Не осмелюсь дать точный ответ на вопрос о том, каким должен быть памятник великому композитору Курмангазы Сагырбаеву, но, уверен, то, что стоит на одной из главных улиц города Атырау, памятником великому бунтарю, вольнодумцу и музыканту Степи, скульптурным отражением легендарного героя назвать трудно. Смотрю на памятник и не вижу я автора кюев «Кісен ашқан» («Разорвавший цепи»), «Сарыарқа», «Серпер», где в каждой ноте чувствуется бунтарский дух, стремление к свободе, вызов тоталитарной системе. Конечно, передать в камне такой образ – задача не из простых. Но лично по-моему мнению, точно передать дух Курмангазы все же удалось другому скульптору, монументалисту-декоративнику Серику Матеньязову.
Даже беглого взляда на его творение мне хватило, чтобы определить: вот ОН, вот ОН – Курмангазы (см. Фото 1), спустя десятилетия все также несломленный и свободный!
Почему творения одних людей мы принимаем сердцем, а иные вызывают отторжение?
– Я думаю, что это зависит от отношения скульптора к своему герою, своей работе. Изучать досконально все перипетии той или иной истории, связанной с героем или с заданной темой, это то, что Матеньязова отличает от многих других современных авторов. Поэтому, наверное, его работы всегда выглядят законченными, утонченными, – отмечает известный меценат в области изобразительного искусства, директор ТЦ «Ак Желкен» Нурберген Даулетов, показывая мне статуэтку «Алтын қайық» – детище Матеньязова – главный приз одноименного регионального конкурса представителей изобразительного искусства. Кажется, Серик Матеньязов вложил в эту статуэтку всю таинственность и загадочность самой истории о золотой лодке принцессы из Сарайшыка. Так и тянет еще и еще раз посмотреть на статуэтку. Магия, да и только (см. Фото 2)…
Таким же очарованием обладает скульптура «Ғашықтар» («Влюбленные» (см. Фото 3). Парень и девушка под одним зонтом молча стоят в обнимку. И в этом, казалось бы, каменном молчании, в этой недосказанности сказано так много. Интересно, что прототипом влюбленной девушки была первая жена Серика Матеньязова Саруля, которая скоро после появления на свет данного памятника погибла в ДТП. Позже Серик Матеньязов напишет:
Жоғалттым талай уақытты,
Өмірдің білмей өлшемін.
Жоғалттым және бақытты,
Жүректің жарты бөлшегін.
Ештеңе жоқ қой тұрақты,
Уақыт зулап, жыл ақты.
Өтіп жатқан бұл өмір,
Сағат тілі сияқты!..
Строки о потерянном времени, о счастье, об ушедшем человеке. О том, что жизнь течет своим чередом, а стрелки часов все тикают неустанно…
Да, Серик Матеньязов пишет стихи. Это еще одна грань его таланта. Но поэзия для него это, прежде всего, внутренний мир, состояние души. «Как-то один из молодых поэтов спросил меня, о чем я пишу. Ответил, что писал, когда мне было одиноко, об одиночестве, когда был влюблен – о любви», –сказал Саке, предрекая мой вопрос о творческих планах на литературном поприще.
Сегодня Серик Матеньязов счастлив в творческом союзе со своей супругой Ляззат. Кстати, она тоже художник. Поэтому она не только спутница жизни, но и муза, опора мастера в творчестве.
Творения Серика Матеньязова можно встретить почти во всех районах области, и уверен, что многие работающие на Тенгизском месторождении видели его работу «Қонақжайлылық» («Гостеприимство»), установленную прямо перед самым въездом в город Кульсары. Также можно отметить памятник обнаруженному в Ак мечети Золотому воину, установленный в Кульсары, памятник Махамбету Утемисову, презентация которого прошла буквально в конце прошлого года в селе Махамбет. Отдельного рассказа стоит и его произведение «Құмаршық», идейным вдохновителем которого является, по словам Серика Матеньязова, сенатор Сарсенбай Енсегенов. Құмаршық – степное растение, спасшее в годы Голодомора тысячи и тысячи жителей от голодной смерти.
В планах мастера – отдать дань памяти Желтоксану (декабрьским событиям 1986 года) и Табылды Досымову. Я не стал расспрашивать мастера дальше, ушел от него молча. Зачем задавать вопросы, если все и так понятно. Памятник декабрьским событиям 1986 года – это дань памяти скульптора тем временам и тому поколению, которое не побоялось авторитарного режима и вышло на главную площадь республики. Вместе с другими патриотами вышел тогда и Серик Матеньязов. Кто, как не он, сможет точно довести всю трагедию Желтоксана?!
А замысел по памятнику Табылды Досымову тоже понятен. Первый казахский бард был другом скульптору. Не застольным, а духовными друзьями и братьями были скульптор и поэт. Отсюда, наверное, и трепетное отношение к памяти барда Серика Матеньязова. Ведь одну скульптуру, посвященную Досымову, мастер сделал. Для непосвященных в искусстве скульптуры, но знающих не понаслышке поэта людей, памятник получился отменным. Таким, как будто поэт вот-вот возьмет гитару и споет свою «Высоту» («Биіктік»). Но самому автору что-то не нравится в этом памятнике, что именно, спрашивать не стал. Значит, мастер сделает еще лучше и проникновеннее. Он это умеет…
Каршыга КУШЕКОВ,
Жылыойский район Фото из архива Серика Матеньязова