Кымбат Каиркулова. Жизнь в движении
Делопроизводитель Атырауского городского отдела занятости и социальных программ Кымбат Каиркулова оформляет направления в реабилитационный центр и путевки в санатории людям с ограниченными возможностями. Сама она – инвалид второй группы. Трудясь в горсобесе, Кымбат нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда здоровые люди отказываются от работы.
Семья Тургали и Калыш Смагуловых жила в селе Алмалы Махамбетского района. Глава семьи работал на водовозе, его жена – в полеводческой бригаде, при этом оба были лучшими работниками, передовиками производства. За ударный труд колхоз наградил их путевкой в санаторий, куда они отправились с большим удовольствием, а по пути молодая семья решила посмотреть Москву, побывать на Красной площади, посетить мавзолей – раньше в такой экскурсии это было обязательным пунктом. Калыш тогда была на восьмом месяце, ждала своего восьмого ребенка. У гроба Ленина женщине стало плохо, она потеряла сознание, но потом все обошлось – ей оказали первую помощь, привели в чувство, поездка продолжилась. Молодые вернулись домой, и в марте в семье родилась Кымбат. Врачи заметили у новорожденной темные точки под ногтями левой руки в виде родимого пятна и после обследования сказали, что они будут стремительно разрастаться, покроют всю руку, и если ее не ампутировать, пятно дойдет до сердца, после чего оно может остановиться. Причину появления смертоносного пятна никто не объяснил, но семья Калыш с мужем сошлись во мнении, что это все из-за сильного стресса в мавзолее. Едва появившейся на свет девочке врачи отвели всего неделю жизни, если родители не согласятся на операцию. Тургали был против – не желал смириться. Мужчина отказывался верить, но на третий день все же согласился: «Пусть режут». Чтобы сохранить жизнь, врачам пришлось отрезать руку малышки до плеча. Вот такая грустная история Кымбат.
– Но я не унывала. Мне не требовалась помощь психолога, я никогда, даже в самый сложный период, не испытывала стрессов, – признается Кымбат. – Жила и росла наравне со всеми. Правда, в школе иногда наши мальчики хулиганили, таскали меня за левый рукав, крутили, подбрасывали. Но это – детская шалость. Я никогда не чувствовала себя ущемленной. Тем более рядом всегда были папа и мама, мои братья и сестры.
Лекарство от печали
После окончания 10-го класса старший брат повез Кымбат в Шымкент поступать в профессионально-техническую школу на бухгалтера. Через 10 месяцев молодая девушка вернулась с дипломом в родной аул, и началась ее трудовая жизнь. Кем ей только не пришлось работать – и учетчицей, и бухгалтером, и помощником агронома: на все Кымбат была согласна, лишь бы не сидеть дома. Это был особенно трудный период 90-х годов прошлого века – Союз распался, никто не знал, что будет дальше с колхозами. Поэтому Тургали решил завести домашний скот. Кымбат приспособилась доить коров, готовить из них молочные изделия и продавать, в перерывах ухаживая за захворавшим отцом. В 2000 году девушка вышла замуж за Хакима Каиркулова и переехала в город. И как только подрос сынишка, решила выйти на работу. Она, правда, не знала, куда и в качестве кого выходить. Но это было второстепенно. Главное – работать, не привыкла она просто так сидеть без дела, хоть и с протезом. В городском совете ветеранов и инвалидов ей предложили работу курьера, а затем женщина устроилась в Дом быта «Онерпаз» учетчицей. С одной рукой приходилось даже нянчить, воспитывать близнецов. В общем, бралась за все, что могла.
– Работа – самое лучшее лекарство от депрессии, – говорит Кымбат. – Поскольку я практически родилась такой, к своему состоянию привыкла с детства, и у меня никогда не было комплексов. Косые взгляды, конечно, чувствовала, но они меня не волновали. Мне было просто некогда, я всегда в работе, в движении. Делаю все, что позволяет одна рука: и полы вымою, и еду приготовлю, перепеленать ребенка, носить его на руке – для меня не проблема. В этом я вся в маму. Первого мая ей исполнится 87 лет, и она до сих пор в строю, потому что всегда работала, была занята и никогда не избегала труда.
Судьба, прошу, не пожалей добра…
Судьба, хоть и испытала женщину, едва она появилась на свет, всё же была к ней милостива, видимо оценив ее старания. Похоронив мужа после долгой болезни, Кымбат вновь вышла замуж, родила дочь, отучившись в Атырауском многопрофильном колледже«Болашак», получила диплом техника-программиста. После непрерывных 16 лет труда на общественных работах при городском отделе занятости и социальных программ, где не предусмотрен отпуск, премиальные и другие льготы, К. Каиркулову лишь два года назад взяли в штат горсобеса в отдел по работе с инвалидами. При этом она никогда не рассчитывала на скидку как инвалид второй группы. Весь свой объем работы женщина выполняет в срок, иначе инвалиды, не получившие направления на реабилитацию или путевки в санатории, начнут писать во все инстанции.
– На работу добираюсь вовремя. Вызываю инватакси, а если оно не успевает, сажусь на городской автобус. Я живу в районе Стройконторы и добраться до остановки «Академия» по проспекту Сатпаева не трудно. Да, что там поездки, я и в магазин сама хожу, мое орудие труда – большая хозяйственная сумка в клетку, ее еще называют узбекской. Наполняю ее продуктами и несу спокойно. Дочь учится во втором классе, ходит на танцы, а еще она – моя помощница. Сын – студент, учится в политколледже. Проживаем мы вчетвером в однокомнатной квартире. С 2011 года я стою в списке очередников на получение жилья по инвалидности. Мой номер 525. Очень надеюсь, что в 2025 году, как и говорил аким города, мы получим свое жилье.
По словам нашей героини, к ним в горсобес приходят разные люди: есть среди них совершенно измученные судьбой и болезнями, но бывают и здоровые, крепкие. – У каждого своя жизнь, каждый идет по своему пути. Но вот что удивляет – некоторые здоровые люди с руками и ногами не хотят работать. Не имея квалификации, опыта работы, порой даже диплома, отказываются от предложенных вариантов. А ведь труд – это спасение, и не только материальное. Я это по себе знаю, – говорит 52-летняя Кымбат. – Труд является очень важным фактором, с которым тесно связана жизнь каждого. Человек трудится для того, чтобы обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни. И совсем не имеет значения, кем ты работаешь. Главное – ты при деле, в движении. Труд облагораживает человека. Эти слова сказала не я, но смысл их хорошо знаю. Есть люди, которые с третьей группой инвалидности не хотят работать, находят сто причин, а есть те, кто с первой на двух работах заняты! Все – в руках самого человека, лучше этих слов не скажешь.