Братство на всю жизнь
Воин-афганец Сагын Кайрошев за проявленный героизм через год службы удостоился ордена Красной Звезды. Его не стало в 2010 году, но его помнят. В том числе и однополчане. Они надеются, что смогут увековечить память о нем на одной из улиц города.
В этом году исполняется 35 лет со дня вывода ограниченного контингента войск СССР из Афганистана. Из нашего региона в нем участвовало около 700 человек. Из них на поле боя остались 13 атыраусцев, один — пропал без вести. На сегодня в области проживает 453 воина-афганца, 44 из них имеют инвалидность.
Сагын Кайрошев вместе с восьмью земляками воевал на афганской земле в составе одного батальона. В августе 1986 года они вернулись домой. Да, с ранениями, но главное — живые! Сегодня у батальона есть свой чат, который чуть ли каждый день пополняется служаками, где они делятся воспоминаниями, просто общаются.
Сагын учился в школе №8, потом поступил в Гурьевский железнодорожный техникум, но в апреле 1984 года был призван в ряды советской армии. После прохождения учебки в городе Самарканде был направлен для прохождения службы в Афганистан. В мае 1985 года во время боев в городе Кандагар он получил осколочное ранение. За умелое ведение боя и смелость был награждён орденом Красной Звезды. После демобилизации поступил и окончил Алматинский народно-хозяйственный институт. Работал на многих руководящих должностях областных и республиканских ведомств. Вырастил четверых детей, повидал внуков.
— Это произошло в 1985 году. Был вечер. В связи с комендантским часом командирами было решено начать движение ранним утром. Мы находились вблизи кишлака «Кишин охот» на охраняемой точке. Рядом с нашей колонной (две роты) расположились еще «наливники» (перевозили бензин, керосин и солярку). Примерно в 22:00 начался минометный обстрел. В ходе ожесточенного боя получили ранения 17 бойцов, из них трое тяжелые — в голову, их потом комиссовали. Сагин Кайрошев был среди раненых. Благодаря умелым действиям командиров обошлось без потерь личного состава обеих рот. Но мы потеряли технику. Другим колоннам повезло меньше, они потеряли бойцов, — вспоминает однополчанин Кайрат Файзул.
Так случилось, что Кайрат с Сагыном вместе учились в ДОСААФ, а потом вместе отправились служить на боевую точку. В тот призыв в Афганистан отправили 30 новобранцев из Атырау, а потом их раскидали по разным частям.
— Сагын был достойным человеком и на службе, и в гражданской жизни. Он был чутким, старался помогать служакам, чем мог. И он один среди нас удостоился высокой награды – ордена Красной Звезды. Мы считаем, что нужно увековечить его память, назвав его именем одну из улиц. Наш командир Владимир Сайгаков намерен написать письмо акиму области по этому поводу. У нас есть чат батальона, где общаются наши сослуживцы со всего бывшего Союза: каракалпаки, таджики, украинцы, русские, мы общаемся, вспоминаем, делимся. Выясняются неожиданные факты. Недавно узнали, что три новобранца-гагауза живы, а мы их «похоронили» в Афгане. У меня с памятью плохо, сказывается ранение. Так вот недавно по видеозвонку позвонил мужчина из Владивостока, говорит: «Помнишь меня, я еще на баяне играл?». А я не помню. Он берет баян и играет ту мелодию. Сразу вспомнил его! Разговорились, он живет на границе с Китаем, буквально в 800 метрах. Здесь хрущевки стоят, а там высотки сверкают, вот такой контраст!
— Вы не жалеете, что молодым парнем попали в эту страшную войну?
— Нет, не жалею. Во-первых, может, суждено было так. Во-вторых, мы, воины-афганцы, стали братьями. Наше братство настолько сильно, что в любом городе бывшего Союза я могу обратиться за помощью к своим родным «бача». И обязательно мне придут на помощь. Это незыблемое правило нашего братства! — говорит Кайрат.
Командир взвода Владимир Сайгаков из Москвы также поделился своими воспоминаниями об атыраусцах.
— Я был командиром взвода, и как-то вернувшись с очередного рейса, пришел выбирать новобранцев для роты. Я сам родился в Рудном, поэтому отобрал земляков из Гурьева. Помню, Кайрата, Сагына, они были наиболее подготовленные ребята и сразу втянулись в службу. Запомнил, что ребята всегда были чистые, аккуратные. Я там пробыл до января 1985 года, потом меня перевели в Кабул. Но успел поездить с ними, и они уже выполняли ответственную работу, замыкая колонны. А ведь это были 18-летние парни! Потом я встречался с их другими командирами и узнал, что Сагын был представлен к ордену Красной Звезды. Кандагар был наиболее опасным местом в той войне, и во время очередного рейса они попали под минометный обстрел. Тогда Сагын получил ранение, но не покинул поле боя — продолжал отражать атаку. Надо понимать, что в войну самыми отважными воинами являются не десантники или пехота, а именно водители грузовиков! Мы возили стройматериалы, топливо, боеприпасы. Наша задача была довести груз любой ценой. Если пехота или десантники могут спрятаться, то двигающая колонна машин на открытой местности являются отличной мишенью для противника. Это самая уязвимая цель. Только представьте — вчера еще беззаботный 18-летний пацан попадает под жесткий обстрел. И он должен выжить и доставить груз, несмотря на все обстоятлеьства, в том числе полное отсутствие дорог. Поэтому любой из них достоин высокой награды. Было реально страшно, но ребята, помолившись своим богам, вступали в схватку. Сравните, в Афганскую войну танков было уничтожено 100 единиц, а автомобилей — 11 тысяч! Для меня мои ребята остаются героями, — говорит Владимир Сайгаков.
Алма ТУРГАНОВА