О людях-невидимках и…
В Атырау в прошлом году один браконьер пытался вывезти соколов-балобанов, причем, птицы лежали связанными в чемоданах. Другой факт – при досмотре у иностранца нашли незадекларированные 90 тысяч долларов США. А однажды пассажир пробовал пронести… топор на борт! Какие меры применяют в плане безопасности пассажиров в воздушной гавани в Атырау? В том числе по браконьерству, религиозному экстремизму и терроризму?
Служба авиационной безопасности – одна из закрытых структур гражданской авиации, раскрывать все секреты своей деятельности ее сотрудники не могут, но для «ПК» сделали некоторое исключение. По словам руководителя службы авиационной безопасности – заместителя председателя правления АО «Международный аэропорт имени Хиуаз Доспановой» Эдгара Нургалиева, основное для работников – защита и безопасность граждан – пассажиров, членов экипажей, наземного персонала, воздушных судов и объектов инфраструктуры на территории аэропорта по обслуживанию гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.
– А они могут совершаться на земле или в полете, что небезопасно, – пояснил Эдгар Нургалиев. – Для этого проводится комплекс мер, в том числе предотвращение доступа посторонних людей и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта. Кроме того, исключается возможность незаконного провоза на самолете оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов. А при разрешении их провоза вводятся особые меры предосторожности.
Служба авиационной безопасности состоит из посменных групп, которые и осуществляют досмотр пассажиров, ручной клади, багажа, груза, бортового питания, почты. Задействуется специальное оборудование, помогающее справляться с этими мероприятиями детально и быстро. Делают это с помощью стационарных и ручных металлоискателей без вскрытия багажа, есть и устройства для обнаружения металлических предметов, скрытых под одеждой или на теле человека. В общем, ни один человек не должен пройти на борт не досмотренным. Экипажи воздушных судов тоже проверяются.
Топоры на борту?
Если раньше применяли однопроекционные устройства, что повышало время проверки ручной клади, в прошлом году в атырауском аэропорту закупили и установили новый аппарат немецкого производства – двухпроекционное рентгено-телевизионное устройство.
– По последним данным, такое оборудование соответствует всем стандартам Европы и Америки. К примеру, если обнаружена тара с какой-то жидкостью, можно сразу определить – вода это или что-то иное. В целом, содержимое багажа – сумок и чемоданов – проверяется в любом положении, рентген-луч «пробивает» со всех сторон, – пояснил Эдгар Нургалиев.
А я до сих пор не могу забыть случай, который произошел несколько лет назад в зоне международного вылета атырауского аэропорта. При проверке ручной клади меня попросили достать из рюкзака все содержимое, хотя его просканировали. Везла родственникам в соседнюю страну гостинцы – несколько коробок чая, шоколадные конфеты. Заполненный под завязку рюкзак нормам провоза ручной клади соответствовал, тютелька в тютельку. На просьбу проверяющих показать мои коробки отреагировала с волнением вперемежку с недоумением: а вдруг нельзя вывозить столько шоколада – крутилось в голове? Но подобных ограничений не существует — сама себя успокаивала. Инспекторы же посмотрели мои сладкие коробочки, на них ни одна обертка не была нарушена, еще поинтересовались, куда столько шоколада везу. Видимо, мне выпала «честь» попасть под выборочную дополнительную проверку. Да, и такое бывает, как говорится, мало ли, лучше перепроверить. Впрочем, к подобному подходу отнеслась с пониманием.
Дотошность, тщательность – гарантия того, что ничто запрещенное не попадет на борт. А ведь пытаются пронести такое, что диву даешься. В большом зале авиагавани для общего обозрения размещены все вещественные доказательства, изъятые в разные годы при предполетном досмотре пассажиров. Знаете, какие предметы обнаружили сотрудники службы авиационной безопасности? Огромные ножи, пистолеты, флаконы с непонятной жидкостью. Да, нельзя проносить на борт даже детские пистолеты, от одного только вида в воздухе может возникнуть паника среди пассажиров со всеми вытекающими отсюда возможными печальными последствиями. Поразил внушительного размера топор, который тоже стал экспонатом. О чем думал человек, пытавшийся зайти с этой опасной штукой в самолет?
Гав-гав, при вас боеприпас
В рамках соблюдения авиационной безопасности работают и четвероногие помощники – задействована кинологическая служба, такие подразделения имеются еще в Астане, Алматы.
– Служебные собаки породы малинуа (бельгийские овчарки), спаниель, лабрадор и немецкая овчарка сертифицированы, а натренированы они на обнаружение взрывчатых веществ, – доводит до сведения руководитель службы авиационной безопасности.
В здании службы нам показали святая святых атырауской воздушной гавани – пункт контроля и видеонаблюдения, в котором установлены мониторы, показывающие все, что происходит внутри и снаружи здания аэропорта. Все как на ладони, видим оформление документов, досмотр пассажиров. Изображение четкое, с мельчайшими деталями. На самом деле, система видеонаблюдения серьезная – в аэропорту, надо понимать, нет «слепых» и неконтролируемых зон.
Кто «читает» людей
Направляемся в здание аэропорта – в зону досмотра пассажиров внутренних рейсов. Нас сопровождает руководитель подразделения досмотра службы авиационной безопасности Олжас Курмашев. Там многолюдно: регистрация и посадка шла сразу на несколько рейсов. При этом много людей сидели в зале ожидания. Глядя на ограниченность пространства зала авиагавани, волей-неволей напрашивается вывод: да, нефтяной столице давно требуется новый просторный современный аэропорт. Попутно выясняется, что в аэропорту Атырау работают люди-невидимки. Так иногда называют профайлеров. Оказывается, специалисты входят в структуру САБ крупных аэропортов разных стран, они умеют «читать» людей. Такие умения ценятся во многих сферах общественной жизни, вот как раз, например, в транспортном направлении. Их задача – по вербальным и невербальным признакам определять пассажиров, которые могут каким-то образом угрожать безопасности. Профессионалы помогают вычислять подрывников, наркокурьеров и проблемных пассажиров. Внешне они ничем не отличаются от нас с вами.
Как я не пыталась таких специалистов вычислить, не получилось. Любой сотрудник, который работает в службе авиационной безопасности, проходит постоянное обучение, подготовку и имеет по своей линии сертификат. Аналогичная подготовка идет у профайлеров. В Атырау профайлеры выявляли пассажиров, которые вызывали подозрения, и багаж таких людей проверялся тщательнее.
Зачем пассажиру молоток?
Тем временем в зале республиканского вылета пассажиры проходили через стационарный металлоискатель. К слову, некоторые люди опасаются, что рентгеновское сканирование небезопасно, мол, может провоцировать онкозаболевания. Но достоверных подтверждений не существует, доза облучения, которую получает человек, слишком маленькая для того, чтобы навредить здоровью. Вот инспектор Марфуга Аккенжиева анализирует содержимое рюкзака, которое выводится на монитор компьютера. Она – опытный сотрудник, 42 года стажа! На первый взгляд кажется, что ничего сложного в процедуре досмотра нет, с этим может справиться любой человек, однако работа требует сотен часов специальной подготовки. Для меня, например, непонятны разноцветные пятна на экране, а специалист в считанные секунды определяет, спрятана ли там опасность или все в норме.
– Были случаи, когда в ручной клади мы находили различные металлические инструменты – молотки, ножи, еще пистолеты, патроны, – говорит Марфуга Аккенжиева. Прошедшие досмотр направляются в так называемую стерильную зону, там ждут объявления посадки на самолет.
Уже после регистрации пассажира его багаж по ленте уезжает на досмотр, который состоит из нескольких этапов: сканирование с помощью интроскопа, оценка изображения оператором, иногда и ручной досмотр. Если с багажом что-то не в порядке, пассажира пригласят посмотреть содержимое чемодана вместе с сотрудником авиационной безопасности. Нам разрешили увидеть весь процесс сканирования багажа, зайдя в зону ограниченного доступа, на дверях которого прикреплена табличка «Посторонним вход запрещен». Ох, вот один из факторов моей любви к работе журналистом – профессия помогает зайти туда, куда всем остальным путь заказан, и узнать что-то интересное, рассказать людям.
Рассказываю. Багаж «просвечивается» внушительного размера двухпроекционным оборудованием Rapisсan. Содержимое сканируется сбоку, снизу, сверху. Инспектор Ерканат Куресов приближает изображение, рассматривает детально. Учитывая, каким способом проверяется багаж, то есть используется рентген, ротация инспекторов проходит каждые 25-40 минут. Кстати, список запрещенных к провозу вещей практически одинаковый для всех аэропортов. Если при досмотре будет выявлено что-либо недозволенное, пассажиру придётся сдать это на хранение или выбросить.
– В багаж нельзя класть электронные сигареты и пауэрбанки, так как они могут воспламениться. Их можно провозить только в ручной клади и вещах, находящихся при пассажирах, то есть они должны находиться под контролем, – говорит Олжас Курмашев. Ничего запрещенного в тот день не обнаружили. Как правило, если бы нашли, то предметы, на выбор пассажира, пошли бы в мусорный бак или на хранение в аэропорту в течение месяца. В случае, когда они оказываются невостребованными, утилизируются.
Центральное усиление
В Казахстане после атак на аэропорты в январе 2022 года решили создать единую службу авиационной безопасности (ЕСАБ). Она будет отвечать за защиту аэропортов от незаконного вмешательства, применяя при необходимости служебное оружие. Отмечалось, что события Кантара показали уязвимость аэропортов как стратегических объектов от действий деструктивно настроенных людей. В создаваемую службу перейдет основная часть функций и обязанностей ЕСАБ нынешнего эксплуатанта аэродрома. В том числе обеспечение соответствующего пропускного режима, организация учебных мероприятий со своим персоналом, надлежащее использование технических средств защиты согласно требованиям к организации антитеррористической защиты уязвимых объектов. Служба будет иметь единую систему управления, целевое финансирование, оперативную реакцию на кризисные ситуации, цельную кадровую политику и профессиональную подготовку персонала. А подчиняться будет уполномоченному госоргану в сфере гражданской авиации. В общем, новая структура должна помочь создать единую систему обеспечения безопасности по международным стандартам и требованиям. Правда, точный срок ее введения пока неизвестен, подготовка идет, скорее всего, плавный переход начнется со следующего года. Таким образом, служба станет независимой от аэропорта с единым оператором в Астане. Каждый день воздушная гавань Атырау принимает и отправляет самолеты в разные страны, в города Казахстана. Пусть полеты всегда будут безопасными.