Новости

«Караван качества» – об астраханской трассе, и не только

Во время езды по «астраханке» ставили даже бутылку с водой, наблюдая и фиксируя определенное время за тем, упадет она или нет. Не упала. В рамках медиа-тура «Сапа керуені», организованного «Национальным центром качества дорожных активов» для журналистов местных изданий и собкоров республиканских СМИ, показали и рассказали о завершающем этапе реконструкции дороги «Атырау — граница РФ».

Из третьей во вторую категорию

В целом мы проколесили от Атырау до районного центра Курмангазы, считай, 400 километров туда и обратно в рамках медиа-тура. По программе отправной точкой состоявшегося медиа-тура стал региональный семинар на тему «Инновации и кадры: перспективы развития дорожной инфраструктуры» с участием вице-министра транспорта Сатжана Аблалиева. На нем говорилось о проблемах, вопросах развития дорожной отрасли региона. Он был организован Атырауским университетом нефти и газа им. Сафи Утебаева совместно с Казахским дорожным научно-исследовательским институтом. Это мероприятие объединило специалистов дорожной отрасли, представителей государственных структур и более 500 школьников, заинтересованных в карьере в дорожной сфере. С приветственным словом к участникам обратились вице-министр транспорта Сатжан Аблалиев и заместитель акима Атырауской области Кайрат Нуртаев.

Выступавшие спикеры рассказали о новых технологиях и инновационных решениях отечественных производителей дорожных материалов, направленных на повышение их долговечности, а также прочности дорожного покрытия в регионе. Говорилось также о кадровом «голоде» в дорожно-строительной отрасли и что отныне будут больше уделять внимания вопросам кадрового обеспечения отрасли и популяризации профессии дорожного строителя среди молодежи. А в Атырауском университете нефти и газа им. С. Утебаева, возможно, откроют отделение для подготовки инженерных кадров для нужд дорожной сферы области.

whatsapp image 2024 10 23 at 16.13.35

В интервью СМИ Сатжан Аблалиев рассказал, что на завершающем этапе реконструкции астраханской трассы ведется укладка последнего слоя асфальтового покрытия.

  – Многие участки этой дороги в течение нескольких лет эксплуатировались с незавершенной конструкцией, когда у них был только нижний слой асфальтового покрытия. Мы старались и обязывали подрядчиков, где это, возможно, не пропускать автомашины по объездным дорогам, так как их качество не соответствовало стандартам, и к тому же в непогоду проезд по ним затруднен. В этом году завершим реконструкцию всех участков автодороги и сдадим ее в эксплуатацию. Астраханская трасса будет переведена с третьей категории на вторую, а это означает, что по ней перемещается до 7 тысяч или свыше автотранспортных средств. Ее общая ширина вместе с обочинами составляет до 15 метров, а непосредственно ширина асфальтированной части — до 9 метров. Надо отметить, что допустимая скорость перемещения автотранспорта равна 110 км/ч. Стоимость строительства и реконструкции одного километра дороги такой категории обошлась в среднем от 400 до 600 млн тенге, – сказал С. Аблалиев.

 Открытие этой дороги улучшит транзитный потенциал и будет способствовать экономическому развитию. К примеру, транзитники станут закупать ГСМ, еду в магазинах, питаться в точках общепита, останавливаться на отдых в кемпингах и придорожных мотелях, пользоваться различными услугами. Вдоль этой дороги дорожники сделали 11 парковочных площадок и установили три модульных санузла: возле сел Аккистау, Жанбай и Зинеден. Туда потом пригласят предпринимателей, чтобы они открывали на этих местах бизнес-объекты.

Ждём финальные 45 км

После посещения семинара мы отправились в путь. Сначала побывали в новом офисе областного филиала Национального центра качества дорожных активов по улице Тайманова. Далее по реконструированной дороге поехали в сторону Исатайского и Курмангазинского районов. Генеральный директор РГП «Национальный центр качества дорожных активов» Болатбек Айтбаев на каждой локации, где останавливались журналисты, ясно и просто рассказывал о различных аспектах этого крупного проекта в дорожной сфере страны. Побывали на производственных базах дорожно-строительных компаний «Акжол» и СП «СинеМидасСтрой», дорожно-эксплуатационном участке компании «Казавтожол» недалеко от с. Курмангазы. Оценили меню дорожников. Посетили лаборатории, где они проверяют качество дорожных материалов перед каждой укладкой. Как проинформировал руководитель управления науки и качества работ Комитета автомобильных дорог Министерства транспорта РК Нуртлек Хасенов, из 277 км между Атырау и границей с Россией ранее были сданы в эксплуатацию 60. Вычитаем эти километры, и остается 217 км. Больше недели назад ТОО «СП «СинеМидасСтрой» презентовало еще 80 км реконструированной дороги. То есть осталось доделать и сдать в эксплуатацию в декабре этого года 137 км. Правда, 5 км разбитой дороги при въезде в город областной акимат планирует расширить в четырехполосную только в следующем, 2025, году и перевести в первую категорию, как часть строящейся северной кольцевой дороги. По словам Нуртлека Хасенова, в настоящий момент дорожники завершают реконструкцию 132 км, и до начала морозов уложат верхний слой асфальта на трех участках общей протяженностью в 45 км. Всего астраханская трасса при реконструкции была разделена на 6 лотов, осталось доделать участки по трем из них.

Через сито контроля НЦКДА

Как пояснил руководитель Болатбек Айтбаев, при реконструкции астраханской дороги применялся пятиуровневый контроль над качеством выполнения работ, включая технический и авторский надзор. Авторский надзор ведет, как правило, компания, разработавшая проектно-сметную документацию. Сам Болатбек Айтбаев с апреля 2022-го по февраль 2024-го был шефом Атырауского областного филиала «Казавтожола», как заказчик проекта. И не понаслышке знает обо всех перипетиях этого международного проекта с привлечением заемных средств Европейского банка реконструкции и развития. Мало кто верил, что проект вообще сдвинется с мертвой точки после пандемии и закончится в ближайшие годы, ему пророчили завершение чуть ли не в 2027-м! На памяти гневных мнений жителей о темпах выполнения работ на астраханской трассе в социальных сетях; мелькавшие сообщения об уходе и демобилизация с проекта техники и рабочей силы подрядных организаций; изменения в проектных решениях, вопросы финансирования и т.д. Но Болатбек Айтбаев, будучи руководителем областного филиала «Казавтожола», сумел мобилизовать людей, организовать эту работу, добиться решения многих вопросов. И вот результаты налицо. Будем надеяться, что подрядчики не подведут и до начала следующего года астраханскую трассу введут в эксплуатацию.

 В ходе поездки заехали в мобильный офис Службы Инженера проекта. По слова Айтбаева, стало понятно, какую она важную роль при реализации проекта сыграла. Служба Инженера, по-нашему, компания, ведущая технадзор, но с более широкими полномочиями.

 – Служба имеет самостоятельное право вносить корректировки в утвержденную проектно-сметную документацию. Как отечественных, так и зарубежных инженеров и специалистов-дорожников высокого профиля привлекают и отбирают согласно подписанным соглашениям. Они обеспечиваются жильем, снабжаются транспортом и специальной лабораторией для проверки качества дорожных материалов, применяемых в строительстве дорог. Работа ведется совместно со службой качества подрядчиков для обеспечения входного, сплошного и операционного контроля качества. Еще один вид контороля качества осуществляется со стороны непосредственно заказчика в лице АО «НК «Казавтожол». А НЦКДА занимается выборочным контролем качества дорожного покрытия, – отметил Б. Айтбаев.

 Всего за время выполнения реконструкции астраханской трассы было организовано 500 инспекционных проверок, взято 2000 проб, при этом 9 процентов применяемых дорожных материалов и конструкций не соответствовали установленным стандартам. Эти нарушения впоследствии были устранены подрядными организациями. Всего же НЦКДА имеет по стране 20 филилалов и 15 передвижных лабораторий, проверяющих качество дорожных материалов.

О дорожающих материалах, логистике и содержании дорог

 Как сказал руководитель Наццентра качества дорожных активов, к основным проблемам при строительстве, реконструкции и ремонте дорог отнесены растущая дороговизна стройматериалов, ГСМ, а также логистика. К примеру, как посетовал генеральный директор ТОО «Ақжол Құрылыс», занимающегося реконструкцией 60 км дороги по лоту №3 (693-753 км), Амирбек Тулегенов, из условно затраченного на работу 1 млрд тенге 600-700 млн идут на оплату услуг железной дороги по доставке стройматериалов и использования ж/д тупика. Еще одна проблема – это последующее качественное содержание и эксплуатация дорожного покрытия. Перегруз на фурах и самосвалах также не способствует долговечности дороги. Именно груженые фуры часто разбивают наши трассы, признал гендиректор НКЦДА. В этой связи он упомянул о необходимости внедрения цифровой платформы.

 – Специализированные Автоматизированные Измерительные Средства (САИС) на междугородних трассах в Атырауской области — аналог камер «Сергек», установленных для контроля дорожного движения и выявления нарушений. Система САИС работает в Казахстане с конца 2021 года, с ее помощью производится устранение дефектов дорожного полотна в зоне фиксации САИС и/или выявляются неисправности оборудования весового комплекса. Опираясь на САИС, данные о проезде большегрузных и крупногабаритных автотранспортных средств передаются в информационно-аналитическую систему транспортной базы данных и мониторинга динамики перевозок в Комитет транспорта для дальнейшей отправки уведомлений о правонарушениях за превышение допустимых весовых параметров крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств. На сегодня, как известно, областная транспортная инспекция при помощи двух мобильных автомашин для взвешивания большегрузных фур не может охватить всю область. Правда, вопрос внедрения САИС больше отнесен к деятельности «Казавтожола». Как нам известно из публикаций в республиканской прессе, система САИС и весовые комплексы, находящиеся в Актюбинской области (п. Жайсан) и Павлодарской области (п. Щарбакты), отправляют данные в Ситуационный центр Комитета транспорта Министерства транспорта РК.

Если коснуться содержания вновь реконструированной дороги, то для этого имеются дорожно-эксплуатационные участки и пункты компании «Казсервис». Один такой новый ДЭУ открыт возле села Курмангазы. Можно сказать, он образцово-показательный, здесь имеются зимние боксы для техники, мастерские для ремонта автомашин, складские, офисные и бытовые помещения, пункт обогрева и отдыха на 10 коек. Его руководитель Адильбек Мусаулы сообщил, что зона ответственности этого ДЭУ – 833-893 км дороги «Актюбе — Атырау — граница РФ», или 60 км. Цель работы ДЭУ – обеспечение бесперебойного движения на вверенном участке автотрассы. Его работники патрулируют вверенный участок, смотрят за состоянием и чистотой дорожных знаков, обновлением разметок, пешеходных переходов, освещением. По мере возможности следят за тем, чтобы по дороге не прогуливался домашний скот, а также за ними закреплены функции покоса травы вдоль дороги, уборки его от мусора, снега в зимний период, засыпка антиобледенителей во время гололеда, уборка скотопрогонов и водопропускных труб. В ДЭУ имеется 6 единиц спецтехники, в штате — 19 работников.

Подытоживая материал, скажем, что проделана колоссальная работа, а реконструкция дороги, имеющей важное международное транзитное значение, в скором времени будет завершена. Поездка по ней, по крайней мере, по ее завершенным участкам оставила хорошее впечатление. Конечно, любые вибрации оказывают влияние на имеющиеся предметы в автомашине, не будем придирчивы. Главное теперь качественно содержать и обслуживать астраханскую дорогу, как и любую другую. Ведь эта дорога фактически превратилась в «дорогу жизни» для многих атыраусцев, особенно для жителей Исатайского и Курмангазинского районов.  

Тимур КАЗИЕВ

Тимур Казиев

Специальный корреспондент

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button