Прикоснуться к сакральному
Казахстан – огромная страна с богатой духовной историей. Как отметил Глава государства Нурсултан Назарбаев в своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», каркас нашей национальной идентичности образует комплекс памятников вокруг Улытау и мавзолея Кожа Ахмета Яссауи, древние памятники Тараза и захоронения Бекет ата, древние комплексы восточного Казахстана и сакральные места Семиречья и многие другие места. Поэтому необходимо увязать их воедино в национальном сознании.
Проект «Сакральная география Казахстана» призван решить эту задачу.
15 мая 2017 года был создан научно-исследовательский центр «Сакральный Казахстан». Во всех регионах республики образованы областные комиссии по выявлению сакральных мест. И, как отметил руководитель НИЦ «Сакральный Казахстан» Берик Абдигалиулы: «Наша задача – создать единую сеть сакральных мест. Нам важны сакральные и духовные ценности. Они играют очень важную роль воспитательного и образовательного характера. Задача в перспективе – широко их освещать. Люди должны понимать, какие ценности они несут».
По проекту «Сакральная география Казахстана» были определены и 7 объектов Атырауской области, включенные в республиканский список. Это исторические памятники и почитаемые в народе святые места: городище Сарайшык, мавзолеи Ақмешіт, Ұшқан ата, Махамбета Утемисова, некрополь Аралтобе, подземная мечеть Құлшан ата и пещера Иманкара.
Но мне хотелось бы рассказать о сакральном объекте в соседней Мангистауской области, где лично побывала, – подземной мечети Бекет ата, куда со всех уголков Казахстана устремляются паломники, чтобы поклониться его могиле, попросить совета, излечиться от недугов и обогатиться духовно.
Перед посещением мечети Бекет ата мы посетили мазар Кую-Там XIII века. Стоит отметить, что на стенах мазара сохранились рисунки древних художников. Следующий пункт назначения был некрополь Шопан ата. Шопан ата был учеником Ходжи Ахмеда Яссауи. В 14 лет Бекет пришел поклониться праху почитаемого им мудреца Шопан ата и получить его благословение на постижение знаний.
Сам Бекет Мырзагулулы (более известный как Бекет ата и Пир Бекет (каз. Пір Бекет) родился в 1750 году в Кульсары Атырауской области, он – выходец из рода адай Младшего жуза. Науки постигал в медресе далекой Хивы (Хорезмская обл., Узбекистан). По возвращении на родину Бекет построил четыре мечети: первая находится в Кульсары – ее называют Ак-мечеть, вторая – в меловых скалах на окраине поселка Бейнеу, третья – на плато Устюрт и четвертая, подземная мечеть – вырублена в скальном мысе в урочище Огланды. Умер Бекет ата в возрасте 63 лет и похоронен в одноименной подземной мечети в местности Огланды в Мангистау.
Здесь нужно отметить, что, посещая святые места, необходимо соблюсти определенные ритуалы. Так, например, в центральной комнате мечети стоит деревянный шест, который нужно обойти трижды, и после прочтения молитвы ты от служителя получаешь отрез ткани. Этот отрез обладает целительной силой, нужно с верой прикладывать их к больным местам, чтобы болезнь отступила. Оставив пожертвования, необходимо перейти в другие комнаты, где каждый может попросить благополучия, здоровья себе и своим близким.
Кстати, в книге Ислама кажи Мырзабекулы говорится, что перед уходом в мир иной святой старец сказал сыну Байтелы: «После моей смерти сорок лет ты будешь сбривать мою бороду и усы. После этого срока, чтобы никто не прикасался к моему праху, замуруешь стену». Посему при посещении подземной мечети паломники проходят во все комнаты, кроме той, в которой похоронен Ата.
Спускаясь по тропинке к самой мечети «Бекет ата» к подножию скалы, вы встретите два святых, как нам сказали, целебных источника: в первом омывают глаза, а второй, как нам объяснили, только для питья, умываться ею нельзя.
Посетить эти поистине дивные места мною двигало отнюдь не праздное любопытство. Как преподаватель Атырауского университета нефти и газа, я хотела воочию увидеть святые места Мангистау, чтобы потом поделиться увиденным с нашей молодежью. Я считаю, что нам необходимо организовать серьезную краеведческую работу в сфере образования, экологии и благоустройства, изучать историю края, восстанавливать культурно-исторические памятники и культурные объекты местного масштаба. Открывать жизнеспособные кружки по краеведению, силами школьников, студентов создавать видеофильмы про исторические места страны, разрабатывать маршруты по историческим памятникам и довести их до сведения школ, колледжей и вузов.
У каждого народа, каждой цивилизации есть святые места, которые являются ценным даром, они носят общенациональный характер и составляют духовное наследие нации. И сегодня мы просто обязаны сохранить все это богатство для будущих потомков.
Калжан МУХАМБЕТЖАНОВА,
преподаватель кафедры строительства,
стандартизации и безопасности
жизнедеятельности АУНИГ
Фото: ruh.kz