Культура

РОЖДЕННЫЙ ДЛЯ МУЗЫКИ

В Атырау, как и по всему Казахстану, с большим успехом демонстрируется фильм «Жаужүрек мың бала» киностудии «Қазақфильм». С каждой новой отечественной кинокартиной убеждаешься, что действительно казахстанский кинематограф возрождается. Все получается качественно, очень профессионально, на уровне мировых стандартов. Причем качество видно во всем: в режиссуре, работе оператора, монтаже, компьютерной графике и, конечно же, музыкальном оформлении.

Ко многим казахстанским фильмам, в том числе и к «Жаужүрек мың бала» музыку написал наш земляк, известный в Казахстане молодой композитор Ренат Гайсин, который уже активно работает в Европе. На днях он посетил свой родной город. Приехал, так как обещал навещать раз в год, к своим родственникам, друзьям. Есть у Рената такой пункт — где бы ни находился, как бы ни был занят, каждый год прилетать на пару дней в Атырау. И нашел время для эксклюзивного интервью нашей газете.

На сайтах о вашей биографии пишут по-разному. Расскажите, где вы родились и выросли?

— Почему-то многие считают, что я родился и вырос в п. Балыкши. Наверное, это у большинства ассоциируется с тем, что многие музыканты родились и выросли в этом пригородном поселке. Но я с раннего детства жил в центре Атырау на улице Советской, сейчас это улица Молдагуловой. Учился в средней школе №15 имени Абая. И лет с 5-6 увлекся музыкой. «Виновата» в этом моя родственница Багила Мухтарова, которая преподавала в музыкальном училище. Она заметила мои попытки спеть что-то особенное и посоветовала родителям отдать меня на вокал. К счастью, родители прислушались к ее совету. И я оказался в музыкальной школе. А параллельно ходил в Дом пионеров в эстрадный кружок, поиграть на музыкальных инструментах. У меня все неплохо получалось.

Поэтому выбор после окончания школы был однозначен — только музыкальное училище. На втором курсе имя своего деда Гайсы я взял как фамилию Гайсин. Сколько было пересудов по этому поводу. В те годы в музыкальном училище работала Макиш Гайсина, очень сильный и требовательный педагог. И многие считали, что я взял фамилию, чтобы расположить ее к себе. Как показала жизнь, в этом не было каких-либо умыслов. Только совпадение. Я получил очень хорошее музыкальное образование благодаря своим педагогам — Кларе Киматовой, Айгуль Назаровой и Сергею Тен. Те годы учебы в музыкальной школе, потом училище и занятия в эстрадном кружке были для меня как самое сладкое время.

Вообще весь мой путь в музыкальный мир был полон встреч с хорошими людьми. В конце 80-х-начале 90-х годов мне посчастливилось узнать многих замечательных музыкантов и артистов. Это, конечно же, Болат Кохаманов, мой наставник. Это и Манарбек Аубакиров, Болат Кенжесов, Мухтар Файзуллиев и все ребята из популярной в те годы группы «Мерей». Помня те свои первые годы серьезного увлечения музыкой, когда на моем пути были такие замечательные люди, я сейчас сам стараюсь поддержать молодых ребят, особенно из Атырау. Это очень важно — подтолкнуть на взлете. Сейчас в моей алматинской студии работают Ринат Аубакиров, Едилжан Габбасов и многие другие атырауские парни.

Дорогу в Алматы в прямом смысле мне подсказал Сембек Жумагалиев. Он прослушал меня несколько раз, посоветовал поехать в южную столицу. И судьба сложилась так, что мне посчастливилось работать в «Дос Мұқасане», в группе «Арай» с Розой Рымбаевой. Пришлось, конечно, преодолевать большие трудности. В Алматы я попал почти одновременно с еще одним композитором — Сейфуллином Жолбарысом. Помню, как у нас часто не бывало денег даже на проезд в автобусе. Сто тенге не могли найти на двоих. И проходилось нам идти из одного конца Алматы в другой пешком. Пока шли, мечтали, что вот напишем хорошую музыку, прославимся, купим себе машины.

В Алматы, так сказать, на пробы, на разведку я поехал в 1997 году. Через год, в 1998 году, уже остался там навсегда. Ровно год поработал с музыкантом Муратом Хусаиновым, затем с Болатом Борановым. Даже посчастливилось поработать с Таскыном Окаповым. И все они меня поддержали, помогли.

Окончив в Атырау музучилище, вы решили продолжить учебу?

— Решил и поступил в Казахскую национальную консерваторию. Учеба в ней шла параллельно с активной работой, я много гастролировал с музыкантами. Объездил всю страну вдоль и поперек. По ночам пропадал в студии. И, естественно, не мог посещать все занятия. После 3 курса меня из консерватории отчислили за непосещаемость. Но что делать? Се ля ви. Зато я потом полноценно стал заниматься музыкой. Познакомился с Розой Рымбаевой, стал писать песни для Нагимы Ескалиевой. Участвовал в популярном в те годы международном конкурсе «Азия дауысы», в республиканском конкурсе «Жас қанат» и был признан на этих творческих соревнованиях лучшим композитором и аранжировщиком. Меня заметили «акулы» нашего казахстанского шоу-бизнеса Мурат Ергалиев и Александр Пономарев. Это было удивительное время, начало моего расцвета. И практически каждый месяц, каждый день я знакомился с очень интересными, а для меня в какой-то степени уникальными, людьми. Это Куат Шильдебаев, Батырхан Шукенов.

Знакомство с такими известными  людьми так и осталось знакомством или переросло в совместную творческую работу?

— Конечно, мы много работали совместно. Около 5 лет я тесно работал с Батырханом Шукеновым, мы писали его сольный альбом «Отан ана».  И до сих пор поддерживаем очень тесные отношения. Еще мне очень помог в свое время Еркеш Шакеев, с которым я тоже очень много работал. И, конечно же, Нурлан Абдуллин. Он всегда поможет. Во многом благодаря ему я научился ориентироваться в международном шоу-бизнесе. Нурлан вместе с  Батырханом эту школу прошли одними из первых.

А учиться дальше не стали?

-Я сейчас обучаюсь в США, в Бостонском институте современного искусства. После смерти отца я полтора года пробыл в Атырау, надо было побыть возле мамы. И я на время прервал учебу. Сейчас вновь продолжаю модульное обучение в этом одном из лучших вузов Америки. Я долго выбирал, где учиться, ознакомился со всеми музыкальными центрами и выбрал этот. Методика образования этого вуза мне больше подходит.

Знают ли в Америке нашу казахскую музыку?

— Да. Вы уж мне поверьте. Особенно хорошо знают ее в Бостонском институте современного искусства, где я обучаюсь. Мое главное увлечение — современная обработка традиционной казахской музыки,  народных мелодий. Мне хочется придать нашей старинной музыке современный оттенок. Сейчас можно сделать синтез всех течений музыки. И наша домбра получает второе рождение. Посмотрите, какие удивительные вещи делает группа «Ұлытау». Это просто завораживающая музыка.

Кроме песен вы еще пишете музыку к кинофильмам.

— Это еще одно направление в моей работе. Очень интересно, хотя и многократно сложнее писать музыку к фильму. Когда мне в первый раз предложили сделать музыкальное оформление к кинокартине, а это был фильм «Аурелен», я сразу согласился. После просмотра картины представлял себе, какой будет музыка, расставлял в уме ноты. И все так легко и быстро получилось, режиссеру картины  Сабиту Курманбекову музыка понравилась. Прошло шесть лет. И у меня в активе несколько киноработ. Особенно волнительно было работать над фильмом «Жаужүрек мың бала». Картина получилась просто отличной, супер. Музыку к фильму я написал в прошлом году. Вообще 2011 год выдался очень плодотворным. Вместе с российским композитором Игорем Крутым я написал музыку к зимним Азиатским играм, которые успешно прошли в Астане. С Крутым работалось очень легко и спокойно. Человек он абсолютно простой, очень доброжелательный, искренний и глубоко порядочный. Я думаю, наша Азиада впечатлила всех, особенно ее открытие. И после этого уже на международном уровне стали говорить, что в Казахстане можно провести  и Олимпиаду, наша страна готова к этому. Еще в прошлом декабре на центральном стадионе «Астана Арена» мы отметили 20-летие Независимости Республики Казахстан. Я тоже написал музыку к этому мероприятию.

Раз вы уже сотрудничаете с Игорем Крутым, не было желания переехать в Москву, пробиться в российский шоу-бизнес?

— Я уже давно там работаю, и в Праге, Лондоне, Берлине, США. Но живу в Алматы, мой дом там. Сейчас пишу музыку для группы «А-студио». Я сам вырос на их музыке и, конечно, в детстве мечтать не мог, что когда-нибудь буду писать музыку для Байгали Серкебаева. Но это случилось. Помню, как в 1995 году он вместе со своей группой приезжал к нам в Атырау. Мне тогда было лет 15. После концерта я проник за кулисы сфотографироваться на память. С большим трудом мне удалось это сделать. И это фото у меня в альбоме на почетном месте. Я эту фотографию недавно показал Байгали. Он смеялся, говорит, мол, вот что значит судьба — мечты сбываются. Теперь мы работаем в тандеме. Готовим казахский телепроект «Фабрика звезд». Вместе с Байгали мы также готовим казахстанское трио к международному конкурсу «Новая волна». Это Алишер Егембердиев, Батырхан Тазабеков и Равиль Исабеков. У них три разных тембра голоса, три непохожих вокала. Они уже попали в полуфинал. Надеемся на победу.

Казахстанские певцы попадают и в финал «Новой волны», но, к сожалению, пока никто не стал лауреатом. В составе жюри нет ни одного представителя отечественного шоу-бизнеса. Почему?

— В этом случае I место не столь  важно. Юрмальский конкурс очень престижный. А раз ты попал в финал, то уже отлично, тебя покажут по многим телеканалам. Хочу заверить, что победа на престижном международном конкурсе — еще не вершина Олимпа. Можно хорошо «раскрутиться» и без призовых. Талант всегда пробьется.

Почему наша молодежь все чаще слушает российскую и зарубежную поп-музыку?

— Не согласен. Недавно мы провели большой концерт популярной группы «МузАрт». Там было очень много молодых людей. Очень много. И они знали все песни группы. Я сам часто выступаю на всевозможных конкурсах, фестивалях, телевизионных шоу-проектах. Могу вас заверить, что многие молодые люди знают современную казахскую музыку.

Сам я очень люблю казахскую народную музыку, люблю домбру, кобыз. Мой дедушка Гайса хорошо играл на домбре. Родители мои очень любили слушать, как играет Гатау Ибишев, Нариман Улькенбаев, часто приглашали в гости, чтобы послушать их игру. Сейчас мама живет с братом Русланом в Актау. Но в Атырау у меня много близких родственников. Моя жена тоже из Атырау. Двое моих детей увлекаются музыкой. 15-летняя дочь приехала на днях из Берлина, где участвовала в международном конкурсе. Сын, ему сейчас 10 лет, тоже ездил на фестиваль в Италию. Больше ничего не хочу рассказывать о семье. Мой дом — это моя крепость. А я свою крепость берегу. О перспективе я тоже не люблю рассказывать, все в руках Всевышнего. Но из реальных планов — работа в одной из лондонских студий, куда меня пригласили.

Марина КУАНЫШЕВА,

фото Ануара

АБИЛГАЗИЕВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Один комментарий

  1. Ваше творчество выше всяких похвал…

Проверьте также
Close
Back to top button