Культура

Ностальгия по «Жайық қызы»

Хочу рассказать историю одного замечательного коллектива, который очень дорог мне. Это знаменитый ансамбль песни и танца «Жайық қызы», созданный в Гурьеве по образцу легендарного в Казахстане «Гүлдер».

Там прошло мое детство, становление как личности. Я обязана этому коллективу тем, что нашла свою дорогу в жизни. Сегодня я уже состоявшийся человек, моя жизнь бурлит в творческой среде – концерты, перелеты. А силы для активной жизни мне дают прекрасные воспоминания о годах, когда я творила в «Жайық қызы». Скучаю по нашему знаменитому горпарку, где всегда светило солнце, было шумно и весело. Восьмидесятые годы – это другое время, другие взаимоотношения, другое общество.

В те годы меня пригласили в ансамбль песни и танца «Жайық қызы», а база ансамбля находилась именно в горпарке. Это был старенький концертный зал, где раньше устраивались концерты, и куда я еще ребенком приходила смотреть концерт ансамбля «Гүльдер», Иосифа Кобзона и других знаменитостей советской эстрады. Здесь уже не было кресел, но проходили репетиции танцевального ансамбля, а инструменталисты репетировали на сцене.

Я долго не могла зайти в этот зал, перебороть застенчивость и нерешительно стояла возле входа около получаса. Потом собралась и зашла. Встретили меня два парня – Мухтар и Николай – так они представились. Сказали, что видели меня на школьных смотрах и хотят поработать со мной. И буквально сразу стали подбирать репертуар, перебирать песни «Асыл Ана», «Мир без любимого», сказали, что завтра – репетиция, потому что через три дня концерт во Дворце культуры нефтяников.

Все! И с этого дня все для меня закрутилось. Я репетировала песни с ВИА «Огни Урала», а потом была первая поездка в Актау на международный фестиваль, где участников было не сосчитать. Со всего Союза приехали народные ансамбли, от их выступления у меня дух захватывало. Хотя наши тоже были на высоте.

Пять лет назад я хотела найти истоки этого ансамбля, изучала материалы в областном архиве, но не нашла приказа о создании ансамбля. Все дороги вели к одному человеку – Дмитрию Семеновичу Арсентьеву. Еще в 1960 году он создал первый танцевальный коллектив при ДК нефтяников. В него вошли студенты педагогического института, учащиеся музыкального училища, молодежь с химзавода. Он возил свой коллектив в Алматы на республиканский фестиваль самодеятельного искусства Казахской ССР.

Арсентьев собрал коллектив на базе педагогического института в 1963 году, а спустя пять лет ансамбль был передан на баланс городского отдела культуры. У истоков создания творческого коллектива стояли секретарь горкома партии М. Габдусалимова, председатель исполкома А. Нысанбаев, начальник областного управления культуры Б. Елекеев, заместитель начальника областного управления культуры К. Ермуханов, директор ДК нефтяников К. Утегенов.

В архивах нашла интересный документ – постановление от 4 февраля 1970 года. «В целях оказания практической и методической помощи женскому ансамблю «Жайық қызы» создать художественный совет в составе 14 человек: Л.М. Куликова – заведующая городским отделом культуры, К. Утегенов – директор ДК нефтяников, Д. Арсентьев – худрук женского ансамбля…» – было написано там. Каково же было мое удивление, когда я увидела в списке худсовета поэтессу Фаризу Онгарсынову и заслуженную артистку КазССР Кунипу Имангалиеву. Подписано постановление было председателем Совета облуправления культуры Р. Нургалиевым. Эти люди составляли план и помогали создавать программу ансамбля. Меня поразило то, на каком высоком уровне все готовилось и утверждалось, создавалась программа.

Часто вспоминаю агитпоезд, организованный комсомольцами нашей области в 1983 году по Мангистауской области. В одном из вагонов был наш «Жайық қызы» и вместе с нами ехал Герой Советского Союза Кайыргали Исмагулов. Дедушка почти не выходил из купе. Мы, молодые и горячие, всю ночь шумели. Утром прибыли на станцию Шетпе, где устроили торжественную встречу нашего агитпоезда. Активисты зашли к нам в вагон, чтобы лично встретить Героя Советского Союза, расспрашивали у него, как он доехал, не мешали ли артисты отдыхать.

Мы сразу притихли и прислушались. Но Герой нас не выдал, сказав, что мы такие молодцы и вовсе не шумные. Этот момент я часто вспоминаю с улыбкой, когда проезжаю мимо могилы Кайыргали Исмагулова. И таких памятных поездок было очень много.

В каждом микрорайоне города была своя агитплощадка – скамейки и небольшая сцена. И практически каждый вечер там давались «живые» концерты.

Народный ансамбль песни и танца «Жайық қызы» просуществовал с 1963 по 2000 год на базе городского отдела культуры. С благодарностью хочется вспомнить тогдашнего начальника городского отдела культуры Светлану Васильевну Носкову. При ней творчество народного ансамбля процветало. Да и как иначе – замечательный коллектив, прекрасные культработники, которых знали в городской культурной среде, это Милана Карапетян, Людмила Пак, Любовь Тарабрина, Жанна Досымбаева, Людмила Веселова. Все клубы отчитывались в горотделе культуры, это клубы УЗКМН, строителей, железнодорожников, АНПЗ, нефтяников и другие культурные организации. Во всех клубах были свои ВИА, танцевальные группы, театральные коллективы.

Как уже говорила, первым художественным руководителем и создателем ансамбля был Дмитрий Семенович Арсентьев, которого в 1971 году наградили орденом Трудового Красного Знамени за заслуги в развитии казахского народного творчества. Репетитором постановок была Тамара Тарабрина, музыкальные руководители – братья Тюрины, Вячеслав и Олег.

Под руководством Арсентьева сотни молодых талантов прославляли народное искусство. В коллективе за все время существования было несколько балетмейстеров. После Арсентьева постановщиком танцев, хореографом ансамбля стала Елизарова Светлана Фаридовна, замечательная женщина, балетмейстер, преподаватель культпросветучилища, сейчас живет в Астрахани. Елизарову заменила ее ученица Гульнара Кустадинчева-Ганиева, сейчас она живет и работает в России. Моя лучшая подруга Жанар Досымбаева, которая сейчас живет в Норвегии, пришла в ансамбль танцовщицей. Хрупкая и грациозная, как лань, Жанар была солисткой ансамбля, 15 лет проработала в ансамбле хореографом и худруком.

Жанар Досымбаева передала коллектив Гульнаре Каракузовой, которая в нелегкие девяностые смогла удержать его. Но в 2000 году уже просто не было ни сил, ни средств, чтобы содержать ансамбль на таком высоком уровне. Гульнаре Каракузовой пришлось покинуть горкультуру. Солистки танцевального состава ушли вместе с ней и самостоятельно создали свой коллектив. Гульнара и сейчас успешный хореограф области, на данном этапе работает с детскими коллективами города.

В «Жайық қызы» все балетмейстеры, создавая новые танцы, строго сохраняли прежний репертуар, так как эти танцы были поставлены профессиональными постановщиками Казахстана и считаются наследием.

В одно время к нам в ансамбль был приглашен народный артист Казахской ССР Даурен Абиров – первый национальный профессиональный танцовщик и балетмейстер, основоположник казахского народно-сценического танца, режиссер-балетмейстер, главный балетмейстер Государственного академического театра оперы и балета имени Абая. Ансамбль в то время готовился к Дням культуры нашей области в Алма-Ате. К этому времени я уже окончила музыкальное училище и пришла в горкультуру как полноправный культработник. В городском отделе культуры я проработала на разных должностях с 1987 по 2001 год. А будучи в составе «Жайық қызы», помогала Абирову в работе с коллективом. Это был необычный и оригинальный человек. Его танцы сильно отличались от работы других постановщиков. У него был своеобразный неповторимый почерк. В его постановках «Праздничная сюита», «Кербездер», «Келіншек», «Алия» и в каждом другом танце был свой сюжет, характерность. Наблюдать за великим человеком в работе было очень увлекательно. Он смотрел на танцоров и на ходу менял постановки в зависимости от того, как они работают. Если танцор был слаб, он упрощал его движения. А если чувствовал, что танцор или танцовщица сильна, тогда только держись! Он так его «закручивал», что получался шедевр. И окружающие приходили в восторг.

Визиткой ансамбля была вокально-хореографическая сюита «Ақ ерке Ақжайық» на музыку Шамши Калдаякова и слова Толегена Айбергенова. Песню исполняла певица ансамбля Мунира Ижанова, которая пела «Гәкку» в кинофильме «Қыз Жібек». Это был массовый танец. Помню один сюжет, когда танцовщицы создавали волны Урала, а посередине реки были двое влюбленных. Рукава костюмов и подол были расшиты серебром в виде волн. Получилось очень живо и необычно.

Танцевальные постановки ансамбля отличались большой оригинальностью. Например, в средней части танца «Саржайлау» танцовщицами представлена медленная композиция под соло саксофона. Это был очень красивый и запоминающийся танец. В репертуаре были такие постановки, как «Рыбацкий», «Келіншек», «Татарский», «Арагонская охота», «Кербездер», «Саржайлау», «Көктем вальсі», «Русская хороводная» «Журавли», «Праздничная», «Алия», «Осетинский», «Казахская рапсодия», многие другие казахские национальные танцы и танцы народов мира.

Что отличало наш коллектив от других? Это, в первую очередь, тот факт, что танцевальные номера ансамбля проходили под живую игру инструментального ансамбля.

У народного ансамбля «Жайық қызы» были три составляющие. Это танцевальный коллектив, вокально-инструментальный ансамбль «Огни Урала», а также солисты – певцы и музыканты, «народники», инструменталисты и эстрадные певцы.

ВИА «Огни Урала», бессменным руководителем которого был Николай Кустадинчев, сопровождал «Жайық қызы» везде. Кустадинчев – это душа всего, что создавалось здесь, в ансамбле, музыкант от бога. Инструменталистами ансамбля были Мухтар Файзуллин, Жолдас Есембаев, Юрий Моисеев, Вартан Шклян, Владимир Замешаев, Вячеслав Ким. Бессменным и беззаветно преданным художественным руководителем в звездные годы коллектива был Файзуллин Мухтар Хабибрахманович. Человек, всю свою жизнь посвятивший музыке и конкретно нашему коллективу. Народный ансамбль имел собственную отдельную костюмерную, костюмершей была Соня Бекмаганбетова, очень требовательная, но всегда на позитиве. У нее все костюмы всегда были в порядке, и от нас она требовала такого же отношения.

В разные годы в ансамбле вокалистами были Абен Харесов, Владимир Лобиков, Жолдас Куспанов, Нариман Улкенбаев, Рахима Ибрагимова, дуэт Марии Абиловой и Айсулу Ескайыровой, певец с незаурядным голосом Карымсак Кульчиев, Талшын Нажимова, знаменитая Мунира Ижанова, Бибигуль Шеруенова, дуэт Жанабая Жайлашева и Марата Ордабаева, исполнительница народных песен Рая Латифуллина, Канат Жумагалиев, Сауле Тапакова, домбрист-кюйши Темирболат Нажимов, певец, лауреат всесоюзных конкурсов Виктор Маврин, дуэт Серика Бигамбаева и Рахата Сагенова, Халила Айсариева.

В разные годы танцевальный состав ансамбля менялся, на каждом промежутке был основной состав, который танцевал по несколько лет.

В 80-е годы, когда я пришла в ансамбль, блистали такие танцовщицы, как Гульнар Ганиева, Майя Байзулиева, Айман и Шолпан Карышевы, Сайра Сагындыкова, Ирина Марковская, Зауреш Адилгалиева, Сауле Жаскеленова, Наталья Насенкова, Алтынай Альмуханова, Жанар Досымбаева, Марина Зубарева, Света Кургамбаева, Марина Шындауылова, Галина Чуреева, солист, танцор Марат Касенов. Потом их уже заменили другие – Жанна Ильясова, Салтанат Бакиева, Айгуль Кенжегалиева, Жанна Шакибалиева, Клара Досмаганбетова, Бибигуль Байтенова, Анар Избасарова, Жанна Ихсанова, Елена Астахова, Салима Абитова, Рая Сартаева.

Им на смену пришли и блистали на сцене Молдир Елеуова, Айгуль Жайжан, Марта Наурызгалиева, Акмарал Шахова, Гулден Нажмеденова, Айман Кайдарова, Анар Нурмуханова, Акмарал Ибрагимова, Анаргуль Шакибаева, Жанар Демесинова, Эльмира Изгалиева, Кунсулу Кажкенова. К сожалению, я многих позабыла, в памяти сохранились лишь те, кто подольше задерживался в ансамбле.

Ансамбль «Жайық қызы», по сути, представлял собой художественную самодеятельность. Люди сюда приходили не за деньгами, а в свое свободное время после уроков, после работы они заполняли свой досуг, дружили, любили, росли вместе с этим творчеством. И многие из них уже не смогли расстаться со сценой и посвятили себя работе в сфере культуры. Мы прославляли свое искусство, жили этим, дышали. Мы готовы были работать и днем, и ночью, без устали, потому что любили свое дело, любили творить и созидать, дарить людям радость, чувства, эмоции. Все это потом в утроенном виде возвращалось обратно к нам. И культура нашей области была в те годы на самом подъеме.

Сейчас в регионе очень много танцевальных коллективов, но далеко не у всех есть колорит, свое лицо, свой почерк. Могу назвать танцевальный ансамбль «Інжу-Маржан» под руководством Гульвиры Туракбаевой и «Жем Аруы», руководит которым Магрипа Шагенбаева. Вот, в принципе, и все. Остальные перебиваются разношерстными костюмами, самопальными постановками или ставят плагиат. Мне жаль их. Их никто не понимает и им некому помочь. Руководители на всех уровнях должны понимать, что концерты без танцевальных номеров бывают скучными. Это большая проблема сейчас в нашей культуре. Очень много развелось непрофессиональных руководителей танцев, без образования, без практики. Я человек с большим опытом работы на сцене, очень внимательно наблюдаю за танцевальными группами города и районов. Думаю, что имею право на такую оценку, как режиссер, как человек, который двадцать лет не просто пел в «Жайық қызы», «варился» в такой среде, но пропитался такой атмосферой, и мне посчастливилось увидеть высокий уровень хореографического исполнительского искусства.

В наше время не потеряли популярность народные танцы, которые несут в себе национальный колорит, завораживают своей неповторимостью, дарят возможность познакомиться с самобытностью этнической культуры различных регионов и стран. Международные оргкомитеты хотят видеть у себя только национальные танцы, песни, инструменты. Народное творчество было и всегда будет востребовано. Очень жаль, что мы не смогли сохранить ансамбль, который отличался высоким профессионализмом и был настолько популярен.

СПРАВКА «ПК»

Москва, 1969 год. Выступление в Колонном зале дворца съездов. В 1970 году решением Министерства культуры КазССР присвоено звание «народный ансамбль». «Жайық қызы» – многократный лауреат республиканских конкурсов. 32 талантливые девушки прославили этот коллектив на весь Союз. Состав ансамбля был многонациональным: казахи, русские, татары, корейцы, немцы, болгары. К сожалению, фотоархив коллектива не сохранился. В 90-х годах в городской отдел культуры приезжала съемочная группа Алматинского телевидения и забрала весь фотоматериал, чтобы создать фильм. И снимки так и не вернули.

В 1971 году ансамбль стал лауреатом международного фестиваля в Югославии. Потом последовали концерты в Сербии, Черногории и других странах. В 1981 году состоялась поездка в Венгрию. В местных газетах освещали все 12 дней этой поездки «Жайық қызы», рассказывали о каждом концерте, в каких городах, в каком зале и как встречали коллектив. Ансамбль был участником первой телевизионной передачи «Алтыбақан».

Акмарал МАШИМОВА,

отличник культуры Республики Казахстан, главный режиссер областной филармонии имени Н. Жантурина,

солистка ансамбля «Жайық қызы» с 1981 по 2000 год,

фото из архива

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button