Как победить алчность?
Подходы борьбы против коррупции существенно изменятся. Департаментом агентства РК по противодействию коррупции по Атырауской области обсуждены вопросы снижения уровня коррупции с государственными служащими и молодежью Индерского района. Руководитель управления превенции антикоррупционной службы региона Жанибек Каражанов обозначил основные направления антикоррупционной концепции на 2022-2026 годы, которая на сегодняшний день подписана Главой государства, подчеркнув особую ответственность государственных служащих перед государством.
На встрече были обсуждены вопросы важности конструктивного взаимодействия государства и гражданского общества, приоритета предупреждения коррупции, а также привития антикоррупционных ценностей подрастающему поколению.
Один в поле не воин
Как пояснил Жанибек Каражанов, за 30 лет независимости системные и последовательные реформы по противодействию коррупции в Казахстане помогли сформировать собственную модель антикоррупционной политики. Агентство по противодействию коррупции, как уполномоченный орган, формирует и реализует антикоррупционную политику в стране. Законодательно за агентством закреплена функция по координации госорганов и других организаций в вопросах предупреждения коррупции. Внедрены превентивные инструменты, как анализ коррупционных рисков, и антикоррупционный мониторинг, куда вовлекаются специалисты из числа общественности. Усовершенствована система поощрения людей, сообщивших о фактах коррупции. Заработал институт антикоррупционной экспертизы, где также экспертами выступают представители гражданского общества. Введен институт персональной ответственности руководителей за коррупцию подчиненных. Для снижения рисков в квазигосударственном секторе внедрены комплаенс-службы.
– С принятием Закона «Об общественных советах» гражданскому обществу предоставлены широкие возможности для участия в общественном контроле деятельности госорганов, – обратил внимание Жанибек Каражанов. – Введена постоянная практика отчетов на общественных советах не только акимов, но и руководителей госорганов различного уровня. Благодаря таким системным реформам наша страна впервые набрала 38 баллов в индексе восприятия коррупции (Transparency International), переместившись на 94 место (+30 позиций за два года) среди 180 стран.
Однако в приоритете совсем не высокие места в международных рейтингах. Любые реформы и преобразования важны только тогда, когда их позитивный эффект ощущает на себе конкретный человек.
– Президентом нашей страны провозглашен главный принцип в работе госаппарата – это концепция «слышащего государства». Поэтому в нашей работе первостепенная задача – это удовлетворение нужд и ожиданий наших граждан. Важно понимать, только одно ведомство не в силах единолично побороть коррупцию. Необходимо активное вовлечение всего гражданского общества. Поэтому общественная активность обрела особую значимость при разработке проекта концепции антикоррупционной политики на предстоящие пять лет. В эту работу активно подключились все неравнодушные граждане и представители различных НПО, – пояснил руководитель управления превенции антикоррупционной службы Атырауской области.
Повод для расследования
Итак, что предусматривает концепция? В ней шесть основных блоков, направленных на формирование добропорядочного общества, исключение возможностей коррупции, обеспечение неотвратимости ответственности, транспарентности бюджетных процессов, внедрение антикоррупционных стандартов. Отдельный блок посвящен совершенствованию института общественного контроля в сфере противодействия коррупции. Да, планируется усилить роль общественных советов в вопросах превенции коррупции. Внешние и внутренние анализы коррупционных рисков в госорганах будут проводиться с их участием. С ними же будут обсуждаться результаты этих анализов, и в дальнейшем общественные советы смогут мониторить исполнение выработанных рекомендаций.
По словам Ж. Каражанова, следующая инициатива – это упрощение публичной информации, важно исключить «чиновничий» формат информирования, а госаппарат должен разговаривать с гражданами на одном языке. Планируется изменить формат публичной информации путем упрощения интерфейса порталов «Открытые бюджеты» и «Открытые данные», чтобы любой человек смог найти нужную информацию легко и быстро. К слову, уделяется большое внимание и усилению роли СМИ в противодействии коррупции, как одному из элементов общественного контроля. В западных странах одна только публикация о подозрении в коррупции в СМИ уже является поводом для соответствующих проверок.
– Предлагается внедрить институт журналистского расследования, установить законодательные пределы и гарантии защиты прав журналистов. Вкупе все эти меры, безусловно, окажут хороший превентивный эффект, – уверен руководитель управления Ж. Каражанов.
Если отсутствует результат
На сегодня вовлечение общественности в противодействие коррупции ассоциируется с проектом «Адалдық алаңы». Однако Жанибек Каражанов признал, что работа в этом направлении не всегда была системной, так как она была выстроена в основном на количественных показателях, без привязки к результату. Отсюда размытость ответственности и отсутствие четкого видения по формированию антикоррупционной культуры в обществе. Сейчас подходы пересмотрены. Взаимодействие с общественностью будет осуществляться через призму проектного управления. В чем его суть? Здесь уход от оперативного управления и чрезмерного контроля с акцентом на результат. Проектное управление должно помочь персонализировать ответственность, а также установить четкие и измеримые индикаторы.
Вот вам направление
Сейчас для всех госорганов определено шесть основных обязательных проектных направлений. Одно из них – «Предупреждение и противодействие коррупции». Все антикоррупционные проекты будут реализовываться в рамках этого направления. И агентство определено координатором.
К основным ориентирам относится выявление и устранение коррупционных рисков, укрепление антикоррупционной культуры и усиление комплаенс-служб в квазигоссекторе.
– Задача госорганов – эффективная реализация направлений на всех уровнях, включая города, районы и села. Для этого в каждом госоргане созданы проектные офисы. Через них будет продолжена деятельность «Адалдық алаңы» с привлечением общественности. Здесь самое главное – взаимодействие на принципах партнерства, открытости и без излишней бюрократии, – акцентировал Ж. Каражанов.
Таким образом через базовое антикоррупционное направление начнется координация работы министерств и акиматов. Для всех них уже разработали целевые индикаторы. В регионах достигать их помогут специально назначенные сотрудники – антикоррупционные комиссары. Конечно, они будут работать в одной упряжке с представителями общественности.
Барометр общественного мнения
Главой государства дано поручение о разработке системы оценки уровня коррупции в госорганах. Соответствующая методика уже имеется. Критерии оценки определены. Основным индикатором здесь выступает эффективность принимаемых госорганами мер по профилактике коррупции. Будет учитываться уровень совершения в госоргане уголовных, административных и дисциплинарных коррупционных правонарушений.
Еще один из главных критериев оценки – это социальный опрос среди населения. Он будет служить как «барометр общественного мнения». А его итоги найдут отражение в Национальном докладе о состоянии коррупции в стране, который вносится Президенту и публикуется. Также уровень коррупции будет учитываться при рассмотрении вопроса о принятии отставки политического служащего за коррупцию подчиненных.
К вопросу о доходах и расходах
Еще один блок концепции – это законодательные инициативы. Революционной новеллой является введение ответственности за необоснованное обогащение. Сейчас соответствующий законопроект рассматривается в Парламенте. Это – логическое продолжение запущенного механизма всеобщего декларирования. Госслужащие и их супруги(г) сдали декларацию об активах и обязательствах в новом формате. Со следующего года начнется сопоставление их расходов с доходами. С 2025 года точно также о размерах своих доходов будут отчитываться все граждане. А уже с 2026 года начнется процесс декларирования расходов для всего населения. Налоговым кодексом уже установлена ответственность в виде 10 процентов налога от суммы превышения для всех физических лиц.
Что касается госслужащих, то предложено усилить их ответственность, то есть если расходы будут превышать законные доходы, и чиновник не сможет их объяснить, ему грозит изъятие разницы в виде штрафа. А за значительное превышение – вплоть до увольнения по отрицательным мотивам. Новеллы начнут действовать с 2027 года.
Именно тогда можно увидеть реальную картину об активах и имуществе населения. По мнению разработчиков концепции, здесь ожидается мультипликативный эффект. Во-первых, это стимулирует вывод активов населения из тени. Во-вторых, налицо экономический эффект. Порог на декларирование наличных денег более 10 тыс. МРП (29 млн тенге) подстегнет людей на вкладывание средств в недвижимость, в создание бизнеса. А это уже рост налогов и увеличение рабочих мест. В-третьих, профилактический эффект. Новые «правила игры» лишат смысла приходить на госслужбу с целью обогащения и в долгосрочной перспективе обеспечат формирование поколения добропорядочных профессионалов. И, в-четвертых, это инвестиционная привлекательность страны.
Скрытые схемы хищений не спрятать
Превышение расходов над доходами послужит сигналом для начала финансовой проверки. Следует учесть, что недавно Президентом страны утверждена новая концепция правовой политики. В ней заложена необходимость создания института финансового расследования для конфискации криминальных активов. Данная мера коснется как теневого бизнеса, так и коррупционеров. Это неразрывно связано с принципом «следуй за деньгами», озвученного Главой государства (16 апреля 2021 года).
Ж. Каражанов остановился также на одном из основных блоков концепции, точнее – на совершенствовании деятельности уполномоченного органа по противодействию коррупции.
– Если оглянуться назад, агентство создавалось и всегда работало как правоохранительный орган. Превалировал карательный уклон. Анализ структуры коррупционной преступности показывает, что из года в год наблюдаются однотипные преступления. Растет доля взяточничества и хищений. Одни и те же способы их совершения, –подчеркнул руководитель управления превенции. – Эффективность борьбы с коррупцией всегда определялась количеством выявленных преступлений и рангом чиновников. Главной целью было быстро завершить дело и направить его в суд. Но на место коррупционера приходит другой, в конечном итоге продолжает работать по той же схеме. Как говорил Глава государства, «без устранения причин коррупционных явлений – это как борьба с ветряными мельницами». Поэтому изменены подходы к работе. Указом Президента изменена структура агентства. Усилено взаимодействие силового блока и профилактики коррупции с внедрением в работу интегрированной аналитики.
Объектом расследования становятся преступные схемы и скрытые хищения. Именно такой подход был применен при анализе сферы субсидирования сферы сельского хозяйства. На это направление за последние пять лет выделено свыше двух трлн тенге. Сумма внушительная. В антикоррупционной службе страны обратили внимание на вопросы планирования потребности в субсидиях. Выяснилось, что МСХ и акиматы республики формировали бюджетные заявки исходя из примерного размера финансирования и показателей предыдущих лет. При этом не было ни научного, ни экономического обоснования. Целевые индикаторы госпрограмм были ориентированы не на результат, а на процессы. Не учитывались такие важные аспекты, как удешевление сельхозпродукции, экономическая эффективность, увеличение рабочих мест и налоговых вливаний. К примеру, по животноводству большинство индикаторов направлено просто на увеличение числа поголовья, охваченного субсидиями. Нормативные акты насквозь пронизаны коррупционными рисками. Информационные системы уязвимы для мошенников. Контроля за целевым использованием субсидий не было. Отсюда и хищения, и коррупция, а честные фермеры не могли получить свои субсидии, что вызывало у них недовольство. За последние пять лет в сфере сельского хозяйства Казахстана было зарегистрировано 960 преступлений. К уголовной ответственности привлечено 450 человек. А для хищения субсидий из года в год использовались одни и те же схемы. Но их причины и условия не выяснялись. Антикоррупционная служба подробно изучила каждое преступление, каждый факт нарушения, вскрыв основные рисковые зоны и коррупционные схемы. В целом по результатам анализа ведомства выработано порядка 170 рекомендаций с конкретными мерами по комплексному устранению системных проблем. В настоящее время в МСХ разрабатывается план конкретных мероприятий по их реализации.
Светлана НОВАК