КультураНовостиОбщество

Неизведанное рядом

В предыдущих номерах газеты мы опубликовали данные о семи историчес­ких объектах, которые вошли в список республиканских объектов Сакральной географии. С этого номера мы начинаем ознакомление читателей с объектами, вошедшими в областной список после утверждения научного совета при областном историко-краеведческом музее.

Золотое захоронение

Расположено в Махамбетском районе, на возвышенности, в четырех километрах к востоку от села Ортакшыл. Было исследовано экспедиционной группой института «Казреставрация» в 1988-1989 годах под руководством ученого Серика Ажигалиева.

В захоронении есть около 200 примечательных традиционных построек, которые сконцентрированы в центральной и западной частях захоронения. Могила построена из сырого кирпича в распространенном в этой местности стиле «үйтам». В построении использованы деревянные бревна, тонкие жерди и толстые столбы для подпорок. Купол сверху подкреплен деревянными балками, как шанырак в юрте. Надгробия в захоронении имеют свои местные особенности, зависящие от масштаба и изготовления. Изготовленные в середине ХІХ века больше напоминают Мангистауский стиль. В захоронении встречаются очень редкие виды обтесывания камня. В качестве примера может служить необработанная каменная колонна, расположенная в западной части захоронения. Этот необычный символический памятник своим древним видом отражает идею о бесконечном столбе и похож на мощение Мангистау-Устюрт. По мнению исследователей, колонна подобна деревянному надгробию, которое стало камнем на могиле Абат-Байтак в Актюбинской области.

 По преданию, название «Золотое» происходит от имени женщины, погребенной здесь. Согласно легенде, у одного бая было 9 дочерей. Старшую дочь назвали Алтын. Девятого ребенка мечтали увидеть сыном, но снова родилась девочка, и огорченный отец называет младшую Катын. Алтын погибла здесь от рук разбойников. В основном в могиле захоронены представители ру Себек рода Бериш.

 Кете Ажибай

Расположен в 17 километрах к северо-востоку от города Кульсары.

Житель Жылыойского района Досмухан Илиясов пишет: «В 2004 году в захоронении Бакашы под руководством Капеса Ыбыраева был воздвигнут мавзолей Ажибай бию и Арал батыру, при местном спонсировании. В строительстве использован обожженый кирпич. Снаружи сооружение ограждено металлическим решетчатым забором длиной 1 метр. Высота – 7 метров, площадь — 7х8 метров. У мавзолея есть два купола.

Ажибай и Арал были известными личностями своего времени. Ажибай Болпашулы жил примерно в 1680-1790 годы. Он был последователем знаменитых биев Толе би, Казыбек би и Айтеке би. Конечно, в то время было достаточно знаменитых биев и батыров. Они тоже одинаково участвовали в управлении государственными делами. Но, тем не менее, в момент решения вопроса о будущем страны Ажибай би имел особенное влияние на ход событий и принятие российского подданства. Именно в этом секрет того, что в русских архивах можно часто встретить его имя. Сам А.И. Тевкелев всегда помнил о нем. Ажибай был очень мудрым, сдержанным, знавшим толк в политике.

 По мнению автора, он не последовал за биями, которые выс­тупали против Абулхаир хана и его решения о принятии российского подданства и хотели убить русского посла, разграбив свиту. Он всегда придерживался мирного и справедливого договора. Русский посол А.И. Тевкелев, уговорив многих казахских батыров и биев «Дать клятву» и поставить подпись под именами, отмечал, что они всегда искали повод остаться в стороне и не проявляли особого желания принимать подданство. Бии под предводительством Ажибая продумывают как бы не сгинуть под эгидой такого огромного государства, попавшись на его уловки. Иногда, делая вид, что поддерживают Абулхаир хана, одновременно следили за тем, чтобы условия договора были выгодны для казахов. Хотя имя Ажибая часто упоминается в русских архивах, похвалами и наградами его не потчевали, видимо потому, что он не потакал всем прихотям послов.

Ажибай би брал под свое покровительство осиротевшие семьи, кормильцы которых пали на поле боя. Молодых вдов выдавал замуж за ближайших братьев мужа, а добытое в походе в первую очередь велел отдавать им для воспитания малышей. Он был против насильственного применения аменгерства. Сироты того времени росли и получали воспитание у таких мудрецов, как Ажибай, их баловали и лелеяли.

В 1747 году Ажибай идет в царское посольство. Би уже давно думал о возвращении казахам земель между Едилем и Жайыком. Он добивается своей цели. Впервые все стада крупного рогатого скота Младшего жуза зимуют на плодородной земле между двумя реками в суровую зиму 1749 года. Начиная с зимы 1749 года, народ зимовал в устье реки Урал. Это способствовало быстрому становлению казахских скотоводов. Благодаря таким его зас­лугам Ажибай би был почитаем своим народом еще при жизни. Принято считать 1801 год временем перехода казахов Младшего жуза на ту сторону Урала, то есть в период правления царя Павла, приписывая это в заслугу Бокей хану. Однако Ажибай би впервые получил разрешение на перекочевку в 1749 году. В том году все поголовье скота рода Алшын успешно перезимовало в Нарын кумах и, целиком дойдя до Едиля, летом обогатилось. В те годы в Арке был сильный падеж скота, и многие баи остались ни с чем. Согласно поверьям, тогда Алшыны передали своим Аркинским сородичям в качестве поддержки большие стада лошадей, верблюдов и баранов.

Согласно историческим фактам, Ажибай прожил 110 лет и был похоронен в захоронении Бакашы, расположенном на берегу реки Жем рядом со своим братом Аралом.

Материал подготовлен сов­местно с областным историко-краеведческим музеем.

 

 Продолжение следует

Гульжан ЕЛЕШЕВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button