Новости

Этический кодекс – моральный «навигатор» в усложнившемся мире

Профессиональная этика госслужащего, как, впрочем, и любая корпоративная этика, обладает существенной спецификой. Между тем многие чиновники имеют о ней весьма смутное либо искаженное представление или относятся к ней с пренебрежением. Поэтому для государственных служащих разработан и введен Этический кодекс, который задает базовую систему нравственных, этических ориентиров, давая рекомендации по поведению в «щекотливых» ситуациях и ясно обозначая область «табу» для служащего. 

Главой государства в Этическом кодексе заложен принцип «общественного служения», необходимый для повышения уровня административной морали, в чем наш аппарат сегодня так нуждается. 

Так, анализируя структуру, в том числе расстановку приоритетов, государственного административного управления вспоминаешь, парадоксы Томпсона (американский ученый), который отметил, что, хотя этика порой кажется менее важной, чем все остальные вопросы, но, поскольку она косвенно влияет на все принимаемые решения, в конечном счете, оказывается самой важной. Моральные добродетели частной жизни, например, такие как застенчивость, нежелание привлекать внимание к собственной персоне, не всегда являются добродетелями в жизни публичной. Негативное с точки зрения общественной морали впечатление от тех или иных поступках государственного служащего, даже если оно на самом деле ошибочно, тем не менее, все равно играет отрицательную роль, ибо подрывает доверие к правительству и, в более широком смысле, к демократии в целом.

Поэтому чиновник обязан быть особенно щепетилен в своем публичном поведении, причем как на службе, так и вне ее. Формирование и укрепление позитивного имиджа государственных служащих — одно из приоритетных направлений развития государственной системы. Конечно, быть государственным служащим — это большая честь, но наряду с профессиональным опытом важно обладать высокими нравственными качествами, особенно в условиях новых информационных технологий и свободе СМИ. Для того, чтобы люди, претендующие на звание государственного служащего, четко осознавали груз ответственности перед населением, прежде всего, должны прилагать усилия к развитию своих морально-этических ценностей. Так как соблюдение требований Этического кодекса  — их служебный долг, а нарушение влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством РК.

Следует понимать, что «государственный служащий, руководитель должен использовать предоставленную власть во благо народа, но не должен использовать ее ради себя», «руководители государственных органов и государственные служащие должны в целом думать о благополучии народа, а не о своих интересах».

На страже соблюдения чиновниками этических норм стоят  уполномоченные по этике, в обязанности которых входит соблюдение государственными служащими норм служебной этики, разъяснение и консультирование законодательства о государственной службе, профилактика коррупционных правонарушений и формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе.    

Государственный служащий, руководитель в целом оценивается обществом не только по исполнению той или иной государственной функции, но и по морально-этическим аспектам. Образ служащего складывается из внешнего и внутреннего содержания и психологических форм человека, он отвечает потребностям времени и общества. Очевидно, внутренняя философия влияет на внешний вид, поведение и отношения с коллегами. 

Ошибочно думать,  что «я одел импортный костюм, галстук, аккуратно побрился, тепло улыбнулся и дело закончилось – мои коллеги меня любят». Это очень легкий подход к психологии ошибок и доверия. А изменить жизненный взгляд, быть простым и честным очень сложно. Негативный образ, влияет на возникновение и развитие проблем в системе, в связи между государственной властью и населением, то есть между государством и обществом. Целью формирования положительного имиджа государственной службы является не эффективное функционирование властных структур, а доказать всем гражданам об эффективности его работы. А Этический кодекс направлен на повышение доверия общества к государственному служащему, предъявляя высокие требования к морально-этическому облику государственного служащего. Также в нем установлены общие стандарты поведения государственных служащих, такие как передвижение, самоконтроль в нерабочее время, в служебных условиях, в выступлениях перед населением. При общении с общественностью немалую роль играют не только внешний облик, но и моральные ценности государственного служащего. Как говорится в поговорке «встречают по одежке, провожают по уму».

Также, необходимо постоянно предупреждать всех чиновников  о не допущении фактов получения взяток, подарков, и не публиковать негативные фотографии в социальных сетях (к примеру: «Фейсбук», «Инстаграмм»), отправлять по мессенджеру «Ватсап» в чаты «друзей». 

Необходимо отметить, что служение государству – это обладание особым доверием со стороны общества и государства, отвечающее требованиям морально-этического поведения, чтобы приложить все усилия для создания светлого будущего страны. Давайте в этом направлении, не жалея себя, внесем вклад в улучшение социально-экономического положения страны!

Умитхан МУСАБАЕВА, заместитель руководителя департамента медицинского и фармацевтического контроля по Атырауской области 

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button