Нелёгкое это дело — мусор убирать, или Кое-что о чистом Атырау

dsc 5856 Новости

Вопросы своевременного вывоза твердых бытовых отходов, уборки улиц и площадей, откачки талых и дождевых вод никогда не перестанут быть актуальными. Потому как работа городской спецавтобазы у всех на виду. Однако в последнее время жители Атырау то и дело вспоминают выросший тариф на мусор и «ничегонеделание» спецавтобазовцев. Обо все этом «ПК» поговорила с заместителем директора по экономике предприятия Есенжаном ШАУДАНОВЫМ.

Думами о тарифах

Есенжан Амиржанович, вы отвечаете за экономическую часть, у вас наверняка больше понимания, как инвестиции — заемные, собственные или госдотации — способствуют развитию предприятия?

– Программа «Тариф в обмен на инвестиции» пока не работает: прошлогоднее повышение ставки на вывоз ТБО покрывает только себестоимость наших услуг. Методика расчета позволяла нам добавлять некую прибыль в размере 6 процентов, в денежном выражении это 7 млн тенге в месяц дополнительно к существующей себестоимости. На сегодня 395 тенге за вывоз мусора – сумма средневзвешенного тарифа на одного человека. Его утвердили как двухуровневый: первая категория тарифа – для жителей благоустроенного сектора (379, 50 тенге с НДС), вторая – для проживающих в частном секторе (409,26 тенге с НДС). Поднятие ставки позволит удержать коллектив предприятия, содержать спецавтобазу.

На момент принятия решения по тарифу в июне прошлого года мы стояли по республике на 14 месте из шестнадцати крупных городов. Тогда сумма равнялась 197 тенге. После утверждения тарифа уже в декабре и другие города стали пересматривать свои расценки. И в сетке новых тарифов атырауская спецавтобаза скатилась на 15 позицию. Мы даже не вышли на среднереспубликанский уровень тарифа по ТБО в 448 тенге. Тарифы в других городах повышались планомерно, поэтапно, и люди привыкали к его медленному росту. В нашем случае произошел скачок, стоимость вывоза мусора увеличилась вдвое, и жителей Атырау это психологически напрягло.

Инициировать повышение наша спецавтобаза начала в октябре 2021 года. Потом из-за известных январских событий все тарифы заморозили, ввели мораторий. Лишь в прошлом году начались подвижки в этом плане.

Для пущей убедительности предоставлю вам анализ моих коммунальных расходов, чтобы узнать, каков был уровень повышения тарифов в регионе. В январе 2023 года я потратил на оплату 29 тысяч тенге, при этом доля расходов на вывоз ТБО составляла 2 процента. Наибольший удельный вес расходов приходится на электро­энергию, воду и газ. В январе нынешнего года оплата коммуналки у меня, как у пользователя, выросла до 38 тысяч тенге. Доля оплаты за мусор — 3 процента. Гораздо больше расходов идет на свет, воду, газ. В среднем плата за комуслуги выросла на 10 тысяч тенге, если сравнить фактическое потребление комуслуг в моей квартире в январе прошлого года с январем нынешнего. При этом 51 процент роста оплаты на комуслуги дает «Энергосату», 20 процентов — «Атырау облысы Су Арнасы» и 25 процентов – «АтырауГазАймак» и только 6 процентов — «Спецавтобаза». То есть, из 10 тысяч тенге лишь 600 тенге для оплаты вывоза ТБО, за год. И когда нам говорят, что из-за спецавтобазы выросли тарифы на комуслуги в Атырау, это, по крайней мере, смешно.

anu 1197

Куда уходят деньги?

– А на что уходит прибыль, получаемая после повышения тарифа?

 — На взятые инвестиционные обязательства. Порядка 20 процентов составляет увеличение фонда заработной платы производственному персоналу, и 2,5 млн тенге ежемесячно идут на погашение кредита по приобретению автотранспорта, согласно обязательствам по покупке двух машин ежегодно (заключен договор с компанией «МАЗ-Казахстан»). В самом ближайшем будущем ожидается прибытие еще двух новых мусоровозов. В предыдущие три годапостепенно были приобретены 8 новых МАЗов. Всего же в парке на сегодня порядка 20 машин. Задача стоит довести до такого уровня транспортировку, чтобы не было перебоев с вывозом ТБО.

Какие обязательства есть еще у вашего предприятия?

– Строительство площадок под мусорные контейнеры. Хотя это относится к инфраструктуре города, и в идеале ответственность несет местный исполнительный орган. Мы их строим за свой счет и передаем, получается, городу, но на самом деле они не становятся нашей собственностью. Это сделано для того, чтобы ускорить процесс благоустройства контейнерных площадок. Да и процедура узаконивания таких мест весьма долгая: порядка полгода уходит на получение необходимых документов. Да, можно не бежать впереди паровоза, дождаться утверждения мест, но мы делаем это авансом, так сказать. В Атырау много площадок, где стоят баки для ТБО без оформленной документации, так сложилось исторически. Или есть места, где давным-давно стоят мусорные контейнеры, удобные для жителей, и вдруг выясняется: это чья-то земельная собственность, приходит хозяин, заявляет свои права.

Сколько таких мусорных площадок вы обязались делать? Скажем, в год?

Ну, опять-такинадо исходить из того, что мы имеем на руках. Как я уже сказал, 2,5 млн тенге ежемесячно уходит на погашение автокредита, 3 млн тенге идет на увеличение заработной платы и около 2 млн тенге расходуется на строительство контейнерных площадок. Себестоимость одной площадки колеблется в зависимости от наличия или отсутствия асфальтового покрытия и выходит около 700-800 тысяч тенге. Это, значит, по четыре площадки в месяц ставим. А в год, значит, в среднем по полста площадок. Ценообразование площадки также зависит от цены на металлопрофиль, имеются все подтверждающие документы на металлопродукцию.

– Слышал, вы сталкиваетесь с проблемой удорожания запасных частей…

Это весьмаболезненный вопрос, так как автопарк российский, а Россия теперь стала ограничивать получение деталей и почти все свое машиностроение и тяжелую металлургию повернула на удовлетворение нужд внутреннего рынка. Сам по себе экспорт из России ограничен. И это большая проблема. К тому же оригинальные запасные части дорожают, а поиск дублирующих не гарантирует полного соответствия. Нужно закупать именно оригинал, который точно подойдет. А у дубликата запчасти срок эксплуатации будет ограничен. Купишь китайское, оно поработает полгода, а потом придется выбросить.

Получается, у вас на сегодня под рукой остаются не такие уж большие ресурсы для развития.

– Так и есть. Три-четыре года идет на оплату кредита, на закупаемую технику. А затем взамен списываемых машин надо также приобретать новые. В этом заключается идея обновления спецтехники, которой стараемся придерживаться.

– Сколько стоит одна машина-мусоровоз?

Порядка в 40 млн тенге обходится, причем, надо учитывать, что цены на спецтехнику тоже растут. А две машины — это уже 80 млн.

– Нельзя ли заменить китайскими машинами?

– Все-таки технику российских и белорусских заводов знаем давно. Наши мастера, механики, водители знают, как эту спецтехнику эксплуатировать и ремонтировать в случае поломки. Иметь парк «разношерстной» техники не очень удобно: тогда нужны специалисты по каждой машине. Понятное дело, техника практически везде одинаковая, но, тем не менее, у каждой свои нюансы.

Зарабатываем так себе

На территории старого или действующего мусорного полигона планировалось развернуть и наладить новые виды производств. Купили даже польскую дробилку, щепу делали. Это неосновная деятельность спецавтобазы? И насколько она доходна?

Мы и по сей день продолжаем это делать. Но не сказал бы, что на этом можно много зарабатывать. Это больше направлено на то, чтобы изменить объемы мусора. Одно дело валяется целое дерево, другое – его переработали в четыре мешка измельченной щепы. Делается это для уменьшения объемов хранения габаритных отходов.

Щепа пользуется спросом, правда, совсем не большим. Не тот товар, который был бы очень востребованным. В основном покупают фермеры для своих огородов или коровников.

Каковы планы насчет сооружения второго мусоросортировочного завода в лизинг или на заемные средства?

– Изначально в планах была установка трех параллельных поточных линий для сортировки. Две — для работы, одна — для резерва. Мощность существующей линии – 50 тысяч кубометров. Городской годовой объем ТБО, который поступает, — 100 тысяч. То есть нужен еще один дополнительный завод по сортировке. ТОО «Спец­автобаза» планировало приобрести на заемные средства такой завод, обращаясь в региональные филиалы коммерческих банков. Однако у последних в основном возникал вопрос: «Разве полигон ТБО будет существовать? И почему вы на полигоне?». Наша компания на полигоне в рамках договора о доверительном управлении, срок которого истекает в декабре этого года. Банки, оценивая свои риски, отказали в финансировании. Потому что неясна судьба самого полигона, ведь ему более двадцати лет, превышены все допустимые уровни накопления. А как нам быть в этой патовой ситуации, ведь у города нет другого полигона? Куда везти мусор и что делать? Поэтому, к сожалению, банки отказывают в финансировании проекта по закупу мусоросортировочной линии, не понимая дальнейшей картины. Этот проект, несомненно, нужный, но временно приостановлен.

А вообще, наша сегодняшняя задача не потерять коллектив. И сконцентрироваться на вывозе ТБО. К слову, мы слышали, что городские власти планируют реанимировать рассматривавшийся прежний проект по обустройству мусорного полигона на астраханской трассе. Но тут встает вопрос о транспортном «плече», удлинении маршрута доставки ТБО за пределы города, что тоже повлияет на затраты и тариф. Насколько продвинулся данный вопрос, мы в неведении.

– Есть проблемы со сбытом отсортированных отходов?

К примеру, отсортированная бумага сильно упала в цене и никому неинтересна из покупателей. Если раньше картон продавался примерно по 40 тенге, то сейчас цена снизилась до 25 тенге за кило. Прежде, насколько мне известно, в городе было много предпринимателей, кто забирал из магазинов картон, копил, формировал, прессовал его. Сейчас же из-за такой низкой цены бизнес перестал быть интересным, вокруг мусорных площадок можно лицезреть огромные горы никому не нужного картона. Именно сейчас он нерентабельный. Причем, картон, попавший на полигон, оценивается гораздо ниже, чем тот, что был забран в чистом виде.

А что с ПЭТ–тарой или пластиковыми бутылками? Вы их крошите?

– Мы их тоже прессуем. Крошить — это уже следующий уровень переработки. И опять-таки это пользуется спросом, если чистые, разделены от остальных видов отходов, если собираются в специальном контейнере. Например, это развито на Тенгизе. Есть предприниматели, занимающиеся сортировкой отходов, которые договариваются с торговыми точками, ставя там свои контейнеры. Корпоративная политика таких компаний направлена на раздельный сбор мусора. И поэтому затрат особых на разделение ТБО, на сортировку у них нет.

Наш же полигон сортирует те отходы, что не отсортировали жители, проживающие в квартирах и частном секторе. И процесс этот идет сложнее.

То есть хорошо заработать вашему предприятию — опять никак, хотите сказать…

– Не особо как. Потому что сам по себе сор­тировочный комплекс очень энергоемкий — это и работа транспортерной линии, пресс-автомата, гидравлики. За электроэнергию «прилетают» огромные счета. Я бы не сказал, что сбор вторсырья очень прибыльный именно с полигона. Он прибыльный для тех предпринимателей, кто изначально забирает вторсырье чистым, с торговых центров, магазинов, предприятий, по сути, отсортированный другими людьми. И предприниматель, собирающий такой мусор, не несет дополнительных затрат. Да, у него есть расходы на машину, водителя, на прессовальное оборудование. Но на саму сортировку – нет. Тогда как у нас огромный удельный вес затрат от сортировки, выход от энергопотребления. Плюс работникам цеха сортировки мусора надо оплачивать хорошую зарплату, ведь не каждый согласится стоять и отбирать отходы у потока движущейся транспортерной ленты. Это все сказывается на себестоимости сбора. А сама продажа отсортированных отходов подвержена колебаниям.

Политика нашего государства, в принципе, правильная и должна быть направлена на раздельный сбор ТБО. Необходимо стимулировать раздельный сбор, чтобы прививать эту культуру населению, и тогда это будет способствовать уменьшению себестоимости сортировочных комплексов, тем самым уменьшится тариф. То есть, нужны субсидии. Примерно в таком ключе у развитых государств сфера коммунальных отходов.

Слабо убирать город?

В СМИ была информация, что спецавтобаза выиграла тендер на очистку города в размере свыше 2 млрд тенге. На что тратятся эти деньги?

Это бюджетные средства, заказчиком работ является горакимат. Проводится конкурс с определенными квалификационными требованиями, и традиционно в этом конкурсе участвует спецавтобаза. Получается, желающих поучаствовать в этом конкурсе не бывает, тендер достается нам. Теоретически можем и проиграть, если сюда прибудут другие компании. В прошлом году был отдельный конкурс на город и отдельно — на пригород. В сельские округа пришла другая алматинская компания, выигравшая тендер. Мы отошли от пригородных сел. Однако алматинцы не справились с объемом работ. Почему? Как показывает практика, в сельских округах надо убираться каждый день, денно и нощно, потому что там вырастают горы мусора. А алматинцы планировали направлять своих работников в разные дни в разные округа. Словом, в определенный момент спецавтобаза вновь вернулась в пригород. Но быстро это сделать не получилось: распустили коллектив, некоторых сократили, часть работников ушли сами. Кроме того, выполнили перелокацию, перераспределение техники, ранее закрепленную в этих сельских округах.

На сегодня выполняем работу в рамках технической спецификации по городу и сельским округам. Моем памятники, чистим площади, набережную, за нами закреплены уличные урны, мы содержим автобусные остановки. К слову, теплые остановочные павильоны — реальная проблема, они стали прибежищем для людей без определенного места жительства, некоторые превратили остановки в туалет. И наши работники убирают за ними. Приходится закрывать теплые павильоны, что вызывает недовольство горожан, особенно зимой.

В заложенных бюджетных средствах на уборку — приобретение спецодежды, инструментов, транспортные затраты, зарплата, закуп воды и много еще чего. Это и есть наша работа по уборке территории растущего Атырау и пригородов. Это только со стороны кажется, что спец­автобаза зарабатывает миллиарды…

Тарифы по стране
Впереди Алматы – 553 тенге, Кокшетау – 540 тенге, Павлодар – 522 тенге, Семей – 470 тенге. В соседних городах Уральске – 505,95 тенге, Актобе – 433,5 тенге, Актау – 433,52 тенге.

Поделиться с друзьями

Специальный корреспондент

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна