Осенний джаз Рафаэля
Он играет на саксофоне и «You my heart, You my soul» Modern Talking, и «Бақыт құшағында» Шамши Калдаякова. Любит музицировать для благодарного зрителя. Недавно давал концерт в Доме пожилых, соединял сердца поссорившихся. Его творения доступны с недавних пор жителям и гостям города: Рафаэля Сарсенова приглашают исполнять на саксофоне в торгово-развлекательный центр.
«ПК» накануне Международного дня саксофониста пообщалась с Рафаэлем Сарсеновым, одним из узнаваемых лиц Атырау.
– А что, есть такой день саксофониста? Сколько в этой профессии, впервые слышу. 6 ноября отмечается, говорите? Буду знать теперь! – так начал наше общение Рафаэль Сарсенов.
Несостоявшийся юрист
– То, что стал саксофонистом, наверное, судьба, – говорит Рафаэль. – Я собирался поступать в музыкальный колледж города Шымкента на струнное отделение, где обучали игре на гитаре. Вообще, планировал певцом стать. Но «струнное отделение» – оказывается, там классика, виолончелисты, камерные музыканты и все такое. А на обучении гитаре тоже изучают классические произведения.
Экзамен-то прошел. Но учителя меня порекомендовали, видя, вероятно, мои, так сказать, пристрастия, на эстрадное отделение. Там, говорят, тебе будет комфортнее. Показали, саксофон – совершенно эстрадный инструмент. Я саксофон, в принципе, знал, но близко не видел, в руках не держал никогда. Согласился, перевелся. Саксофон мне понравился, я начал на нем играть, учиться, вернее. Поэтому, скорее всего, это судьба, что я саксофонист, – уверен Рафаэль.
Правда, родители долго не принимали увлечение сына, считали, что музыка – это несерьезно, и нужно выучиться стоящей профессии. Пришлось получить образование юриста.
– Выучился, показал им диплом, мол, вот – ради вас. Но не стал юристом работать, потому как не мое. Ну верно ведь: лучше заниматься делом, которое тебе нравится, и оно тебе даст результаты, чем делать «через не хочу», – уверен Рафаэль.
– Я где-то читала, что к саксофону не очень относились в Союзе и был даже комсомольский лозунг: «Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь»? Вы испытывали какие-то гонения из-за своей музыкальной профессии?
– На саксофоне я начал играть после распада СССР – в эпоху гласности. К счастью, преследовательские лозунги меня не коснулись. Было как-то легко играть на инструменте, который уже полюбился многим слушателям, и западные джазмены легально слушались – дома, на дачах. Многие уже знали Батырхана Шукенова, который замечательно играл на саксофоне.
– Вы являетесь лауреатом музыкального конкурса. Помогло ли вам это звание влиться в сильный коллектив музыкантов? Или вы – одинокий волк в джунглях?
– Насчет наград, регалий – они есть, но не особо помогают вливаться в коллектив или в общество. Это только если для себя – поднять класс, уровень, если ты в госучреждениях работаешь. А в коллективе с музыкантами найти общий язык – это, наверное, больше зависит от того, какой ты на самом деле человек, какое общение у тебя с окружающими людьми, с музыкантами.
А если говорить, что я во Франции или еще где побывал, что лауреат такого-то конкурса, себя превозносить – думаю, это никому не понравится. И мне бы это не понравилось! Это считать себя выскочкой, что ли. Да, можно, не имея никаких бумаг и наград, быть хорошим музыкантом. И также наоборот: награды есть, а без подглядывания в ноты не уметь играть, не уметь импровизировать. Но зато у тебя высшее образование! И мне общий язык с музыкантами находить очень легко, мы иногда встречаемся, играем, как говорится, лабаем, импровизируем! Сочиняем, снимаем на видео. Мне это дается легко и безо всяких трудностей. Если мы не понимаем друг друга – просто перестаем играть. При этом остаемся коллегами, друзьями, знакомыми, но не в музыкальной деятельности.
Где родился, там и пригодился
– Вам не хотелось поменять город? Немало творческих людей считают, что Атырау – дыра, и здесь не хватает эмоций, городского шума и вообще ценителей саксофона?
– Поменять город? Я учился в Шымкенте, в Алматы музицировал, в Астане. И вернулся домой. Приземлился и пустил корни здесь окончательно, – улыбается наш собеседник. Как говорится, где родился, там и пригодился. И точка.
– Наблюдается ли в Атырау такой широко распространённый феномен, как игра под «фанеру?» Вам приходилось сталкиваться с подобным явлением культуры в своих выступлениях? Вообще, сейчас в цене живой звук и живое исполнение?
– Да, сталкивался, бывало такое. Обычно это происходит на мероприятиях большого масштаба, когда оборудование не позволяет живое исполнение, или когда снимает телевидение, чтобы не было казусов – вдруг батарейка на микрофоне сядет или шнур оборвется. Нам сами режиссеры рекомендует выступать под фанеру. Чтобы все было четко, ясно, выглажены, так сказать, брюки, – смеется. – Безусловно, в живом исполнении, конечно, есть жизнь, а под фанеру исполнять – вынужденная мера. К слову, в четверг, 10 ноября, в ДК им. Курмангазы будем играть живой концерт к 60-летию Виктора Цоя, там я буду петь!
– Как считаете, у вас есть последователи? Молодежь саксофоном интересуется? И какое ваше любимое произведение, которое вы исполняете?
– В академии сегодня обучают игре на саксе, и в Атырау вижу молодых исполнителей. А вообще, чтобы стать музыкантом-саксофонистом, нужно оканчивать музыкальное заведение для того, чтобы ты понимал, что о тебе говорят окружающие музыканты. Не обязательно сразу консерваторию – это уже для себя, чтобы зарплата была побольше в госучреждении.
Что касается любимых произведений. Их нет, мне одинаково интересно играть и зарубежные хиты, и мелодии казахских композиторов, например, на саксе отлично звучат произведения Шамши Калдаякова.
Недавно вот ходил в Дом престарелых и одиноких, играл им, соединял сердца поссорившихся. Они просто таяли от звука моего инструмента.
Уважаемые
читатели! Если у вас есть свои герои, пишите на почту nadine-sh@mail.ru
Надежда ШИЛЬМАН