотрудников к вкладчикам.
— Люди, живущие отдаленно, радуются нашему приезду, встречают, благодарят. Большая награда и мотивация для нас — это благодарность в глазах наших владчиков, когда они получают пенсионные услуги ЕНПФ в полном объеме. В селе Ракуша мы находимся второй день. Жаль, что из-за установившейся жары не все желающие могут подойти за консультацией, — говорит Нургуль Есенгалиева.
Но специалисты ЕНПФ готовы работать при любых погодных условиях.
К слову, Атырауский областной филиал АО «ЕНПФ» по итогам прошлого года стал лучшим среди 18-ти филиалов Фонда.
По Атырауской области на 01.07.2023 г. количество индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков (получателей) по всем видам взносов составило 431,9 тыс. единиц, общая сумма пенсионных накоплений составила порядка 823 млрд тенге.
Алма ТУРГАНОВА