ПОДВИГ КАЖДОГО ДНЯ
Есть такое хорошее слово — «подвижник». И корень его образования от слова «подвиг». Может быть, в этом скрыт некий тайный большой смысл, не всем доступный? Когда мы говорим о подвиге, мы представляем себе героя, прославленного в борьбе за высокие идеалы. Но разве каждый день учителя не подвиг? Разве это так просто отдавать себя по капле своим ученикам, ничего не беря взамен, тратясь неустанно — денно и нощно, щедро, без остатка.
Учителем в полном понимании этого слова называют Жайлы Букешевну Умирбекову, человека со всеми присущими этой благороднейшей профессии качествами. Пройдя все школьные ступеньки, она поднялась высоко, но осталась рядом со всеми, с кем шла нелегкой тропой, и потому ее уважают люди. Она начинала учительницей в сельской школе. Продолжилась ее биография в школе городской.
Прошли годы, и она стала учителем учителей, труд ее высоко оценен правительством.
Заслуженный работник Республики Казахстан, Кавалер ордена «Құрмет», почетный работник образования РК, «Отличник образования СССР», «Отличник просвещения Казахской ССР», награждена медалью имени Алтынсарина, «Астана», юбилейными медалями «10- и 20-летие РК», «10 лет Конституции РК», «10 лет Парламенту РК», доктор педагогических наук, признанный организатор системы образования области. Избиралась членом горкома и обкома Компартии Казахстана, депутатом областного совета народных депутатов, членом исполкома областного совета, депутатом областного маслихата, председателем постоянной комиссии по социальным вопросам образования, здравоохранения и по делам молодежи областного маслихата.
Была делегатом XVII съезда Компартии Казахстана, Всесоюзного съезда работников образования и ряда съездов работников образования Республики Казахстан, делегатом I съезда женщин Казахстана.
Возглавляя систему образования области в течение 14 лет в качестве начальника областного управления образования, Жайлы Букешевна внесла большой вклад в укрепление материальной базы учреждений образования. Именно в этот период увеличилась сеть средних общеобразовательных школ, появились новые типы учреждений «Школа-детсад», сельские гимназии, авторские школы, Академия искусств. На счету ее дел массовая компьютеризация школ и организация связи Интернет в учреждениях образования. Большим достижением можно назвать тот факт, что в период сплошной оптимизации учреждений образования по республике область сохранила всю сеть учреждений образования, включая и внешкольные. Она смело и настойчиво решала вопросы, касающиеся социальных проблем. В истории образования впервые был построен 60-квартирный дом для учителей, определенные льготы получили сельские учителя.
Жайлы Букешевна всегда работала с какой-то одержимостью, раз и навсегда подчинив свою жизнь одному приказу: трудиться на совесть.
За всю историю образования ни один руководитель не стоял за его штурвалом столь продолжительное время. Благодаря своей эрудиции и кругозору она в сложных ситуациях задавала тон. В этом человеке счастливым, удивительным образом совмещались высокий профессионализм, прозорливость, воля.
Жайлы Букешевна могла увлечь и сплотить, отстоять и не бояться высказывать собственные мысли, пусть даже они не сразу всеми адекватно воспринимались и оценивались. Ее непререкаемый авторитет объясняется не должностью руководителя, а высоким уровнем квалификации педагога и организатора.
— Для меня было большой радостью узнать, что по итогам ЕНТ лучшими школами по Атырауской области стала школа-интернат для одаренных детей им. Ш. Молдагалиева, Казахско-турецкий лицей им. Ж. Досмухамбетова, Областная национальная гимназия, и даже по всей республике известны достижения нашей специализированной английской школы. Горжусь этим, — говорит Жайлы Букешевна. — Ведь когда-то, открывая все эти образовательные школы нового типа, я даже не думала о наградах, не помышляла о какой-то там славе. Мы просто ставили проблему и целенаправленно решали — шаг за шагом. Это был прорыв к совершенно новому качеству, принципам обучения. И действительно, так оно и было. А главное, был прогноз. И он оправдался и дает результаты до сегодняшнего дня. Конкретно описывая дифференциацию обучения и открытие новых школ нового типа, получаешь удовлетворение, что, будучи организатором образования, мы видели стратегию развития образования в той плоскости в те далекие 90-е годы, которую в 2004 году обозначило Министерство образования. Это изучение английского языка не только в школах, но и в дошкольных учреждениях, работа с одаренными детьми, профильное обучение, информатизация обучения.
Следующим этапом в этом новом деле надо было сформировать кадровый потенциал. Ходатайство перед Министерством образования об открытии факультета английского языка в университете и подготовке учителей английского языка в гуманитарном колледже нашло положительное решение. Процесс создания и становления гимназий и лицеев был тернист. Мы были первыми в республике по созданию учреждений такого типа. А Министерство образования обобщило опыт работы областного управления образования по созданию учреждений инновационного типа.
«Мы понимали, что главная задача готовить не будущих студентов, а конкурентоспособных специалистов. Надо было выжить в это непростое время и выстоять. И это нам удалось», — отмечает Жайлы Букешевна.
Успех пришел к ней, результаты ее кропотливой деятельности налицо. «Надо работать над собой», — таков ее ответ на вопрос, как ей удается обьять необьятное, успеть все и остаться Женщиной, над которой не властно время. Простой ответ? Да. Но верный.
«Стратегия делового успеха» — так будет названа книга, которую она написала сегодня. Формат стратегии делового успеха Жайлы Букешевны повторил многие ее человеческие качества, такие как трудолюбие, неуемное стремление к творчеству, желание бескорыстно служить любимому делу.
Сегодня известный педагог ведет большую общественную работу.
— Жайлы Букешевна, расскажите об этом, — прошу я ее.
— На сегодня я являюсь руководителем школы «Женского лидерства» при «Нур Отане», которые были открыты во всех регионах при филиалах партии «Нур Отан».
Думаю, у нас еще будет повод для счастливых открытий, и его нам подарит эта удивительная женщина, знающая цену труду, который «всегда ведет к цели», и знает, что «дело покоряется тому, кто его любит».
Регина ВАЛИШЕВА