Дать возможность действительно заниматься наукой
Белла Газдиева, член общественного совета Акмолинской области, профессор университета им. Ш Валиханова:
Отрадно, что на дискуссионной площадке курултая в секции «наука и высшее образование» обсуждались вопросы качества. На самом деле уже многое сделано: в нашу страну приглашаются зарубежные вузы, открываются филиалы не только в столице, больших городах, но и в регионах. У нас большая часть населения живет в областных центрах, поэтому, это важный момент. На Курултае министр науки и высшего образования Саясат Нурбек сказал, что есть инициатива приглашать ученых-соотечественников, которые достигли больших успехов за рубежом. Это, конечно, интересная идея, но я считаю: не нужно стремиться за быстрой победой, это все равно, как приглашать легионеров в команду. Надо понимать, что люди, достигшие за границей хорошего уровня, это очень высокооплачиваемая категория граждан. Во-вторых, им необходимо создать условия и дать возможность действительно заниматься наукой, а не ждать быстрых результатов, отчетов, как порой это делается у нас. За границей, чтобы получить результат, в науку вкладывают деньги в течение 5-10 лет. И в связи с этим мне кажется, что нужно воспитывать своих ученых: важно развивать науку, в первую очередь, в регионах.
Я сама преподаю в региональном вузе и не секрет, что в них учатся студенты не с самыми высокими баллами, и большинство из них не имеют навыков научной работы, элементарных азов, как писать дипломные работы, курсовые, рефераты и так далее. Эти знания они должны обретать в школе, чтобы придя в вуз, абитуриент мог развиваться дальше: выбрать какую-то нишу, ученого и работать над научным проектом. Поэтому, считаю, что Минобразованию необходимо работать в тесной связке со школами, чтобы растить своих чемпионов, а не приглашать из других стран. Также, являясь депутатом маслихата Акмолинской области, проводила исследования по нашему региону и объездили все сельские школы, и во многих из них нет кабинетов новой модификации. О каких навыках можно говорить? Мы не можем растить ученых, если не будем создавать условия. Я считаю: мы должны давать возможность развиваться всем детям, а не только ученикам НИШ или лицеев Білім инновация. Может быть, в каком-то отдаленном ауле живет будущий Энштейн или Ломоносов. А если нет среды, то как он будет развиваться? На мой взгляд, в школах необходимо пересмотреть подход к преподаванию — синхронизовать предметы, по формату «сайнс», то есть, синтезировать естественные, точные науки, знания, умения, давать базовые навыки научной работы. Поэтому не стоит упускать такое понятие, как региональная наука – сильные вузы областных центров должны стать точкой роста, создать устойчивый фундамент научной деятельности, — отметила в интервью «ПК» участник III Национального курултая в Атырау.