Новости

Казначейству Казахстана — 30 лет

30 лет назад были созданы органы Казначейства, функциональная деятельность которых была полностью направлена на сохранение и приумножение государственных финансов. Несмотря на сложный путь становления, постоянный поиск, совершенствование и кропотливый труд, Казначейство Казахстана сегодня уверенно следует новым веяниям, а иногда и опережает их, что позволяет нашему государству успешно развиваться в динамично меняющемся мире.

После обретения страной независимости руководство республики стало уделять большое внимание реформированию государственной финансовой системы. В 1994 году Правительство РК поставило задачу усилить роль Министерства финансов в управлении государственными финансами.

27 января 1994 года Указом Президента Республики Казахстан в целях эффективного управления и контроля доходов и расходов государственного бюджета было создано Главное управление Казначейства Республики Казахстан, который стал основным инструментом управления государственными финансами для достижения эффективного и стабильного формирования бюджета, обеспечивающего качественное выполнение функций государства, направленных на повышение благосостояния населения. Первым этапом создания системы Казначейства стало создание территориальных управлений Казначейства в областях, то есть в 1994 году Указом Президента страны № 1526 было учреждено Главное управление Казначейства при Министерстве финансов, а в 1995 году на основании Постановления Кабинета министров Республики Казахстан №23 — областные, районные и городские структуры Казначейства на местах.

В Национальном банке Казахстана был открыт Единый казначейский счет, как центрального правительственного органа по финансовому управлению Комитета Казначейства, на котором аккумулировались деньги государственного бюджета.

Структура казахстанского Казначейства прошла долгий и сложный путь развития и стала важной частью бюджетной системы страны.

Казначейская система Казахстана первой в мире перешла на новую версию программного обеспечения Oracle Applications R12. Ускорен процесс выдачи финансовых документов, а также автоматизировано пакетирование платежей во избежание человеческого фактора и личного предпочтения. Внедрение информационной системы «Казначейство — Клиент» — один из важных шагов на пути цифровизации Казахстана, эффективность которого полностью доказана. Современное Казначейство — это функционально развитая комплексная система, эффективно управляющая финансовыми ресурсами и обеспечивающая расчетно-кассовое исполнение бюджета.

В соответствии с приказом министра финансов РК А.С. Павлова от 10 июля 1995 года № Л-616 было создано управление Казначейства по Атырауской области. Руководителем управления был назначен Багитжан Мазгалиевич Жылкыбаев. На первом этапе штат составил всего семь единиц. В их числе были опытные специалисты М.Т. Ли, Р.И. Наурзбекова, З.С. Бисекенова, Н.Б. Айтуарова.

Также стоит отметить пенсионеров, которые самоотверженно трудились в начале и процесссе развития департамента. Это: Х.Х. Кузнецова, М.Ш. Мурзабаева, Р.Е. Утеалиева, Д.А. Тлекбаева, О.А. Казмаганбетова, Г.Ж. Жардемова, Р.У. Тлепкалиева, Г.К. Бектемирова, К.К. Ажигалиева, Ж.К. Кенжегалиева, М.А. Давлетова, М.Б. Юсупов, Ж.Р. Шайпакова, С.Т. Шегрек, Ж.Х. Мергалиева, Б.С. Суюнов, Г. Багдарова, М.С. Алпанова, А. Абдуллин, Ж.М. Ележанова, Ж.У. Кисамединова, Д.Т. Тлегенова.

В настоящее время штат значительно вырос. В конце 1995 года во всех районах начали работать представители Казначейства. На сегодняшний день штатная численность, включая департамент Казначейства и районные управления, составляет 93 единицы.

Казначейство Атырауской области всегда принимало непосредственное и активное участие в реформировании бюджетной системы. В начале 1996 года Министерством финансов РК была разработана и утверждена новая бюджетная классификация доходов и расходов бюджета Казахстана, соответствующая международной статистике государственных финансов.

В ноябре 1996 года был осуществлен перевод учета исполнения республиканского бюджета со старой на новую бюджетную классификацию с помощью системы «БАСК» в соответствии с графиком, утвержденным специалистами Министерства финансов, Атырауского областного управления Казначейства и бюджетного банка.

Кроме того, был изменен порядок финансирования государственных учреждений. По старой системе средства перечислялись на счета государственных учреждений, а по новой — на расходы на уровне министерств и ведомств путем выдачи казначейских разрешений по экономической классификации расходов бюджета. Это достижение позволило с июня 1996 года централизованно осуществлять переводные операции государственных учреждений, субъектов и вести их учет, открывать в Национальном банке объединенный казначейский счет (КСН). Его эффективность заключается в том, что в РНН в полном объеме учитываются поступления бюджета.

С января 1997 года территориальные органы Казначейства стали ежемесячно информировать все обслуживаемые государственные учреждения о произведенных кассовых расходах в разрезе всех программ для принятия оперативных решений.

Также Казначейство внесло большие изменения в расчет поступлений государственного бюджета. На органы Казначейства возложено распределение между республиканским и местными бюджетами, областными, городскими, районными бюджетами в соответствии с нормативами распределения, утвержденными Законом РК «О республиканском бюджете».

С января 1998 года бюджетный банк ликвидирован, все его функции переданы в управление Казначейства. Для осуществления предоставленных услуг от бюджетного банка и обеспечения непрерывности технологических процессов кассового исполнения всех видов бюджета органы Казначейства получили лицензию Нацбанка РК на выполнение банковских операций в национальной и иностранной валюте.

Одним из направлений реформ в управлении государственным сектором и ресурсами государственной службы стало изменение формы выплаты стипендий, заработной платы и других денежных выплат учреждениям, обеспечиваемым за счет государства. В результате с 1998 года выдача наличных денег государственным учреждениям осуществлялась по именным чекам Казначейства через банки второго уровня.

В начале 1999 года в органах Казначейства было внедрено новое программное обеспечение для ведения перечня доходов и расходов местных бюджетов. В нем предусмотрен контроль за распределением лимитов на финансирование местных бюджетов в отношении годовой инвентаризации доходов и расходов, представленной финансовыми органами. В рамках новых требований по контролю эффективности расходования бюджетных средств с 1 января 1999 года органами Казначейства была начата регистрация гражданско-правовых сделок государственных учреждений в пределах годовых назначений. То есть обеспечили контроль за своевременностью их платежей и недопущение образования несанкционированной кредиторской задолженности.

Проведена большая работа по улучшению учета и отчетности государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета, оказана практическая помощь учреждениям при переходе от простой системы к двойной системе учета. Осуществлен прием и проверка отчетности об исполнении сметы расходов.

В 2000 году была введена новая форма платежного документа, связанная с ведением интегрированного кода назначения платежей. Первым программным обеспечением, получившим модернизацию, стал «БАСК-М». В 2000 году введена новая форма платежного документа, связанная с ведением интегрированного кода назначения платежей.

С 1 января 2001 года в соответствии с решением Правительства все государственные органы стали получать заработную плату и другие денежные выплаты, которые переводились на лицевые счета или карт-счета в банках второго уровня по выбору получателя денег. Главной целью данной реформы было недопущение рассредоточения бюджетных средств в банках второго уровня и их бесконтрольного использования при получении наличных денег.

С 2003 года Казначейство перешло на новую систему, разработанную на основе программного обеспечения Oracle, а с 2008 года казначейская система Казахстана первой в мире осуществила переход на новую версию программного обеспечения Oracle Applications R12. Благодаря этой программе ускорен процесс выдачи финансовых документов, а также автоматизировано пакетирование платежей во избежание человеческого фактора и личного предпочтения. Сегодня органы Казначейства работают в информационной системе «Казначейство — Клиент». Первоначально электронный документооборот «Казначейство — Клиент» был внедрен в пилотном режиме в шести областях республики. С 2012 года в нашем департаменте действует данная система. Эта система повысила качество исполнения бюджета, сократила время обслуживания, операционные и транспортные расходы. Бухгалтеры госучреждений могут проводить платежные операции в интернет через органы Казначейства без выезда из учреждений.

Кроме того, сократилось время обработки финансовых документов. К примеру, если учесть исправление ошибок при заполнении ранее выданных счетов к оплате, то после внедрения системы «Казначейство — Клиент» оно сократилось: в 2012 году до 16 рабочих часов, в 2013-2016 годах до 8 рабочих часов, в 2017 году до 7 рабочих часов, с 2018 года до 6 рабочих часов.

С 2012 года органами Казначейства начато обслуживание счетов субъектов квазигосударственного сектора для контроля соответствия бюджетных средств местному бюджетному принципу целевого назначения.

С 2017 года органами Казначейства осуществлена регистрация обязательств и концессий частных партнеров в целях обеспечения исполнения обязательств частных партнеров и гарантий инвесторам. Казначейство осуществляет государственные закупки бюджетных инвестиционных проектов по строительству в целях контроля обоснованности затрат по строительству и обеспечения полноты налоговых платежей.

На увеличение уставного капитала на обслуживание органов Казначейства в 2012, 2017, 2018 и 2022 годах субъекты квазигосударственного сектора, получающие бюджетные средства или выполняющие государственные заказы, генеральные подрядчики и субподрядчики перешли по казначейскому сопровождению государственных закупок по строительству объектов, фонд социального медицинского страхования и операторы финансовой поддержки государственных программ.

В рамках реализации 98 шага «Плана нации — 100 конкретных шагов» начато открытие и обслуживание счетов местного самоуправления в органах Казначейства. Реализовано внедрение IV уровня бюджета самоуправления. Он выполнен в два этапа: первый этап — в 2018 году на территориях с численностью населения более 2000 человек, второй этап — с 2020 года повсеместно.

По предложению департамента Атырауской области в 2022 году в Комитете Казначейства создан «Совет ветеранов» в составе ветеранов-инвалидов данного Казначейства, 18 августа 2022 года в органах юстиции Комитета Казначейства Министерства финансов создано общественное объединение «Совет ветеранов Казначейства». Руководителем Совета ветеранов является Саткалиева Валентина Адамовна, учредителем департамента Казначейства по Атырауской области — Наурызгалиева Р.И.

Основные цели и задачи деятельности Совета ветеранов:

— формирование у государственных служащих профессиональной культуры и этики;

— защита прав и интересов пенсионеров и ветеранов Казначейства Министерства финансов Республики Казахстан;

— обеспечение достойного имиджа пенсионеров в Обществе;

— моральная поддержка интеллектуалов;

— стажировка работающих сотрудников Ведомства;

— участие в воспитании молодых кадров;

— участие в мероприятиях, направленных на укрепление имиджа и имиджа Казначейства Министерства финансов РК;

— вручение наград и других поощрений ветеранам труда.

На 2024 год в департаменте Казначейства по Атырауской области и его территориальных подразделениях — 720 государственных учреждений/субъектов квазигосударственного сектора, в том числе:

58 государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета;

516 государственных учреждений, финансируемых из местного бюджета;

бюджеты органов местного самоуправления — 68 государственных учреждений;

субъекты квазигосударственного сектора — 8;

субъекты государственных закупок – 70.

Сегодня департамент Казначейства по Атырауской области работает не только в областном центре, но и в районах. Обеспечивает все заинтересованные стороны бюджетного процесса необходимой и точной информацией по исполнению бюджета и по счетам государственных учреждений.

Благодаря огромному опыту и темпам развития прошлых лет департамент Казначейства по Атырауской области на высоком уровне выполняет поставленные перед ним задачи, а также работает и продолжает развиваться по обеспечению эффективного управления финансовыми ресурсами государства.

Кенжетай ТАЙШЫКОВ

руководитель департамента

Казначейства

по Атырауской области

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button