Права на недвижимость и технические проверки
Сегодняшняя тема рубрики «Вопрос – от вас, ответ – от нас» будет посвящена праву на недвижимость. К недвижимому имуществу относятся земельные участки, здания, сооружения и иное имущество, тесно связанное с землей, то есть объекты, перемещение которых невозможно без причинения чрезмерного ущерба их назначению. А регистрация законного права на него-обязательная процедура, подтверждающая ваши права на имущество. Почему это необходимо? Это необходимо для того, чтобы стать полноценным собственником имущества, защитить себя от мошенничества и беспрепятственно выполнять операции, связанные с ней в будущем.
Кроме того, недвижимость делится на первичные и вторичные объекты. К первичным объектам относятся здания и сооружения, имеющие специальное функциональное назначение, важные градостроительные объекты, а к вторичным – отдельные правовые объекты (квартиры, пристроенные помещения, магазины и офисы, входящие в состав первичного объекта).
В последние годы в Казахстане появился новый вид документов, касающихся недвижимости – кадастровый паспорт. Теперь государственный акт и технический паспорт объединены и вместо них используется единый кадастровый паспорт. Главная особенность системы в том, что лишних документов не требуется. Кадастровый паспорт составляется в электронном виде, что облегчает документооборот.
Касательно данной темы возникает много вопросов. Сегодня на эти вопросы ответил заместитель директора филиала НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» Атырауской области Нурлан Дюсембаев.
1-вопрос: Могли бы вы уточнить сроки регистрации прав на недвижимое имущество?
Ответ: Регистрация прав подразделяется на несколько видов: за 3 рабочих дня, ускоренный за 1 рабочий день, через ЦОН, нотариус через 1 рабочий день и 2 часа.
2-вопрос: Где можно совершить сделку и какова стоимость услуги, если она не была нотариально засвидетельствована?
Ответ: Нотариальный договор заключается во всех ЦОНах Государственной корпорации, стоимость заключения и регистрации договора составляет 8500 тенге.
3-вопрос: Каков порядок электронной регистрации прав на недвижимое имущество?
Ответ: Зарегистрировать права на недвижимое имущество можно через нотариуса, через веб-портал «электронного правительства» или информационные объекты.
4-вопрос: Как использовать технологию Blockchain при регистрации недвижимости?
Ответ: После того, как клиенты оформляют договор на недвижимость через цифровую платформу Банков Второго Уровня, банк отправляет его в Госкорпорацию на регистрацию через Blockchain.. Кроме того, реализован пилотный проект по онлайн-регистрации арендного жилья по технологии Blockchain.
Через цифровую платформу банка клиенты могут получить две государственные услуги: «Размещение, содержание и учет граждан, нуждающихся в жилье» и «Регистрация аренды недвижимости». Его могут получить люди, ожидающие жилье четырех категорий:
— Инвалиды I и II групп;
— семьи, воспитывающие детей с особыми потребностями;
— дети, оставшиеся без попечения родителей;
— многодетные семьи.
5-вопрос: Можно ли зарегистрировать права на недвижимость в срочном порядке?
Ответ: Теперь после сделки по регистрации прав на недвижимое имущество у нотариуса клиент по желанию может доплатить и получить результат услуги в ускоренном порядке в течение двух часов с момента оплаты.
На сегодняшний день клиентам, обратившимся к нотариусу, результаты предоставляются не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления сведений об оплате за регистрацию прав на недвижимое имущество в информационную систему правового кадастра. Зачастую это может затянуть процесс оформления имущества клиентов, оформляющих ипотеку, кредиты, гарантии и другие необходимые процедуры в банках.
Во втором случае можно подать заявление через ЦОН (не учитывая нотариальные сроки).
6-вопрос: Как принимается в эксплуатацию недвижимость?
Ответ: Порядок ввода объектов в эксплуатацию указан в пункте 11 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года № 242 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан».
7-вопрос: Что можно сделать в случае утери кадастрового (технического) паспорта?
Ответ: Заказать услугу «Выдача оригинала кадастрового паспорта объекта недвижимости» можно через отделы обслуживания населения или портал электронного правительства.
8-вопрос: Действителен ли предыдущий технический паспорт и при каких условиях его можно продлить?
Ответ: При этом все выданные ранее технические паспорта на земельные участки и квартиры/дома, все действующие государственные акты остаются действительными.
* перепланировка, реконструкция, переоборудование квартир, домов и другого недвижимого имущества, вследствие чего при изменении технических и идентификационных характеристик;
* при выявлении несоответствий между идентификационной и технической информацией в правоустанавливающем документе и фактическими данными имущества; * подлежит обновлению по усмотрению собственника.