Возвращение Бопай ханым на Родину состоялось через год после первой экспедиции, организованной общественностью четырех западных областей Казахстана в сентябре прошлого года в село Димитровка Илецкого района Оренбургской области на место ее захоронения.
Напомним, место захоронения Бопай ханым в данное время находится на территории российской военной базы, поэтому посещение ее могилы, как для паломничества, так и для совершения мусульманских обычаев по душе усопшего, становится невозможным. В прошлом году члены экспедиции при содействии местных жителей все-таки смогли проехать к месту захоронения Бопай ханым. Не знаю, это веление небес либо просто случайность, но мне показалось, что ее душа сильно скорбила в тот момент, и когда имам мечети Бекет Ата, просветитель и писатель Ислам кажи Мырзабекулы завершил чтение молитв для успокоения души усопшей, мелко моросивший до этого дождь перешел в ливень. Естественно, наш мини-автобус не смог тронуться с места – колеса просто завязли в грязи, и нам пришлось в течение нескольких часов сидеть возле захоронения. А может быть душа усопшей нас не отпускала? Потом приехали зять и сыновья бывшего табунщика Лукпана Есжанова, находящегося на заслуженном отдыхе, единственного в селе человека, который знает дорогу к местности Мечетка, как ее называют местные жители, и после нескольких попыток КамАЗ вытянул на тросе наш микроавтобус.
Для чего я описываю этот случай? Чтобы читатели имели хоть какое-то представление о месторасположении могилы. В течение года наши аксакалы Ислам Мырзабекулы и Игилик Барсайулы из Актюбинска объезжали 12 областей Казахстана, чтобы объединить усилия всей интеллигенции, в том числе ученых-историков, бизнесменов, населения, в решении вопроса увековечивания памяти Бопай. Необходимо было решить самый главный вопрос – перенос ее мощей и строительство нового захоронения с уточнением именно в какой области Западного Казахстана, поскольку она из рода адай подрода табынай, либо привезти с места захоронения горсть земли и построить турпат для поклонения и чтения молитв.
Но оставлять ее прах теперь уже на чужбине нельзя – в этом акскалы были единогласны.
В течение года шло обсуждение. Если построить на месте захоронения мавзолей, то необходимо решать этот вопрос с российской стороной, поскольку захоронение осталось на месте военного полигона, причем действующего, а значит никто не сможет проехать на его территорию. Как рассказал имам Ислам Мырзабекулы про последнюю поездку: «Теперь на полигоне появились надписи «Заминировано», чего раньше не было. Мы на свой страх и риск все-таки проехали к захоронению». Второй вариант был основан на переносе ее останков на Родину, в Казахстан. Этот вопрос должен решаться инициативной группой совместно с администрациями областей, что требует длительных переговоров. Как отметил Ислам Мырзабекулы, было направлено письмо в администрацию Оренбургской области, но в течение 7 месяцев ответа так и не последовало. В итоге было решено привезти горсть земли с места захоронения, что случилось в середине октября этого года. В инициативную группу вошли Игилик Барсайулы, Мухтар Меиров, Меирхан Акдаулетулы, Раукен Отыншин, Жанибек Анешов и другие общественники. Перезахоронение состоялось в исторической местности Бакаши, что в 20 км от города Кульсары.
…У кого-то возможно возникает вопрос: «К чему все эти усилия? Ну захоронена где-то, и что?». Хотелось бы ответить словами известного религиоведа, директора аналитического центра Министерства по делам религий и гражданского общества Айнур Абдирасилкызы: «Это не просто захоронения. Они демонстрируют преемственность поколений, являются доказательством давней истории нашего народа».
Новые факты историков
Так состоялось возвращение Бопай ханым на Родину. И в честь этого события на прошедшей неделе в городе Кульсары Жылыойского района была организована научно-практическая конференция, посвященная жизни и общественно-политической деятельности Бопай ханым, с участием делегаций из всех областей Западного Казахстана. Ученые представили общественности новые исторические данные, найденные в российских архивах. Открывая конференцию, известный в республике журналист Меирхан Акдаулетулы подчеркнул, что сделан лишь первый шаг к возвращению Бопай ханым на родину, но работа будет продолжена. Он отметил, что после супруги Чингизхана Борте, Бопай ханым осталась в истории второй женщиной, активно участвовавшей в политической жизни своего народа. Директор научно-исследовательского центра истории, археологии и этнографии Атырауского университета нефти и газа, доктор исторических наук Мухтар Абилсеит привел вниманию общественности документы из российских архивов, которые свидетельствуют о дипломатической деятельности Бопай ханым. Одним из российских послов описывается прием у хана Абулхаира: «Слева от хана сидели три его жены, одетые в дорогие наряды. А в центре сидела супруга хана Бопай ханым, одетая в платье из красного шелка с высоким головным убором, расшитым золотыми нитками». Ученый-историк Атырауского инженерно-гумантарного института Киикбай Жаулин остановился на роли Бопай как женщины в политике. Ученый подчеркнул, что трое ее сыновей избирались ханами благодаря достойному воспитанию матери, которая сама была высокообразованной женщиной, владевшей несколькими языками, в том числе и русским в совершенстве. Это позволило ей самостоятельно вести переписку с царским правительством. Директор научно-исследовательского центра «Мәңгілік Ел», доктор исторических наук Ахмет Аккали ознакомил собравшихся с новыми историческими данными о потомках хана Абулхаира и Бопай, многие из которых впоследствии стали известными людьми. Поэт из Мангистау Светкали Нуржанов зачитал свои стихи из поэмы, посвященной Бопай ханым, отличавшейся красноречием, и отметил яркую выразительную речь Бопай, которая, оплакивая смерть своего мужа, сказала: «Если вода способна погасить огонь, то наши слезы ничто не может ни остановить, ни погасить». С докладами также выступили заведующая кафедрой, профессор Атырауского университета имени Х. Досмухамедова Улжан Ахметова, ученые из Актюбинска Мухтар Меиров, Жылкожа Кожаев и другие.
В завершение конференции были приняты рекомендации по дальнейшему изучению жизнедеятельности Бопай ханым. Во второй половине дня гости посетили турпат Бопай ханым в местности Бакаши, далее проследовали в Акмечеть, где был организован ас в память Бопай ханым.
Бопай ханым – супруга хана Младшего жуза Абулхаира – была из рода адай подрода табынай. На самом деле ее звали Батима. Однако в исторических документах, в частности в переписке с царскими властями, ее именуют как Бопай либо Пупай. В браке с ханом Абулхаиром у нее рождаются 5 сыновей: Нуралы (1710/1711-1790 годы), Ералы, Айшуак (все трое в разные годы избирались ханами), Кожахмет и Адил. Еще триста лет назад хана Абулхаира на официальных приемах сопровождала его супруга. Это был чуть ли не единичный случай в истории Казахстана. Как отмечала ученая, исследователь Н. Ерофеева: «Счастливый союз Бопай и Абулхаира был весьма гармоничный».
Гульжан ЕЛЕШЕВА,
Жылыойский район