Культура

ПО ОДЕЖДЕ ВСТРЕЧАЮТ

В конце минувшего года для участия в форуме по пропаганде национальных костюмов в городах Москва и Тверь побывали художник Казахского областного драматического театра имени Махамбета, член Союза художников Казахстана Гульмаржан Махамбет и директор областного научно-методического центра народного творчества и культурно-досуговой работы, заслуженный деятель Республики Казахстан Алма Андарбаева.

Хотим мы того или нет, в силу обстоятельств, под влиянием современной моды народный костюм, являвшийся уникальным проявлением материальной культуры, неиссякаемым источником для разносторонних исследований в области этноискусствоведения, даже в самых традиционных видах претерпевает сегодня определенную эволюцию. Время безжалостно к лучшим образцам народного костюма, ткань, замша, мех, кожа и шкуры — основные его материалы, не могут храниться вечно. Проблема сохранения народного костюма усложняется еще и неумелым вмешательством отдельных художников-модельеров, чрезмерно увлекающихся псевдонациональными элементами в искусстве.

— Казахский народный костюм, создателей которого отличает удивительное понимание характера изделий, материала, декора, способов изготовления, доведенных до виртуозности, — предмет особой национальной гордости, -говорит Алма Андарбаева. — Сохранение его для грядущих поколений в первозданном виде, конечно, почетно и ответственно для всех, кто причастен к этому процессу. В целях сохранения костюма, обрядов, традиций и ремесла казахского народа областным центром народного творчества проводятся исследовательские поездки в районы, семинары с работниками культуры и представителями творческой интеллигенции, ремесленниками. Казахский народный костюм вобрал в себя все лучшее, что создано искусством и талантом многих поколений, помноженным на труд сотен и тысяч народных умельцев.

В казахском костюме воплотились основные принципы и достижения художественных промыслов, создававшихся веками, специализации кочевой, полуоседлой и оседлой групп населения. В нем нашли отражение пульсирующий образ жизни народа, эстетические идеалы, отчетливо прослеживается влияние тех этнических компонентов, из которых исторически сложился казахский народ.

— Как всякий народный костюм, он эволюционно совершенствовался, оказывали влияние окружающая среда, условия жизни в степях с их ветрами, летним зноем и зимними морозами, учитывались потребности кочевой жизни — таких, например, как необходимость подолгу находиться в седле в одежде, не стесняющей движений, — продолжает Гульмаржан Махамбет. — Роскошью и великолепием отличался костюм зажиточной части степного населения. Ему был присущ строгий силуэт, он дополнялся расшивкой золотыми и серебряными нитями, бисером, украшался жемчугом, камнями-самоцветами, кораллами, металлическими бляхами, покрытыми серебром и золотом. Для народного костюма казахов характерно отсутствие строгой грани в покрое народной и будничной одежды при определенной возрастной регламентации. Парадная отличалась от будничной несколько свободным покроем, объемом головных уборов, украшениями. На пошив парадной одежды шли бархат, шелк, парча, дорогие меха, тогда как будничная изготовлялась из простого материала. Социальные различия как в женском, так и мужском костюме проявляются главным образом в качестве материала, отделке, количестве одежды, носимой одновременно в комплекте. Казахский народный костюм, особенно женский, при общем сходстве силуэта, покроя и приемов украшения, не лишен, однако, отдельных различий в пропорциях, в выборе материала, в цветовом сочетании. Это объясняется, по всей вероятности, тем, что в некоторых регионах наиболее архаичные формы одежды могли сохраняться дольше в силу укоренившихся ремесленных традиций и сложившихся представлений о красоте и гармонии. Разумеется, шили их в каждом регионе по-своему, но везде различали костюм девичий, молодой замужней женщины, пожилой женщины. Особую нарядность девичьему костюму придавали окаймление нашивками, вытканными золотыми и серебряными нитями, тамбурным швом, бисером, а также наличие в его комплекте золотых, серебряных украшений, подвесок из бусин драгоценных и полудрагоценных камней, кораллов, бирюзы, прикрепляемых к нему, расшитых шапок с перьями. Этими и другими факторами объясняются его простота,  практичность и целесообразность, подчеркнуто указывающие на его происхождение в местной степной среде.

Мужской костюм у казахов, по сравнению с женским, более однотипен. Он состоял из нательного белья или рубахи — жейде, чапана из покупной ткани, шекпена из одноименного домотканого сукна, широких шаровар из овчины, окрашенной в естественные цвета, заправляемых в сапоги — саптама с войлочным чулком — байпаком, тулупа — тона. Не отличались большим разнообразием и мужские головные уборы.

У степной знати были в обиходе высокие головные уборы, сшитые из бархата, преимущественно бордового цвета, на войлочной основе.

Взрослые мужчины постоянно, даже за обеденным дастарханом, носили тюбетейку. Юноши и дети носили тюбетейки, расшитые шелковыми, золотыми и серебряными нитями, с размещенными на куполе с четырех сторон узорами. Мужчины  все без исключения носили сапоги, которые обычно не различались на левый и правый, что позволяло носить их гораздо дольше, меняя время от времени с одной ноги на другую. Сапоги же, различимые на левый и правый, появились у казахов значительно позже, по всей вероятности, в результате приобщения к европейской культуре. Детский и подростковый костюм у казахов по своей конструкции повторяет одежду взрослых в уменьшенном виде, что, по-видимому, связано со стремлением родителей поскорее увидеть своих детей взрослыми. Исключение составляли так называемые ит көйлек, которые шили для новорожденных из цельного куска хлопчатобумажной ткани без плечевых швов и окантовок,  ватные нагрудники и штаны.

Так подробно и обстоятельно комментировала свои показательные номера художник-модельер Гульмаржан Махамбет, которой очень понравилась инициатива российских коллег.

— Считаю необходимым продолжить эту традицию, и хотя бы в два года один раз проводить такие же форумы, причем не только в России, но и других странах постсоветского пространства. Нам надо выпустить книгу по материалам форума и раздать всем участникам. Думаю, стоит создать методический совет в рамках СНГ, который мог бы анализировать все новое в сфере культуры и сделать это достоянием всех стран, входящих в СНГ.

Рассказать о своей стране можно, конечно же, через национальную культуру. Для нас это не только музыка, пение и танцы. Национальные костюмы имеют свое непревзойденное значение.

Подготовила Динара КАНБЕТОВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button