БизнесКультураЛичностьНовостиОбразованиеОбщество

Звезда Магжана

2018 год является Годом Магжана Жумабаева. Так объявили тюркские литераторы, и я полностью согласен с тем, что фигура Магжана Жумабаева на сегодня актуальна и интересна.

Магжан родился в 1893 году в местности Полуденовской Булаевского района Северо-Казахстанской области. С 12 лет Магжан занимался литературной работой, хорошо знал произведения Фирдоуси, Сагади, Хафиза, Омара Хайама, Низами, Науам. Примерно в то же время начал писать стихи. По складу своему он был эпическим певцом, тяготеющим к разработке социальных тем. Еще в молодости слагал песни-импровизации на определенную тематику и совмещал импровизаторское творчество с сочинением стихов.

Магжан был замечательным оратором, способным увлекать массы пламенным словом, глубокой верой в будущее. И народ высоко ценил его талант, и с любовью и уважением называл его имя, видя в нем глашатая светлого будущего. Тем более, что он выражал интересы широких масс, всегда ратуя за справедливость.

В 1916 году Магжан окончил Омбинскую семинарию учителей начальных классов. В 1923-1927 годах учился в Москве, в высшем институте литературы и искусства. Замечательный писатель, народный поэт Башкирии Сайфи Кудаш писал: «Когда Магжан учился в институте, директор института Брюсов и некоторые профессора называли его киргизским Пушкиным».

В 1924 году в Москве вышел сборник М. Жумабаева «Сұңқар жыры» («Песнь о соколе»). В 1925 году вышел еще один сборник «Ақбоз ат» («Белый конь»), содержание которого свидетельствует, что Магжан всегда оставался на стороне народных масс, испытывавших двойной гнев. Это он передал через образ беззащитной казашки в дореволюционном ауле («Беззащитная», «Женщина», «Молодая невестка» и др.). Все произведения Магжана дореволюционного периода дают основание считать его певцом и выразителем революционных настроений трудящихся против царизма и местных феодалов. В 1926 году он написал произведение «Подарок детям», а на следующий год поэму «Жүсіп хан» и «Сказки».

Магжан читал лекции слушателям Коммунистического университета трудящихся Востока по истории казахской литературы и казахского языка. Его перу принадлежат многочисленные переводы произведений Лермонтова, Горького и других русских и зарубежных классиков. Магжан Жумабаев – мастер эпического жанра. Это хорошо заметно в его произведениях «Қорқыт», «Ертегі», «Оқжетпестің қиясында», «Қойлыбайдың қобызы», «Батыр Баян», «Жүсіп хан», «Қаныш бай қиссасы», «Өтірік ертек»,«Тоқсанның тобы», «Толғау» и другие. Поэт затрагивал социально глубокие темы того времени. Поэмы и стихи его отличаются особенной художественной формой.

 Магжан, как рассказчик, передает содержание так, как будто он был очевидцем происходящих событий, тем самым достигается особая легкость восприятия слушателями. И если русские вправе гордиться Пушкиным и Лермонтовым, то с таким же правом казахи возвеличивают имена Магжана Жумабаева, Касыма Аманжолова, Мукагали Макатаева и других.

 Магжан Жумабаев – человек-символ. Не случайно со временем он превратился в легенду. Понятно, почему дискуссии о Магжане в свое время выходили за академические рамки. Ведь Магжан был не только большим поэтом-новатором, какими были Сергей Есенин и Владимир Маяковский, но был еще и активным политическим деятелем, обрел известность как крупный педагог, автором учебников и методических пособий. Любовь Магжана к родному краю и родному народу беспредельна. Творчество Магжана является ярким свидетельством высокой поэтической одаренности казахского народа.

 Магжан принадлежал к числу самых образованных казахов XX века, владел в совершенстве многими языками: русским, арабским, персидским, турецким и многочисленными диалектами тюркского языка.

Вклад Магжана в углубление и новое качественное пополнение духовной связи казахского и русского народов огромен. Как педагог классической школы, он сыграл огромную роль в ­изучении творчества великих русских писателей в казахских учебных заведениях.

 Маховик репрессий 30-х годов XX века не обошел и Магжана. Сначала его арестовали как алашординца, пантюркиста и японского шпиона, осудив на 10 лет лишения свободы. Был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Затем отбывал срок в Карелии и Архангельской области. В 1934 году он пишет письмо ­М. Горькому и Е. Пешковой, и благодаря их ходатайству в 1936 году М. Жумабаев был досрочно освобожден. Но через полтора года, 30 декабря 1937 года, был снова арестован в Алма-Ате и расстрелян НКВД 19 марта 1938 года.

 Поэт был посмертно реабилитирован в 1960 году, но имя его вернулось к читателям только через четверть века.

 Стихи поэта Магжана Жумабаева сохранились навеки и передаются из уст в уста, из поколения в поколение. Нам сегодня особенно приятно сознавать и проникаться особым уважением к памяти Магжана, ибо он с поразительной прозорливостью предвидел, какое поколение будет шествовать в будущем. Мы, его потомки, поражаемся его величием и сожалеем, что его произведения долго лежали в архиве. И только после его смерти народ узнал, какой он великий поэт и педагог.

Одной из особенностей казахской литературы являются образы, наделенные неповторимой казахской национальной чертой и характером. Эти черты описывал Магжан Жумабаев в своих содержательных стихах. Он описывает это в природе, человеческих переживаниях, отношениях людей другу к другу, будничной жизни.

 Магжан Жумабаев – гражданин стыка двух эпох, двух формаций – на самом деле был на целый корпус впереди, на целую голову выше своей эпохи.

 По существу, как великий поэт, он принадлежит вечности.

 

Аманкос КАРЖАУБАЕВ,

профессор АГУ имени Х. Досмухамедова

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button