Как сложно впервые ступить тонкой женской ногой на территорию чисто мужскую и назваться поэтом. Наравне громогласно заявить о своей гражданской позиции, откровенно рассказать о любви, чувствах глубоких и чистых, смогла Фариза.
Были и до нее поэтессы, и после нее изливали в поэтических строках свой талант прекрасные служительницы музы Эвтерпы, но разрушила ту незримую, но крепкую «китайскую» стену, разделявшую поэзию на мужскую и женскую, а если откровенно признаться, на собственно поэзию и поэзию женскую, именно она – стойкая, непреклонная, мужественная Фариза.
Фариза Онгарсынова родилась в декабре 1939 года в селе Манаш Гурьевской области. Стужа ли месяца, то ли десятки ветров закалили ее характер, или год начала Второй мировой войны, но все ее современники в один голос говорят о ее жестком характере. Но не жестоком…
В Атырауском государственном университете им.Х. Досмухамедова состоялось мероприятие, посвященное памяти Фаризы Онгарсыновой, в котором приняли участие друзья, коллеги, современники, ученики поэта.
Отдавая дань уважения таланту поэта, участники мероприятия возложили цветы к памятнику Фаризы. В университете в торжественной обстановке была открыта памятная доска.
Ее поэзию многие исследователи творчества сравнивают с поэзией Марины Цветаевой и Анны Ахматовой. Академик НАЛ, доктор филологических наук, профессор Сеит Каскабаев, лично знавший нашу знаменитую землячку, рассказал собравшимся на встрече в актовом зале АГУ преподавателям и студентам о том, каким человеком была Фариза. Восторгались, удивлялись, пугались – но никто не мог оставаться равнодушным к прямолинейности стойкой женщины. Илья Жаканов, Мереке Кулкенов, профессор Кадыр Жусип, сатирик Копен Амирбек, писатель Алибек Аскар, поэтесса Унай Туржан и другие современники Фаризы Онгарсыновой рассказали собравшимся интересные факты из ее жизни, заполнив тем самым не одну страницу в биографии поэта.
Какой она была? Живой, настоящей. Прямолинейность ее высказываний, нежелание мириться с человеческими недостатками. Впрочем, что-то она могла допустить, но никогда не терпела ложь.
Вспоминали такой случай. Была она в то время главным редактором журнала «Пионер». Хорошие журналисты всегда в цене, и к ней зашел один из подающих надежды. Желание работать в таком известном издании у него было огромным, да еще под руководством самой Поэтессы! Желание-то было, но состояние оставляло желать лучшего. С тяжелой головой, с трудом ворочая языком, журналист всеми силами пытался создать о себе хорошее впечатление. По всему было понятно – вчера «перебрал» и теперь переживал сильное похмелье.
– Ты что, пьешь? – вкрадчиво спросила Фариза. Хотя ответ был очевиден, был известен за ним такой грешок.
– Нет, – ответил претендент на место в редакции, – не пью совсем…
Главного редактора ответ разочаровал.
– Очень жаль, – сказала она твердо. И добавила с сарказмом: «А нам как раз очень пьющий журналист был нужен. Ведь в каких только ситуациях не приходится работать, а так, был бы знающий в этом толк журналист. Раз не пьете, то вы нам не подходите».
Пристыженный, он покинул кабинет. Фариза могла допустить «грешок» за коллегой, но терпеть в своем окружении лгуна она не могла. Ответь он прямо, мол, да, бывает, выпиваю, возможно, и взяла бы в свой коллектив…
Поэт поколения 60-х, вдохнувшего воздух свободы и воспитанного отцами-победителями, поколения несломленных, поколения романтиков, она была человеком прямолинейным. Не терпела слов в спину, как мечом рубила в лицо оппоненту правду. Но при этом была в ней тонкая женственность, огромная любовь к народным традициям, большая доброта и чуткость.
Став студенткой Гурьевского педагогического института, будущий филолог сменила длинную косу на мальчишескую стрижку. Городской вид девушки насторожил односельчан, когда, окончив институт, вернулась в свой родной аул. Об этом времени у нее есть шутливые строки в стихотворении «На джайляу»:
«Мальчик в юбке к нам идет с непокрытой головою!» –
обо мне судачат двое, где дороги поворот.
«Ногти крашены! А обувь? Точно гири на ногах,
да еще на каблуках, – осудив, хохочут обе:
– Вот так птица залетела!»
Добиралась к ним полдня. Правда. Было очень смело
так одеться, и родня не признала. Это я!
Вот невестка присмотрелась
и стоит с открытым ртом,
видно, дело только в том –
стрижена, не так оделась.
Я – казашка, как была, я скучала по лепешкам,
по степным моим дорожкам, по аулу, где росла.
Где лежит моя домбра?
Запою, и вы поймете: ваша я.
В круговороте
современных городов это платье мне удобней.
Выходи, кто расторопней!
Я могу доить коров
и носить на коромысле два ведра,
как вы, с утра,
печь лепешки, курт сушить –
платье не мешает мысли,
как без вас могла б я жить?
Эй, невестки, эй, подружки, вестницы и хохотушки,
как придет пора прощаться, тото будем слезы лить.
Легко ли было дружить с ней? И легко, и трудно, признаются современники. Если ты чист душой, если нет в тебе коварства, если ты принимаешь ее правило – быть честным, то дружба с Фаризой приносила невероятное вдохновение. Сама она говорила так: «Поэзия должна разить как алмазный клинок, а не услаждать слух». Даже в глубоко лиричных стихах ощущается сила и твердость.
Не вернулись с войны отец, брат и сестра Фаризы. Невосполнимая утрата. Всю свою жизнь будет нести в своей душе ожидание встречи с любимыми, близким людьми.
Я росла и ждала: вот откроется дверь и войдет,
Крикнет он: «Дочка, узнала?!» –
Прижмется колючей щекою…Но без ласки отцовской за годом проносится год.
Я не знаю, что это такое.
Вся тяжесть военного и послевоенного времени легла на плечи женщин – стойких, неунывающих тружениц. Работали, растили детей – жили просто. В суровой правде видела Фариза глубокую поэтику. Тонкий лирик, она писала совершенно неженским слогом. Об этом говорили все собравшиеся. Но чувства и переживания столь нежные и искренние, открытые, чего до нее не могла позволить ни одна поэтесса. Откровенность и открытость чувств, правда, какая она есть. До нее казахские женщины-поэты были немного зажаты, но Фариза Онгарсынова дала всем понять, что женщина может быть во сто крат богаче, нежнее и утонченнее мужчин-поэтов. Стихи Фаризы явились импульсом к самораскрытию, поэтессы после нее начали творить по-новому. Она смогла раскрыть богатое духовное женское начало. Умиротворение, любовь и всплеск внутренних волн души – это все она смогла передать через поэзию. Казашки, будучи женщинами восточными, всегда были в какой-то степени стеснительными и робкими. А тут вся полнота чувств вылилась в мощные строки, которые будоражат и заставляют читателя углубиться в себя.
С цепи сорвался телефон —
бегу, запутываясь в юбке.
Но нет, не ты. Развёл трезвон
чужой скрипучий голос в трубке.
Звонит моих предчувствий вор —
словами ярость приодену.
Койкак окончив разговор,
готова трубкой шмякнуть в стену.
Ну, телефон, теперь держись,
кричи хоть криком человечьим,
не подойду.
Пусть лопнет вечер,
ко всем чертям летит вся жизнь.
Звонит —
ещё не отбежала,
беру —
там всё, что я хочу.
Зря телефон я обижала,
целую трубку и молчу.
В этом году вышел 12-томный сборник сочинений Фаризы Онгарсыновой, в который вошли стихи и проза, переводы, публицистика. В нем вся внутренняя составляющая великого поэта. Профессор АГУ Кадыр Жусип, который учился с ней в институте, помнит ее очень строгой к себе и окружающим: «Тонкая, со смуглым неулыбчивым лицом, черные, как смоль, волосы, она понимала толк в хорошей шутке. Искренняя и нежная – это можно было узнать в ней через ее стихи. Невозможно отделить ее стихи от нее самой. В ее трудах – ее внутренний мир, сильный и проникновенный. Она была истинной казахской женщиной в столь мужественном обличии. И поэт, каких пока нет среди нас!».
Завершая встречу, свои слова пожелания успехов выразил ректор АГУ им. Х. Досмухамедова Абзал Талтенов.
– В этом году мы назначили именную стипендию в честь Фаризы Онгарсыновой. И первым обладателем стала юная поэтесса, студентка второго курса Актлек Абаева. Путь, положенный Фаризой, будет продолжен молодыми талантами, – уверил ректор.
В лирических стихах Фаризы всегда присутствует глубокая гражданская позиция сильной личности. Творческое кредо, гражданскую позицию наиболее четко Фариза Онгарсынова выразила в своих стихах. И в них вся Фариза:
***
Тупая бренность не по мне,
Я родилась отчизну славить,
Мечту в реальность переплавить
Отцов продолжить на земле.
***
Из поэмы «Три звездочки»:
Я – вскормленный полынью соловей;
Сравненья со звездою и водою –
Вот весь запас. Но знай, того я стою,
Чтоб с молнией сравнявшись простотою,
Земли моей прославить сыновей.
Марта ДЖУМАГАЛИЕВА
Фото: youtube.com