Минул год с того дня, как ушла от нас Багитты Олжагалиевна Султангалиева.
Уже не исправить этот факт, но хочется воздать должное этой незаурядной женщине, прекрасно проявившей себя во всех ипостасях, — заботливой и уважительной дочерью, очень мудрой матерью и бесконечно любящей бабушкой. И в профессиональном, и общественном плане она сумела зарекомендовать себя с самой лучшей стороны. Экономист с большой буквы, человек безграничной эрудиции. Причем высочайший профессионализм сочетался с такой же высокой ответственностью. Она бралась за любое самое трудное дело и решала его самым эффективным способом, но никогда не била себя в грудь, не требовала признания своих заслуг.
До сих пор испытываю неловкость по поводу нашего первого знакомства. Было это в самом начале деятельности первого, так сказать, демократического созыва. Отведя настойчиво предлагавшуюся сверху кандидатуру, мы избрали председателем Гурьевского горисполкома (после эта должность трансформировалась в председателя городского совета народных депутатов, а в 1992-м году - в акима города Атырау.) Нурпеиса Махашева. Тогда были трудные времена, сложная постперестроечная ситуация. Закрывались производства, задерживались зарплаты, пенсии, пособия. Мы знали, что этот человек, который сумеет верно сориентироваться в решении социальных вопросов, найти выход из ситуации. Очень важно было сформировать надежную команду. По закону требовалось одобрение кандидатур депутатами. И кандидатура Багитты Олжагалиевны почему-то не вызвала нашего доверия. Дескать, она только в одной отрасли компетентна, потянет ли такое трудное хозяйство. Но Нурпеис Махашевич не из тех, кто отступает. Впрочем, об этом лучше расскажет сам Почетный гражданин области Нурпеис Махашев:
— Я был уверен в ней, когда пригласил ее на работу в свою команду. Я знал ее с 1976 года, когда еще работал начальником ДСК, а она — в СМУ треста «Эмбанефтестрой», потом она перешла в СМУ-1 треста « Гурьевнефтехимстрой». Когда меня избрали секретарем парткома треста, мы часто привлекали ее к подготовке вопросов по бюджетной политике, финансированию строительных подразделений. И мы успели убедиться в ее объективности, профессионализме, принципиальности. Поэтому когда встал вопрос о том, кому поручить финансы и экономику города, я без колебаний назвал ее кандидатуру. И настаивал на своем, хотя она, услышав о недоверии к ней, хотела отказаться, но, как думающий и ответственный человек, преодолела гордость и согласилась, решив, что правильнее всего показать себя в деле. Так и получилось.
Около шести лет она занимала должность заместителя акима города и сумела стать крупным организатором, завоевать уважение многих трудовых коллективов и просто жителей города. Работы было много: приватизация жилья и объектов города, создание инвестфондов, вопросы денежной эмиссии, таможни, введение патентов на предпринимательскую деятельность, руководство и содействие образованию предприятий малого и среднего бизнеса, транспортных маршрутов по перевозке пассажиров и т.д. Непонятно сегодня, как только мы успевали? А у нее ведь и семья была, родители пожилые. Но такой это человек — работать с полной отдачей всегда, — вспоминает Нурпеис Махашев.
Да, как всегда, она сумела справиться. Хотя можно было и растеряться. Потому что в приемной ее и других руководителей чуть ли не ночевали толпы людей. И каждый требовал решения своей проблемы самым срочным образом. А как решить, если нет возможности?
Вот как вспоминает о том периоде Насюта Интенгенова, возглавлявшая на тот момент налоговый комитет:
«Меня всегда поражало ее умение правильно определить приоритеты. Так экономилось время и гораздо быстрее достигался эффект, поскольку внимание и усилия концентрировались. В любой ситуации она ориентировалась очень быстро, сказывался ее динамичный ум. И особенно поражало, как четко, лаконично она умела сформулировать свои мысли и задачи, прямо в голову вкладывала. Багитты как-то призналась, что очень любит литературу, много читает, даже мечтала стать журналистом. Ее начитанность помогала вовремя и к месту использовать пословицу, поговорку или припечатать острым словцом человека, не желающего жить интересами команды, производства. Из-за этого некоторые как-то опасались сближаться с нею. А я видела в ней прекрасного, мудрого человека, который всегда даст добрый совет, поддержит. Конечно, нас сближал еще тот факт, что мой сын дружил с ее младшим — Есеном. Багитты можно было довериться, и многие коллеги это понимали. Просто она не стремилась дружить со всеми, без разбору: искала людей, родственных ее чистой, прямой натуре».
Галина Ким, стаж госслужбы которой около 20 лет ( последняя должность — начальник областного управления экономики и развития предпринимательства) тоже очень тепло вспоминает ушедшую от нас подругу свою и коллегу:
«С Багитты Олжагалиевной (впрочем, я ее всегда называла Валюша) мы познакомились еще в советские времена, работали вместе в системе треста «Гурьевнефтехимстрой». А в начале 90-х, когда руководителем городского совета был избран Нурпеис Махашев, курировать в его команде финансово-экономический блок он пригласил Багитты Олжагалиевну. Тогда конечно, было много проблем, Союз развалился, менялись деньги, пришла рыночная экономика, галопировала инфляция, люди в растерянности. Городская мэрия напоминала Смольный в 17-м году и то, что там оказался такой компетентный, грамотный, умеющий слушать и слышать высококлассный специалист, как Султангалиева, очень помогало городскому штабу выходить из многих, очень непростых ситуаций.
Не случайно, позже директор Атырауского НПЗ Владимир Гафнер пригласил ее возглавить финансовый сектор, это было неоспоримым подтверждением ее авторитета. И тем более что и здесь ее ждали проблемы, которые она также успешно решала.
Я могу сказать и о том, что Багитты очень помогала и областному акимату осуществлять поставку ГСМ на весенне-полевые работы сельхозтоваропроизводителям, через систему бюджетных взаимозачетов, давала четкие указания своим сотрудникам и благодаря правильно составленным документам горючее вовремя доставлялось на поля, а завод как налогоплательщик был всегда на высоте.
Валюша была моим другом, я знала хорошо ее семью, ее папу, дорогого Олжагали ага, ее прекрасных и замечательных сыновей Наримана и Есенжана. Добрая и долгая ей память…».
И среди заводчан многие посылают вдогонку Багитты теплые слова и пожелания. 13 лет своей жизни отдала она Атыраускому НПЗ, а вполсилы она работать не умела. И последние 6 лет – на должности финансового директора. Специалисты завода тянулись к ней, так как она умела слушать людей и сама прислушивалась к мнениям коллег.
Слушая эти рассказы, идущие от сердца, думаешь, откуда черпала силы эта женщина по имени Счастливая, но счастье свое она строила сама. Не жалея сил и тепла. Много лет мы дружили с ней, сблизившись после того неловкого первого знакомства. И меня особенно тянуло к ней, как к дочери буквально обожаемого мною человека – ее отца, ветерана Великой Отечественной войны Олжагали Султангалиева. Вместе с супругой своей, Рахимой Джалгаспаевой, на которой женился в тяжелый послевоенный 1947 год, они воспитали шестерых прекрасных детей. Как вспоминала Багитты, перед ними всегда был пример родителей. Мама всю жизнь работала учительницей в различных школах города, была Педагогом в полном смысле этого слова, прививая детям самые лучшие качества. Отец, хоть и не мог им уделить много времени, но всегда интересовался делами каждого, обращался как с равными. С самого раннего возраста дети ощущали уважение, интерес к их делам. Им позволяли выбрать ту специальность, которая нравилась. Не навязывали своего мнения. Такой подход и дал свои результаты. Все шестеро детей получили прекрасное образование, известны в городе и области. И в семьях своих старались создать ту же атмосферу взаимного уважения, доброты и любви.
Багитты тоже сумела сочетать и работу, и воспитание детей. Правда, ее сын Нариман очень сожалеет, что не так много времени могла мама с ними проводить. Но и дедушка, и бабушка уверяли детей, что такой подход к жизни правильный – работать честно, чтобы уважали люди.
— Она вообще была такая демократичная, не навязывала своего мнения, наоборот, довольно часто советовалась с нами, мы чувствовали ее уважение, и это рождало в нас уверенность и самостоятельность. Помню, что она не очень была довольна, когда я решил создать свой бизнес, но ее успокаивало, что я все-таки не совершу больших ошибок, буду использовать свои знания. Мы с Есеном хотели, чтобы она гордилась нами. Жаль, что она так рано ушла, она и сегодня очень нужна нам. А уж как скучает по ней Бексултан, мой сын, старший внук ее. Если она свою любовь к нам не так явно показывала, то он ею был обласкан вполне. Она даже вместе с ним поехала в институт поступать в Астрахань. И поступили, — вспоминает Нариман.
Вот такая прекрасная эстафета добра и уважения. И высокого понимания долга и ответственности. Пусть бы больше было на земле таких людей. Тогда и мир стал бы лучше.
Низкий поклон и вечная память вам, дорогие Олжагали ага, Рахима апа, дорогая и, действительно, счастливая, наша подруга, Багитты.
Любовь МОНАСТЫРСКАЯ