Культура

Сноуден – Герой нашего времени

Фильм: «Сноуден»
Жанр: политический биографический триллер
Режиссер: Оливер Стоун
Сценарий: Киран Фитцжеральд,
Оливер Стоун
В ролях: Джозеф Гордон Левитт, Шейлин Вудли, Мелисса Лео, Том Уилкинсон, Николас Кейдж
Длительность: 134 мин.
Бюджет: $40 млн.

Обладатель трех «Оскаров» Оливер Стоун — один из немногих в Голливуде, кто достоин восхищения. Не берусь утверждать, что каждый его фильм — шедевр. «Александр» похвалы у критиков не сыскал, «Уолл Стрит: деньги не спят» воспринимается как откровенный провал. И пусть. Все это (как сейчас уже ясно) межсезонье, транзитные проекты, а не «закат классика», как предвещала критика.

Оливер Стоун не убил в себе поэта и остается гражданином, что очень редкое явление в меркантильном Голливуде. Он единственный из режиссеров, снявший серию фильмов про вьетнамскую войну («Взвод», «Рождённый четвёртого июля», «Небо и Земля»), серию фильмов про американских президентов («Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе», «Никсон», «Буш»), серию документальных фильмов про латиноамериканских лидеров («Команданте», «В поисках Фиделя», «Кастро зимой», «К югу от границы», «Мой друг Уго»). И все это критикует, если не разоблачает американскую и любую другую, большую политику. Я не знаю никого другого, кто купаясь в славе ветерана Голливуда, пытается добраться до сути вещей, разобраться в истории и политике. Искусство не должно быть эгоистичным, считает он, оно должно служить правде и отстаивать гражданскую позицию. Он не дает интервью, не разглагольствует об этом, но снимает трезвые фильмы с внятной точкой зрения. Он один из немногих, кого всепожирающая система Голливуда хотела и пыталась, но не поглотила. И что удивляет больше всего, несмотря на свою неудобную храбрость, он каким-то непостижимым образом остается на плаву.

Очередным его вызывающим проектом стал политический триллер «Сноуден» (хотя триллером его можно назвать с натяжкой). Кто такой Сноуден? Системщик, киберталант, диссидент, хакер, эпилептик, идеалист, агностик, номинант на Нобелевскую премию мира, раскрывший многие важные документы ЦРУ «шпион» и проживающий в Москве отшельник. Кто, после Цукерберга и Ассанджа достоин того, чтобы снимать кино при жизни? Конечно же, он. Но чтобы фильм получился, недостаточно «небезынтересной личности», как описал его Путин. Кино должно объяснить и разъяснить героя, что и удалось в этом проекте. Он исключителен: в век культа денег герой отстаивает (и даже противопоставляет ему) свободу и справедливость. В руках Сноудена была информация, стоящая миллиарды, но богатство не было целью. Он рисковал за идею. Вот почему Сноуден герой нашего времени и лицо поколения.

Барак Обама назвал его «двадцатидевятилетним хакером», Трамп «обыкновенным воришкой». Оливер Стоун констатирует: Эдвард Сноуден не предатель и не эгоманьяк, но совершенно нормальный, трезвомыслящий и смелый человек (какими должны быть и все мы). И таким его изображает Гордон Левитт. Джозеф Гордон Левитт в этом фильме обаятельнее, чем в «Дон Жуане», убедительнее, чем в «Прогулке», и харизматичен и талантлив как всегда. Его партнерша Шейлин Вудли не просто кукла с большими, скажем, глазами. Оба они умеют переживать на экране и завлечь зрителя. Из ролей второго плана запомнились все три журналиста (Мелисса Лео, Закари Куинто, Том Уилкинсон), зато Николас Кейдж выглядит нелепо. Оператор Энтони Дод Мэнтл («Гонки», «Миллионер из трущоб») мастер, который знает, куда и зачем устанавливать камеру. Например, эпизод, где Сноуден покидает здание ЦРУ с гегабайтами информации в чипе, снят так, словно он выходит из тюрьмы и подчеркивает настрой фильма. К композитору Крэйгу Армстронгу тоже особо не придерешься.

Стоун использует перекрестный монтаж, полюбившийся создателям байопиков, и очень удачно. Начинается фильм с того, что Сноуден запирается в отеле Гонконга с журналистами и рассказывает свою историю на камеру. Вот он солдат ВВС, вот он аутсайдер, вот он сломал ногу. «Служить стране можно и по-другому», — говорит врач. Банально по-американски, но в «Сноудене» оно даже к месту. Ведь герой — патриот и идеалист. «Вы верите, что США самая великая страна в мире?», «Как бы вы объяснили, что такое Интернет?», «Почему вы хотите в ЦРУ?»… Набор несложных вопросов, демонстрация кибернавыков и он уже в ЦРУ.

Герой меняется постепенно. Колебания, подозрения… Казалось бы, ничего особенного не происходит. Но в дрогнувшем голосе. В хлопнувших ресницах. В невзначай приподнятых бровях. Ты чувствуешь изменения. Ты развиваешься вместе с героем. Растешь от одной мысли к другой. Прозреваешь. Вот он увидел, как его коллега вынудил пьяного сесть за руль. Вот он свидетель, как взрывают людей. Вот его покровитель открыто заявляет, что следит за ним.

Оливер Стоун, казалось бы, представитель предкомпьютерного поколения, с предельной четкостью описывает тотальный кибернадзор. Вмиг мир становится крошечным, и тебе уже тесно. Сегодня часто приходится слышать, что информация — оружие. «Сноуден» сдержанно, но достоверно рассказывает, в чьих оно руках и как используется. Очкарик у компьютера уже опаснее солдата с автоматом. И тут посыл для нас: надо культвировать мозги. Безопасность — предлог для США, на самом деле прослушка и мониторинг социальных сетей — это борьба за власть, экономический и социальный контроль. И это не «просто выдумка», так оно и было, так оно и есть. В эпоху всевидящих камер и смартфонов за вами постоянно наблюдают. Нет свободы движения, нет свободы мысли. Это как в «1984»: «Старший брат следит за тобой» и преследует за мыслепреступление. Любого можно уничтожить в любую минуту. Как сказал бы Джонатан Сафран Фоер, жутко громко и запредельно близко.

Асия БАКДАУЛЕТКЫЗЫ

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button