В дореволюционной казахской литературе видное место занимает творчество талантливого поэта Мурата Монкеулы. Родившийся 175 лет назад, он ушел из жизни в 1906 году в возрасте 63 лет.
Впервые о нем я услышал от своего деда. Он рассказывал, что когда на окраине аула в Тайсойгане (ныне Карабау, Каракол) появлялся Мурат Монкеулы, народ, оставив все дела, шел его встречать. Он смело пел о тяготах народа, притесняемого казаками. Скот, который кормил казаха, не пускали к реке Урал на водопой. Своими песнями вселял в сердца казахов веру в свободу и независимость.
«Заслышав, что едет Мурат Монкеулы, мы, еще дети, спешили ему навстречу, – рассказывал дед. – Он почти всю ночь, подыгрывая себе на домбре, читал наизусть народные поэтические сказания о батырах Камбаре, Кобланды, поэму «Ер таргын» и др.
Впоследствии его назовут «живым архивом» казахской поэзии. Например, многие стихи Махамбета к нам дошли благодаря М. Монкеулы. С его уст были записаны стихи Махамбета, благодаря чему и вышла книга в Ташкенте в 1925 году. Составителем был Ыгылман Шореков.
Известен он еще как талантливый айтыскер. Среди его соперников были такие именитые айтыскеры, как Жылкышы, Балораз, Жаскелен, Жантолы, Тыныштык, Таракат, Шолпан, Калнияз, Кашаган. Но все они признавали превосходство Мурата.
Глубокий лирик, он слагал стихи о любви, о Родине, призывал к свободе и независимости. Ему принадлежит полное любви поэтическое произведение «Кыз».
Мурат соединял искусство импровизированной песни с сочинением стихов. В них явно ощущается воздействие народной эпической традиции (поэма «Сарыарка»). Народная эпическая традиция сильна и в другой лучшей поэме «Үш қиян».
Учителем Мурата был Кара Есет. С юных лет Мурат пристрастился к домбре и обнаружил незаурядный талант импровизатора. Часто посещая аул акына Кара Есета, Мурат многому научился у этого мастера айтыса, известного акына-сказителя и создателя импровизированных песен. От Кара Есета он услышал и частично перенял эпические сцены. Разъезжая с талантливыми людьми, а затем один по аулам Дендера и Тайсойгана, Мурат осваивает богатство народно-эпической и акынской традиции.
Мурат Монкеулы родился в семье батрака в Тайсойгане (Карабау, Кызылкогинский район), рано остался сиротой, чтобы прокормиться, батрачил. Рано познал несправедливость существовавшего строя. С юношеских лет он объявил ему беспощадную войну. С 12 лет его признают в народе акыном, в 13 лет он уже известен как одаренный акын, слагающий импровизированные песни. Его репертуар, как и у большинства акынов, слагается из бытующих в народе произведений и собственных импровизированных песен. По складу своему Мурат был эпическим певцом, но в народе любили обличительные песни о муллах, баях, ходжах, где Мурат высмеивал человеческие пороки. Их слушали и почитали простые люди кызылкогинских, индерских, гурьевских степей.
Поэзия Мурата Монкеулы раскрывает духовный мир человека, постигающего красоту родной природы, осознающего противоречие бытия, но мудро и мужественно противопоставляющего им духовные и чувственные силы. Даже в трудные годы не утрачивает Мурат своего нравственного здоровья, не становится пессимистом. Оригинальная зоркость взгляда на мир поражала исследователей-литераторов. Эволюция Мурата Монкеулы шла параллельно с возмужанием его поэтического таланта, параллельно с нарастанием разногласий взглядов. Обладая аналитическим складом ума, усиливавшим историзм художественного мышления, он одновременно ощущал и трагическую противоречивость казахской действительности. Закономерно, что путь Мурата поэта отмечен впоследствии глубочайшими противоречиями, срывами и сомнениями. Были моменты, когда говорили, что «Шортанбай и Мурат Монкеулы – поэты-пессимисты», но только потому, что Мурат искренне, просто и задушевно писал о большой и человеческой любви к жизни в момент крутого социального перелома в Казахстане. Поэзия его является картиной художника промежуточного времени, потерявшего точку опоры, ищущего ускользающее «между». Постепенно все явственнее пробивался в его произведениях голос мыслителя и гуманиста, который, пережив многое на своем веку, мечтал о времени подлинного осуществления идеалов свободного труда, времени освобождения человека от рабства, суеверия и религиозной темноты.
Но особенно ярко дарование Мурата проявляется в жанре «терме» (искусство пения речитативом). Это произведения «Өлім», «Үзік терме», «Қыз», «Әттең, бір қапы дүние-ай!», «Жалғаншы фәни жалғанды» и другие.
Исследователи казахской литературы Халел Досмухамедов, Ығылман Шөреков, Сабит Муканов, Ыскак Дуйсенбаев, Берик Коркытов, Кырыкбай Бекбаев, Кабиболла Сыдиыков, Гарифолла Анес, Аманкос Мектепов, Муратбек Божеев и другие широко освещали Мурата Монкеулы как поэта-трибуна казахского народа.
Перечитывая Мурата Монкеулы, мы еще раз отдаем должное нравственному величию и красоте казахской литературы. То богатство, которое нес в своей душе и вложил в свои произведения этот несомненно талантливый поэт казахской литературы, сохранено и воплощено им в неповторимую форму. Оно вышло из народа и предназначено для него, для будущего нашей страны.
Аманкос КАРЖАУБАЕВ,
профессор АГУ имени
Халела Досмухамедова