«СУЛТАН БЕЙБАРС» — «ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА» ТЕАТРА

120816 05 Культура

Столичное управление культуры выдвинуло авторский коллектив в составе нашего земляка, известного писателя и драматурга, автора пьесы Р. Отарбаева, а также Е. Касенова, К. Максутова, Д. Анникова и В. Иваненко за спектакль «Султан Бейбарс», поставленный Государственным академическим русским театром драмы им. М. Горького г. Астаны, на соискание Государственной премии Республики Казахстан в области литературы и искусства 2012 года.

Сам факт выдвижения этого спектакля свидетельствует не только о прочных зрительских симпатиях преданных поклонников к театру, осуществившему эту знаковую постановку, но и об официальном признании коллектива, установившего в ярких работах последних лет высокую творческую планку современного театрального искусства.

Конечно, сейчас бесполезно гадать, кому из претендентов посчастливится стать обладателем самой престижной отечественной премии. Однако мне как зрителю драматического театра им. М. Горького почти с полувековым стажем, с давних целиноградских времен, к тому же тесно связанному дружескими творческими узами с труппой на протяжении нескольких последних десятилетий, кажется, что наш театр, с честью несущий столичную марку, достоин Государственной премии страны.

И не только за спектакль «Султан Бейбарс». Вместо него могла быть названа практически любая постановка из репертуара минувших лет, поскольку всем им присущи талантливое воплощение авторских и режиссерских замыслов, высокий профессионализм, подлинный артистизм, вдохновенная игра актеров, синхронная работа и слаженность всех служб театра, от которых зависит в конечном счете позитивное эмоциональное воздействие на умы и сердца зрителей, успех спектакля. Благодаря этому каждая премьера театра становится событием в культурной жизни Астаны.

Ведь не за отдельные яркие постановки, а в  целом за продуманную репертуарную политику, за верность накопленным классическим традициям и их развитие в современных условиях, за совокупные творческие обретения и достигнутый уровень профессионального мастерства в канун празднования 20-летия Независимости Республики Казахстан и было присвоено Русскому театру драмы им. М. Горького звание академического. Наверняка при этом учитывалось и то, что театр ориентирован на высокие духовные и нравственные императивы, гуманистические идеалы и по мере сил сопротивляется новомодным постмодернистским поветриям, разрушающим культуру, подменяющим ее суррогатами псевдоискусства, воинствующей пошлостью и пустотой, не пускается очертя голову в лихое экспериментаторство — лишь бы поразить воображение невзыскательной публики, воздействуя на низменные инстинкты. У театра в основном выверенная в этом отношении позиция, здесь понимают, что настоящий творческий поиск, без которого нет роста мастерства, развития искусства, художественной состоятельности, не имеет ничего общего с его вульгарной и агрессивной имитацией.

И в этом исключительно большая заслуга директора и художественного руководителя театра Еркина Касенова. Наследуя положительный опыт своих ближайших предшественников Валерия Тарасова и Апризы Кусаиновой, бережно воспринимая лучшие традиции коллектива, он тактично, но умело и с блеском играет вроде бы незаметную, но существенную роль в формировании репертуарной политики, в создании доброжелательной атмосферы внутритеатральной жизни, надлежащих условий для раскрытия юных дарований, эффективного использования творческого потенциала каждого члена труппы — и молодых актеров, только начинающих путь на избранном поприще, и признанных мастеров сцены, давних любимцев публики.

Именно Еркин Касенов прозорливо обратил внимание на пьесу самобытного казахского писателя и драматурга, заслуженного деятеля искусств РК Рахимжана Отарбаева «Султан Бейбарс». Кстати, прозаические произведения этого автора, написанные на исторические и современные темы, охотно переводят на русский язык именитые московские прозаики, отмечая в них убедительную трактовку изображаемых событий, тщательную разработку сюжетных линий, яркую образность языка, неординарность характеров, глубокий философский подтекст.

Надо сказать, что на сценах казахских театров республики неизменной популярностью у зрителей пользуются многие пьесы Рахимжана Отарбаева, имеющие актуальное звучание. Но Еркин Касенов заинтересовался легендарной личностью султана Бейбарса, талантливо, мощными и энергичными мазками, впечатляюще изображенной в одноименной исторической драме. И сделал безошибочный выбор, предложив автору сотрудничество.

Султан Бейбарс (Аль-Малик аз-Захир Рукн-ад-дин Бейбарс аль-Бундуктари аль-Салих) по одной из версий, живший в 1225-1277 г.г. — крупная, незаурядная и примечательная фигура, глубоко и заслуженно почитаемая в тюркском мире. Родившись в знатной семье одного из кипчакских племен, обитавших на побережье Каспийского моря, он в малолетнем возрасте попадает в плен, затем оказывается в руках итальянского работорговца, а тот перепродает мальчика в Египте знатному вельможе Ас-Салиху Нажим ад-дину, ставшему для Бейбарса духовным наставником. Выдержав тяжелейшие испытания, молодой кипчак, закаленный в бесчисленных сражениях, от природы одаренный блестящими способностями, становится не только бесстрашным и самоотверженным воином, но со временем и прославленным полководцем, под его руководством армия мамлюков одерживает беспримерные победы над захватчиками, а сам он впоследствии занимает трон правителя могущественного Мамлюкского государства, включающего в себя Египет и Сирию.

Но! Даже достигнув головокружительных вершин власти, проявив недюжинные и разносторонние таланты мудрого реформатора в мирном обустройстве страны, султан Бейбарс не ощущает себя счастливым. В тайниках души он хранит память о родных кипчакских степях и хотя тщательно скрывает от других неизбывную тоску по отчему краю, картины безмятежного детства нередко возникают перед его мысленным взором, вызывая щемящие ностальгические чувства. Несмотря на могущество, богатство и славу, легендарному властителю так и не удалось найти свою малую родину, вновь увидеть беспредельную ковыльную степь и вдохнуть пьянящие ароматы ее пышных трав и цветов. И самым драгоценным даром для султана Бейбарса, умершего насильственной смертью в результате коварных дворцовых интриг и борьбы за власть, стал в последний день его жизни своеобразный символ родины — небольшой пучок невзрачной степной полыни, терпкий запах которой словно перенес не забывшего о своих родовых корнях великого кипчака через пространство и время на далекую землю предков…

Судьбу и деяния бывшего раба, вознесшегося на властный Олимп, и воскрешает спектакль «Султан Бейбарс», премьера которого в Русском театре драмы им. М. Горького состоялась в марте 2009 года, став своеобразной визитной карточкой коллектива.

И вполне закономерно, что эта постановка, вот уже свыше трех лет не сходящая со сцены, получила широкий международный резонанс, в частности, ошеломляющий триумф выпал на долю «Султана Бейбарса» в ноябре 2011 года в Венгрии, где театр побывал на гастролях, встретившись в Сольноке, Карцаге, Будапеште с кунами-венграми кипчакского происхождения. Эта незабываемая поездка содействовала дальнейшему укреплению казахстанско-венгерских отношений в духовной сфере, подчеркнув великую объединяющую роль тюркской культуры в связанной незримыми нитями истории среднеазиатского Казахстана и европейской Венгрии.

Но для того, чтобы пьеса обрела сценическое воплощение и стала великолепным спектаклем, пришлось проделать сложный и нелегкий путь. Перевод пьесы на русский язык, выполненный Бекетом Карашиным, не был свободен от недостатков, приходилось доводить его до нужной кондиции, вносить коррективы в тексты ролей и на последующих после премьеры спектаклях, чтобы добиться наиболее адекватного соответствия оригиналу с учетом особенностей русской речи. Успешной работе над постановкой сопутствовало и привлечение в качестве научного консультанта видного ученого, доктора исторических наук, профессора Буркитбая Аягана, расставившего точные акценты в трактовке тех или иных событий 800-летней давности и образа главного действующего лица, являющегося не мифической, а конкретной личностью.

Думается, что руководство театра пошло на определенный риск, пригласив режиссером-постановщиком «человека со стороны» — Андрея Кизилова, имеющего в своем послужном списке спектакли, поставленные в Санкт-Петербурге и Алматы, а художником-сценографом — Каната Максутова, до этого работавшего в южной столице республики и Караганде (ныне он, став астанинцем, является главным художником нашего театра).

И снова Еркин Касенов попал в точку. Найдя творческое взаимопонимание, талантливая постановочная группа, реконструируя события «седой старины», сумела показать исторический колорит путем органичного применения современных технических средств (кинопроектор, видеосюжеты, пластичный танцевальный рисунок и т.д.), создающих притягательную атмосферу взаимосочетания сценического действа и зрительского восприятия, что также позволяет нестандартно интерпретировать историю.

В спектакле свыше двадцати действующих лиц, и, все без исключения, исполнители проявили незаурядное мастерство, воссоздавая на сцене драматические события далекой поры. Но, конечно, центральным является образ султана Бейбарса, талантливо и психологически убедительно воплощенный молодым актером Денисом Анниковым, который, кстати, до этого играл в спектаклях только второстепенных персонажей и никогда не выступал в главной роли. В его трактовке монументальная фигура выдающегося полководца и мудрого правителя органично наделена сильными страстями, глубокими чувствами, эмоциональными душевными переживаниями. Султан Бейбарс в исполнении Дениса Анникова не только решительный, целеустремленный, волевой, неустрашимый, дальновидный политик, но и заботливый, трепетно любящий отец, он может быть и суровым, и мягким, добрым, душевным, то есть это живой человек со всеми присущими ему достоинствами и слабостями, нравственными постулатами и непредсказуемыми поступками.

Среди других исполнителей следует особо выделить старейшего актера труппы Владимира Иваненко, который вот уже свыше шести десятилетий преданно и самозабвенно служит сцене, неизменно демонстрируя высочайшее мастерство, неувядаемый талант, подлинный профессионализм и завидную молодость души. В созданном им образе визиря Хуана в полной мере раскрыты все тонкости внутриполитических интриг и жестокой борьбы за власть.

Разумеется, успеху спектакля «Султан Бейбарс» во многом способствовала и филигранная работа художника по костюмам Куралай Кагеновой, балетмейстера Розы Бельгибаевой.

Подытоживая сказанное, отмечу, что выразительными художественными средствами, эмоциональным напряжением действия, деликатным постижением инонациональной психологии, восточного колорита и менталитета (а Восток, как известно, дело тонкое) астанинский Русский театр драмы спектаклем «Султан Бейбарс» не просто с новых позиций осмысливает судьбу и свершения легендарного правителя крупного государства Средневековья, формирует уважение к культуре и историческим традициям нации, но и, самое главное, исподволь, ненавязчиво внушает молодому поколению казахстанцев чувство любви и бережного отношения к отечественной истории, воздействует на патриотический дух, вселяет гордость за великие деяния предков, учит добру, гуманизму, благородству во имя мира, дружбы и взаимного доверия между народами.

На мой взгляд, спектакль «Султан Бейбарс» Государственного академического театра драмы им. М. Горького — заметное явление в отечественном театральном искусстве, и авторский коллектив в составе Р. Отарбаева, Е. Касенова, К. Максутова, Д. Анникова и В. Иваненко заслуживает присуждения Государственной премии Республики Казахстан.

Владимир ГУНДАРЕВ, писатель

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна