РОЖДЕННЫЙ ДЛЯ МУЗЫКИ
В Атырау, как и по всему Казахстану, с большим успехом демонстрируется фильм «Жаужүрек мың бала» киностудии «Қазақфильм». С каждой новой отечественной кинокартиной убеждаешься, что действительно казахстанский кинематограф возрождается. Все получается качественно, очень профессионально, на уровне мировых стандартов. Причем качество видно во всем: в режиссуре, работе оператора, монтаже, компьютерной графике и, конечно же, музыкальном оформлении.
Ко многим казахстанским фильмам, в том числе и к «Жаужүрек мың бала» музыку написал наш земляк, известный в Казахстане молодой композитор Ренат Гайсин, который уже активно работает в Европе. На днях он посетил свой родной город. Приехал, так как обещал навещать раз в год, к своим родственникам, друзьям. Есть у Рената такой пункт — где бы ни находился, как бы ни был занят, каждый год прилетать на пару дней в Атырау. И нашел время для эксклюзивного интервью нашей газете.
— На сайтах о вашей биографии пишут по-разному. Расскажите, где вы родились и выросли?
— Почему-то многие считают, что я родился и вырос в п. Балыкши. Наверное, это у большинства ассоциируется с тем, что многие музыканты родились и выросли в этом пригородном поселке. Но я с раннего детства жил в центре Атырау на улице Советской, сейчас это улица Молдагуловой. Учился в средней школе №15 имени Абая. И лет с 5-6 увлекся музыкой. «Виновата» в этом моя родственница Багила Мухтарова, которая преподавала в музыкальном училище. Она заметила мои попытки спеть что-то особенное и посоветовала родителям отдать меня на вокал. К счастью, родители прислушались к ее совету. И я оказался в музыкальной школе. А параллельно ходил в Дом пионеров в эстрадный кружок, поиграть на музыкальных инструментах. У меня все неплохо получалось.
Поэтому выбор после окончания школы был однозначен — только музыкальное училище. На втором курсе имя своего деда Гайсы я взял как фамилию Гайсин. Сколько было пересудов по этому поводу. В те годы в музыкальном училище работала Макиш Гайсина, очень сильный и требовательный педагог. И многие считали, что я взял фамилию, чтобы расположить ее к себе. Как показала жизнь, в этом не было каких-либо умыслов. Только совпадение. Я получил очень хорошее музыкальное образование благодаря своим педагогам — Кларе Киматовой, Айгуль Назаровой и Сергею Тен. Те годы учебы в музыкальной школе, потом училище и занятия в эстрадном кружке были для меня как самое сладкое время.
Вообще весь мой путь в музыкальный мир был полон встреч с хорошими людьми. В конце 80-х-начале 90-х годов мне посчастливилось узнать многих замечательных музыкантов и артистов. Это, конечно же, Болат Кохаманов, мой наставник. Это и Манарбек Аубакиров, Болат Кенжесов, Мухтар Файзуллиев и все ребята из популярной в те годы группы «Мерей». Помня те свои первые годы серьезного увлечения музыкой, когда на моем пути были такие замечательные люди, я сейчас сам стараюсь поддержать молодых ребят, особенно из Атырау. Это очень важно — подтолкнуть на взлете. Сейчас в моей алматинской студии работают Ринат Аубакиров, Едилжан Габбасов и многие другие атырауские парни.
Дорогу в Алматы в прямом смысле мне подсказал Сембек Жумагалиев. Он прослушал меня несколько раз, посоветовал поехать в южную столицу. И судьба сложилась так, что мне посчастливилось работать в «Дос Мұқасане», в группе «Арай» с Розой Рымбаевой. Пришлось, конечно, преодолевать большие трудности. В Алматы я попал почти одновременно с еще одним композитором — Сейфуллином Жолбарысом. Помню, как у нас часто не бывало денег даже на проезд в автобусе. Сто тенге не могли найти на двоих. И проходилось нам идти из одного конца Алматы в другой пешком. Пока шли, мечтали, что вот напишем хорошую музыку, прославимся, купим себе машины.
В Алматы, так сказать, на пробы, на разведку я поехал в 1997 году. Через год, в 1998 году, уже остался там навсегда. Ровно год поработал с музыкантом Муратом Хусаиновым, затем с Болатом Борановым. Даже посчастливилось поработать с Таскыном Окаповым. И все они меня поддержали, помогли.
— Окончив в Атырау музучилище, вы решили продолжить учебу?
— Решил и поступил в Казахскую национальную консерваторию. Учеба в ней шла параллельно с активной работой, я много гастролировал с музыкантами. Объездил всю страну вдоль и поперек. По ночам пропадал в студии. И, естественно, не мог посещать все занятия. После 3 курса меня из консерватории отчислили за непосещаемость. Но что делать? Се ля ви. Зато я потом полноценно стал заниматься музыкой. Познакомился с Розой Рымбаевой, стал писать песни для Нагимы Ескалиевой. Участвовал в популярном в те годы международном конкурсе «Азия дауысы», в республиканском конкурсе «Жас қанат» и был признан на этих творческих соревнованиях лучшим композитором и аранжировщиком. Меня заметили «акулы» нашего казахстанского шоу-бизнеса Мурат Ергалиев и Александр Пономарев. Это было удивительное время, начало моего расцвета. И практически каждый месяц, каждый день я знакомился с очень интересными, а для меня в какой-то степени уникальными, людьми. Это Куат Шильдебаев, Батырхан Шукенов.
— Знакомство с такими известными людьми так и осталось знакомством или переросло в совместную творческую работу?
— Конечно, мы много работали совместно. Около 5 лет я тесно работал с Батырханом Шукеновым, мы писали его сольный альбом «Отан ана». И до сих пор поддерживаем очень тесные отношения. Еще мне очень помог в свое время Еркеш Шакеев, с которым я тоже очень много работал. И, конечно же, Нурлан Абдуллин. Он всегда поможет. Во многом благодаря ему я научился ориентироваться в международном шоу-бизнесе. Нурлан вместе с Батырханом эту школу прошли одними из первых.
— А учиться дальше не стали?
-Я сейчас обучаюсь в США, в Бостонском институте современного искусства. После смерти отца я полтора года пробыл в Атырау, надо было побыть возле мамы. И я на время прервал учебу. Сейчас вновь продолжаю модульное обучение в этом одном из лучших вузов Америки. Я долго выбирал, где учиться, ознакомился со всеми музыкальными центрами и выбрал этот. Методика образования этого вуза мне больше подходит.
— Знают ли в Америке нашу казахскую музыку?
— Да. Вы уж мне поверьте. Особенно хорошо знают ее в Бостонском институте современного искусства, где я обучаюсь. Мое главное увлечение — современная обработка традиционной казахской музыки, народных мелодий. Мне хочется придать нашей старинной музыке современный оттенок. Сейчас можно сделать синтез всех течений музыки. И наша домбра получает второе рождение. Посмотрите, какие удивительные вещи делает группа «Ұлытау». Это просто завораживающая музыка.
— Кроме песен вы еще пишете музыку к кинофильмам.
— Это еще одно направление в моей работе. Очень интересно, хотя и многократно сложнее писать музыку к фильму. Когда мне в первый раз предложили сделать музыкальное оформление к кинокартине, а это был фильм «Аурелен», я сразу согласился. После просмотра картины представлял себе, какой будет музыка, расставлял в уме ноты. И все так легко и быстро получилось, режиссеру картины Сабиту Курманбекову музыка понравилась. Прошло шесть лет. И у меня в активе несколько киноработ. Особенно волнительно было работать над фильмом «Жаужүрек мың бала». Картина получилась просто отличной, супер. Музыку к фильму я написал в прошлом году. Вообще 2011 год выдался очень плодотворным. Вместе с российским композитором Игорем Крутым я написал музыку к зимним Азиатским играм, которые успешно прошли в Астане. С Крутым работалось очень легко и спокойно. Человек он абсолютно простой, очень доброжелательный, искренний и глубоко порядочный. Я думаю, наша Азиада впечатлила всех, особенно ее открытие. И после этого уже на международном уровне стали говорить, что в Казахстане можно провести и Олимпиаду, наша страна готова к этому. Еще в прошлом декабре на центральном стадионе «Астана Арена» мы отметили 20-летие Независимости Республики Казахстан. Я тоже написал музыку к этому мероприятию.
— Раз вы уже сотрудничаете с Игорем Крутым, не было желания переехать в Москву, пробиться в российский шоу-бизнес?
— Я уже давно там работаю, и в Праге, Лондоне, Берлине, США. Но живу в Алматы, мой дом там. Сейчас пишу музыку для группы «А-студио». Я сам вырос на их музыке и, конечно, в детстве мечтать не мог, что когда-нибудь буду писать музыку для Байгали Серкебаева. Но это случилось. Помню, как в 1995 году он вместе со своей группой приезжал к нам в Атырау. Мне тогда было лет 15. После концерта я проник за кулисы сфотографироваться на память. С большим трудом мне удалось это сделать. И это фото у меня в альбоме на почетном месте. Я эту фотографию недавно показал Байгали. Он смеялся, говорит, мол, вот что значит судьба — мечты сбываются. Теперь мы работаем в тандеме. Готовим казахский телепроект «Фабрика звезд». Вместе с Байгали мы также готовим казахстанское трио к международному конкурсу «Новая волна». Это Алишер Егембердиев, Батырхан Тазабеков и Равиль Исабеков. У них три разных тембра голоса, три непохожих вокала. Они уже попали в полуфинал. Надеемся на победу.
— Казахстанские певцы попадают и в финал «Новой волны», но, к сожалению, пока никто не стал лауреатом. В составе жюри нет ни одного представителя отечественного шоу-бизнеса. Почему?
— В этом случае I место не столь важно. Юрмальский конкурс очень престижный. А раз ты попал в финал, то уже отлично, тебя покажут по многим телеканалам. Хочу заверить, что победа на престижном международном конкурсе — еще не вершина Олимпа. Можно хорошо «раскрутиться» и без призовых. Талант всегда пробьется.
— Почему наша молодежь все чаще слушает российскую и зарубежную поп-музыку?
— Не согласен. Недавно мы провели большой концерт популярной группы «МузАрт». Там было очень много молодых людей. Очень много. И они знали все песни группы. Я сам часто выступаю на всевозможных конкурсах, фестивалях, телевизионных шоу-проектах. Могу вас заверить, что многие молодые люди знают современную казахскую музыку.
Сам я очень люблю казахскую народную музыку, люблю домбру, кобыз. Мой дедушка Гайса хорошо играл на домбре. Родители мои очень любили слушать, как играет Гатау Ибишев, Нариман Улькенбаев, часто приглашали в гости, чтобы послушать их игру. Сейчас мама живет с братом Русланом в Актау. Но в Атырау у меня много близких родственников. Моя жена тоже из Атырау. Двое моих детей увлекаются музыкой. 15-летняя дочь приехала на днях из Берлина, где участвовала в международном конкурсе. Сын, ему сейчас 10 лет, тоже ездил на фестиваль в Италию. Больше ничего не хочу рассказывать о семье. Мой дом — это моя крепость. А я свою крепость берегу. О перспективе я тоже не люблю рассказывать, все в руках Всевышнего. Но из реальных планов — работа в одной из лондонских студий, куда меня пригласили.
Марина КУАНЫШЕВА,
фото Ануара
АБИЛГАЗИЕВА
Ваше творчество выше всяких похвал…