Новости

Ожидание и реальность

Эффекта от системы обязательного социального медицинского страхования мы не видим – больше жалоб, чем успехов. Об этом дважды с высокой трибуны сказал Глава государства Касым-Жомарт Токаев, отметив, что «несмотря на увеличение объемов финансирования медицины, не находят решения проблемы, накопившиеся в этой сфере. Система обязательного социального медицинского страхования оказалась неэф­фективной, конкретных результатов нет. Около трех миллионов человек оказались за бортом медстрахования. Из-за этого они не могут получить в полном объеме медпомощь».

Уже первого сентября в своем Послании «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество» Глава государства сказал, «что хроническое недофинансирование отрасли приводит к тому, что застрахованные граждане недополучают положенный им объем медицинских услуг. Усугубляет ситуацию искусственное разделение медицинской помощи на гарантированный государством и страховой пакеты». В общем, который уже год эта отрасль продолжает реформирование.
Надо сказать, что положение по медстрахованию в Атырауской области относительно хорошее – у нас самый низкий по стране процент незастрахованных, а значит большее количество людей могут обратиться за помощью в медицинские организации. Об этом – более подробно в интервью с директором Атырауского филиала НАО «Фонд обязательного медицинского страхования» Байтоллой Газизовым.
– Байтолла Закарьяевич, мы уже неоднократно говорили о том, кто может получить услуги, как это можно сделать пошагово, как делать добровольные отчисления. Тем не менее, далеко не все жители нашей области застрахованы. Несмотря на то, что в Атырау самый низкий показатель по незастрахованным – 12,4 процента – все-таки это очень тревожная цифра, так как 84 тысячи человек не могут рассчитывать на бесплатные медицинские услуги. В развитых странах этот показатель равен 5-6 процентам. Как добиться такого результата?
– Согласно информации регистра прикрепленного населения республиканского центра электронного здравоохранения, численность населения Атырауской области на начало второго полугодия 2022 г. составила 667 506 человек. В связи с нерегулярностью и несвоевременностью отчислений и взносов по состоянию на первое июня 2022 года незастрахованными являются 84 517 человек, хотя на начало года эта цифра составляла 90 898 человек. Для большего завлечения людей в филиале имеется отдел по информированию населения и рассмотрению обращений. Его сотрудники постоянно проводят информационно-разъяснительную работу. Аудитория участников встреч состоит из различных категорий физичес­ких и юридических лиц, включая работодателей, работников, профессиональные союзы. Это и бизнес-сообщество, члены палаты предпринимателей «Атамекен», местные исполнительные органы и неправительственные организации, представляющие интересы различных групп населения, и другие заинтересованные юридические и физические лица, выразившие желание получить информацию об ОСМС. Сотрудники отдела проводят разъяснительную работу не только в городе Атырау, но и во всех населенных пунктах районов области.
Однако физически невозможно провести полную разъяснительную работу двум сотрудникам отдела на 667 тыс. человек по области.
Необходимо отметить важность межведомственной работы по вовлечению населения в ОСМС, мы работаем сов­местно с местными исполнительными органами, с привлечением НПП «Атамекен», территориальными подразделениями комитета госдоходов и медицинскими организациями, граждане которых прикреплены к ним. При акимате есть региональный штаб, на заседаниях которого в числе прочих проблемных вопросов региона рассматриваются вопросы вовлечения населения в систему ОСМС и организации оказания медицинской помощи.
На ежемесячной основе в акиматы и медицинские организации передаются списки незастрахованного населения в разрезе районов региона. Таким образом мы смогли снизить количество незастрахованных граждан. Учитывая наш регион, где очень много приезжих из разных концов страны, из разных государств, миграцию населения, считаю это хорошим достижением в нашей работе.
– Если человек целый год прилежно перечислял в фонд, но ни разу за год не воспользовался медицинскими услугами, может ли он рассчитывать на возврат денег или на вознаграждение в виде путевки в санаторий и так далее?
– Если вы оплатили взносы и отчисления за определенный период, но при этом не получали никаких медицинских услуг из страхового пакета, то возврата денег или вознаграждения в виде путевки в санаторий и так далее не будет, так как система медстрахования солидарная, а не накопительная. Сегодня вы платите за других, кто нуждается в медицинской помощи, а завтра заплатят за вас. При этом, в случае необходимости, вы будете иметь доступ к полному объему медуслуг, входящих в пакет медстрахования, независимо от суммы ваших платежей в фонд.
– Нередко работодатели задерживают перечисление денег в фонд за своих работников. Индивидуальные предприниматели тоже не вовремя перечисляют деньги. Все это портит репутацию ФОМС, так как люди не могут получить бесплатную помощь. Как быть в таком случае, есть ли штрафные санкции?
– Для работодателей, отчисляющих взносы за своих работников, предусмотрены пени в случае образования задолженности по ОСМС в размере 1,25 процента от суммы задолженности за каждый день просрочки, включая день оплаты. Если работодатель не платит за работника или делает это несвоевременно, работник не может получить медицинскую помощь в пакете ОСМС, его статус заменяется на «не застрахован». К сожалению, есть работодатели, которые этого не понимают или просто игнорируют.
Следует отметить, что отчисления за ОСМС являются такими же обязательными, как и оплата пенсионных, социальных отчислений. Но каких-либо штрафных санкций для работников, самозанятых, плательщиков ЕСП нет. В случае нерегулярности платежей гражданину не присваивается статус «застрахован».
– А может ли работающий человек сам платить за себя, если работодатель это делает не вовремя?
– Своевременная оплата за ОСМС – это ответственность работодателя. В том случае, если он нарушает установленные сроки, на него налагается пеня. Чтобы не утратить статус в системе обязательного медицинского страхования, вы можете оплатить взнос в качестве самостоятельного плательщика. После того, как ваш работодатель произведет отчисления и взносы, вы сможете совершить возврат своих средств через государственную корпорацию «Правительство для граждан». Для этого необходимо написать заявление на возврат средств, предоставить квитанции или чеки об оплате. Вашу заявку рассмотрят в течение 15 дней.
– Байтолла Закарьяевич, руководители многих медицинских учреждений говорят о том, что страховка не покрывает их услуги, реально потраченных затрат, причем разница в несколько раз. К примеру, из нескольких миллионов тенге, потраченных на определенную операцию, фонд покрывает только несколько тысяч.
– Это уже утвержденная система, и она будет корректироваться. Тарифы устанавливаются уполномоченным органом Минздрава с согласования местных исполнительных органов. Сейчас фонд рассматривает варианты по этой теме. Могу сказать, что допускается варьирование суммы на 10 процентов.
– Нередко бывают случаи, когда пациент лечится по одному диагнозу, а в больнице обнаруживаются сопутствующие заболевания, трата на лечение которых фондом не покрывается.
– Каждое заболевание имеет свою клинико-затратную группу, где имеется расчет, который разрабатывался в течение нескольких лет. Если терапевтическому больному была оказана хирургическая помощь или какое-либо другое вмешательство, то клинико-затратная группа из терапевтического автоматом меняется на хирургичес­кое, соответственно меняется и стоимость.
Система фонда очень хорошая, правильная. Ее надо умело применить, в первую очередь это информационное обеспечение, то есть до сознания каждого гражданина нашей страны должны дойти цели и задачи, для чего она нужна, почему вводится. Она дает шанс конкурировать государственным медицинским организациям с коммерческими, дает человеку право выбора, порождает конкурентоспособность, что влияет на качество предоставления медицинских услуг. Из-за первого неудачного старта в 1997 году, из-за пандемии работа фонда не дает ожидаемого эффекта. Но это – дело времени. Каждая больница, поликлиника может хорошо заработать благодаря фонду, ведь сейчас это государственное коммунальное предприятие на праве хозяйственного ведения, поэтому возможности у них большие. Например, они могут не покупать медицинские халаты, а открыть швейный цех и шить для себя. Могут открыть шиномонтажную мастерскую или станцию технического обслуживания, чтобы ежегодно не оплачивать другим ремонт машины. То же самое касается и многих других видов услуг. Это дает хорошую возможность заработать, и, как следствие, иметь доход, поднять заработную плату. Тогда больница или поликлиника могут стать привлекательными для врачей, а это напрямую влияет на лечение пациентов.

Марина КУАНЫШЕВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button