Это интересноНовости

От Карашунгила до Кашагана

То, что между реками Жайык и Жем находятся огромные запасы нефти, местным жителям было известно издревле. Еще тогда они успешно использовали черное золото против кожных заболеваний людей и животных. История становления нефтяной промышленности Казахстана таит в себе очень много интересных фактов. Она началась ровно 125 лет назад в этот день – 15 ноября забил первый фонтан на нашей земле, возвещая о начале новой истории нашего края.

Первая нефть Карашунгила

Открытие месторождения Карашунгил произошло в 1892 году, во время работы экспедиции геолога С. Никитина, когда были впервые применены ручные буровые станки и доказано наличие нефти. После этого к месторождению большой интерес проявили множество российских и зарубежных фирм, желающих получить право на добычу казахской нефти. До 1898 года в Доссоре, Ескене, Карашунгиле и Каратоне ручными буровыми установками было пробурено 60 скважин. Среди них успешной оказалась компания С. Лемана, владевшая консессией общества «Жем-Каспий» («Эмба-Каспий»), которая в 1894-1898 годах пробурила в Карашунгиле 21 скважину глубиной от 38 до 275 метров. В ноябре 1899 года из скважины №7 с глубины 40 метров забил первый фонтан легкой нефти. Это событие считается днем открытия нефтяной промышленности на казахской земле. Из скважины с суточной производительностью 22-25 тонн было добыто 5 тыс. тонн нефти.

Первые нефтяники использовали простые методы ручного бурения, галицкого ударного бурения. Полученная нефть хранилась на земляных складах, разливалась в бочки и транспортировалась верблюдами в поселок Ракуша.

ot karashungila do kashagana

После открытия месторождений в Гурьевской (ныне Атырауской) области в начале ХХ века весь мир заговорил о нефтяном Казахстане. До 1920 года на развитие региона сильное влияние оказал руководитель Западного отделения Алашорды Халел Досмухамедов, по его указанию нефть использовалась для нужд казахского правительства. Местные жители по найму разливали нефть в большую посуду (торсык), грузили на верблюдов и по грунтовой дороге возили ее в порт Ракуша, расположенный в 120 км. Далее нефть шла через Каспийское море в Баку и Астрахань.

Месторождение Доссор

Название «Доссор» берет начало от могилы человека по имени Дос, расположенной у озера Сорлы. Один из первых исследователей Атырауского региона Н.А. Северцов в 1860 году опубликовал в журнале «Горный» отчет о Доссоре, где говорится что «нефть плавает на поверхности земли». Это известие всколыхнуло промышленников мира, и именно тогда появилась знаменитая Нобелевская нефтедобывающая организация. Её работники приступили к глубокому бурению Доссорского, Макатского и Ескенинского месторождений. Наиболее удачной была скважина №3 в Доссоре. 29 апреля 1911 года в 3 часа дня из юрского слоя с глубины 225 метров забил нефтяной фонтан. В течение 30 часов он достиг высоты 20-25 метров и дал 16,7 тыс. тонн нефти. Это продемонстрировало всему миру, что тут имеются большие запасы сырья. В результате в 1911 году здесь начали строить дома, их называли «қазақ ауыл». В 1914 году в Доссоре было зарегистрировано 1 582 жителя – 1 297 мужчин и 285 женщин. В 1915 году численность населения уже составляла 3 000 человек. Люди, находящиеся на производстве, были обеспечены жильем, освещением, отоплением.

Макатская нефть

Макат – третье нефтяное месторождение на территории Атырауской области. Оно было открыто в 1915 году. Здесь разведочно-буровыми работами занимались четыре нефтяных общества. В результате огромных усилий нефтяников 31 мая 1915 года из скважины №2, пробуренной обществом «Эмба-Каспий» на глубине 400 метров, вырвался первый фонтан, открывший Макатский промысел. В 1931 году поселок получил одноименное название.

Начало 30-х и 40-х годов характеризуется открытием основных нефтегазовых месторождений южной Эмбы. К 1936 году были открыты промыслы Байшонас, Кульсары, Южное Ескене. В 1940 году ввели в эксплуатацию месторождение Сагиз, а в 1941-1942 годах – Нармонданак, Бек-Бике, Жолдыбай и Комсомол.

Транспортировка

Для транспортировки добытой нефти в центральные районы России требовалось строительство нефтепровода. Для этого Урало-Каспийское нефтяное общество (УКНО) и акционерное общество нефтедобычи и торговли «Эмба» ищут подходящее место на побережье для перекачки нефти в Каспийское море. Вскоре они выбрали населенный пункт Ракуша, расположенный на берегу Каспийского моря, и приступили к строительству нефтеприемного причала. Получив у правительства еще 25 десятин земли, промышленники строят нефтеналивные резервуары и нефтеразделяющий завод. В 1914 году в Ракуше находилось 16 резервуаров общим объемом 4 100 тонн. На острове, в 16 км от причала Ракуша, было установлено два резервуара для приема нефти. Еще на одном арендованном участке были возведены два нефтепровода – от Доссора до порта Ракуша. Затем нефтяное общество «Эмба-Каспий» построило нефтепровод Макат-Доссор с пропускной мощностью 150-170 тонн в сутки. От причала Ракуша до острова Большая Ракуша был проложен трубопровод. Так как нефтевозные суда не могли приблизиться к острову, для перекачки в них нефти посреди моря поставили баржу. Её установили на якорь и оснастили нефтеналивным оборудованием, а трубопровод проложили по дну моря. Также были построены три насосных пункта: в Доссоре, Макате и в порту Ракуша. На каждом установили моторы «Горнсби» мощностью 50-60 лошадиных сил. Также на Доссорском промысле и в порту Ракуша были построены два нефтеразделяющих завода.

На строительство нефтепровода «Доссор-Ракуша» в 63 км общество «Эмба» потратило 571 тысячу рублей, а фирма УКНО – 540 тысяч рублей. По этому нефтепроводу в 1912 году с острова Ракуша в Acтpaxaнь было транспортировано 820 тонн нефти. Далее она уходила на нефтеперерабатывающие заводы России. Оборудование для промыслов и продукты питания для нефтяников в основном перевозились верблюжьим транспортом из Гурьева. Промысел Доссор был расположен в 90 километрах, и на доставку груза туда уходило не менее двух дней, и до 60% средств, выделенных на промыслы, расходовались на перевозки. Это было невыгодно. Поэтому развитие нефтедобычи способствовало появлению нефтепроводной отрасли. Для этого использовали в основном железнодорожный и водный транспорт. Первый нефтепровод Доссор – Ракуша – Каспий на территории Казахстана был построен в 1912 году акционерным обществом нефтяной промышленности и торговли «Эмба». С 1912 года из Доссора через промысел Ескене в поселок Большая Ракуша и далее до моря было проложено два нефтепровода протяженностью 62 версты (60 км).

Также в поселке были возведены два небольших нефтеразделяющих завода. В 1914 году на территории поселка завершили строительство 250 резервуаров вместимостью 8 тыс. пудов каждый. Тогда и появился поселок Большая Ракуша. В 1916 году нефтеразделяющий завод в поселке производил мазут, керосин и бензин. Сырье и полученная продукция наливались в плавучую баржу, стоящую в море в 13 верстах от завода, и доставлялись на остров Пешной, далее большими баржами в Баку и Астрахань.

Нефтепроводы Доссор-Гурьев и Каспийско-Орский, построенные в 30-е годы прошлого века, имели огромное значение в народном хозяйстве, особенно последний, проходящий через промыслы Актюбинской области. Он имел протяженность 830 километров, и по нему перекачивалось 65 процентов эмбинской нефти.

В связи с тем, что вновь открытые месторождения находились на значительном расстоянии от Гурьева, где были расположены крупнейшие емкости по очистке и переработке нефти, на повестке дня встал вопрос транспортировки полученной нефти. Центральным управлением горнодобывающей промышленности (Цугпром) было принято постановление по строительству железной дороги Гурьев — Доссор протяженностью 88,5 км. На строительство было выделено 1,8 млн рублей. Возведение узкополосной железной дороги началось в 1925 году. Она оказала большое влияние на развитие нефтяной Эмбы. В течение одного года был создан нефтяной район, увеличилась добыча. Эмбинская нефть транспортировалась через Каспийское море на заводы, расположенные на северном берегу Волги. Но эта перевозка оказалась неэффективной, в этой связи началось строительство железной дороги Гурьев — Кандыагаш длиной 517 км для доставки эмбинской нефти в центр. В довоенные годы Казахстан занимал первое место в Союзе по железнодорожному строительству. Затем, в годы войны (1941-1945), железная дорога Гурьев — Кандыагаш сыграла важную роль в поставках эмбинской и бакинской нефти и нефтепродуктов из Баку на фронт.

Эмбамунай

В 1910 году богатый торговец Казани получил от правительства разрешение на привлечение делового иностранного капитала. Вместе с гражданами Великобритании Эдуардом Юмь-Шведером и Отто Листом в декабре того же года на основании закона, утвержденного царем, он создал нефтяное общество «Урал-Каспий» (УКНО), которое стало первым английским акционерным обществом в Эмбе. 10 апреля 1912 года с помощью иностранных инвестиций было создано АО нефтедобычи и торговли «Эмба». В 1924-м его переименовали в Эмбамунай, что не повлияло на темпы работ. В 1929 году предприятие переехало в Гурьев. В годы Великой Отечественной войны, несмотря на трудности, казахстанские нефтяники добыли до 800 тысяч тонн черного золота, был построен Гурьевский нефтеперерабатывающий завод. В 1945-м трест «Эмбамунай» преобразовали в производственное объединение «Казахстанмунай», куда вошли все предприятия нефтяной отрасли Казахстана. В 1970 году вновь переименовали – в объединение «Эмбанефть». В дальнейшем его название неоднократно менялось: в 1994 году – АО «Эмбамунайгаз», в 1999 – АО «Казахойл-Эмба», а с 2012 года – АО «Эмбамунайгаз».

АНПЗ

Атырауский нефтеперерабатывающий завод был построен за два года и введен в эксплуатацию в 1945 году. Оборудование поставлено из США по ленд-лизу (государственная программа, по которой Штаты поставляли своим союзникам во Второй мировой войне боевые припасы, технику, продовольствие, медицинское оборудование и лекарства, стратегическое сырьё, включая нефтепродукты). Проектирование завода началось в 1943 году на основании планового задания Народного комиссариата нефтяной промышленности СССР. Строительство велось в условиях войны, в нем приняли участие более 10 тысяч человек. Первым продуктом завода стал автомобильный бензин.

КазТрансОйл

Национальная нефтетранспортная компания «КазТрансОйл» создана в 1997 году. Компания имеет разветвленную сеть магистральных нефтепроводов общей протяженностью 5 372 км, к которой подключены практически все нефтяные месторождения страны. Она обеспечивает транспортировку нефти на четыре крупных НПЗ Казахстана, а также выводит сырье на экспорт.

Месторождения Тенгиз и Кашаган

Тенгиз – самое глубокое месторождение в мире, его верхний нефтяной слой залегает на глубине около 4 000 метров. 25 июня 1985 года, когда буровой наконечник достиг глубины 4467 м, вспыхнул нефтегазовый смежный фонтан, скважина загорелась сама по себе, пламя поднялось очень высоко. Тогда на тушение было мобилизовано немало сил, а побороть огонь, полыхавший 399 дней, удалось только с помощью зарубежных компаний.

6 апреля 1993 года в результате подписания соглашения между Правительством Казахстана и корпорацией «Шеврон» было создано ТОО «Тенгизшевройл».

Кашаган – крупнейшее в мире месторождение нефти и газа, расположенное в казахстанской части Каспийского моря, было открыто в 2000 году. Расположено в 80 км к юго-западу от Атырау. Опытная разработка месторождения началась в 2016 году. После завершения ремонтных работ добыча черного золота достигла максимального уровня – 400 000 баррелей в сутки. Сегодня он занимает особое место на мировом нефтяном рынке. Является крупнейшим нефтяным месторождением на море. Западная часть Кашагана была открыта в 2001 году, Юго-Западный Кашаган – в 2003-м. Общие запасы нефти составляют 38 млрд баррелей, в том числе извлекаемые – 10 млрд. Запасы природного газа – 1 трлн кв. км.

Алмаа ТУРГАН

Алмаа Турган

Специальный корреспондент / Тел: +7 701 414 4641

Статьи по теме

Back to top button