Атырауские школьники предлагают пересаживаться на электромобили, чтобы не загрязнять атмосферу
Учащийся Атырауской средней школы №22 им. Алии Молдагуловой написал научно-исследовательский проект «Автомобили и окружающая среда города», с которым занял I место в областном конкурсе научных проектов «Зерде» в 2022 году в секции «экология». Как говорит руководитель проекта – учитель географии высшей категории Маргарита Закарьяева, именно сейчас, когда страна обсуждает важность возведения АЭС в Казахстане, проект ее ученика, пожалуй, представляет еще больший интерес.
Вячеслав Тулин написал исследование по теме «Автомобили и окружающая среда Атырау». «Про окружающую среду в Атырау в интервью областной газете известный академик Муфтах Диаров говорил так: «Уровень загрязненности атмосферы часто превышает в 10 раз уровень ПДК! В Атырау на одного человека в среднем приходится две машины (интервью Диаров дал в 2016-м. Поэтому сейчас цифра, уверен, больше). Если бы не было построено пяти мостов, мы бы вообще задохнулись. А ведь в выхлопных газах – до 200 химических соединений!». Действительно, пишет в своей работе Вячеслав, как сказал академик Диаров, есть один важный аспект, из-за которого воздух в нашей стране всё хуже: в Казахстане с каждым годом увеличивается количество автомобилей, которые выбрасывают окись углерода и свинца в окружающую среду. Водители заправляют их некачественным топливом, а также пренебрегают использованием очистительных фильтров для выхлопа.
Школьник приводит слова экспертов: чтобы наладить состояние окружающей среды, необходимо изменить фундамент экономики, вместо угля, нефти и газа найти альтернативные источники энергии, особенно возобновляемые. Ведь с каждым днем в Казахстане мегаполисы разрастаются всё сильнее, люди живут постоянно в смоге, созданном беспрерывным потоком автомобилей и работой предприятий.
Юный исследователь приводит слова лидера Атырауского экологического НПО «Глобус» Галины Черновой, которая говорит, что опыт Австрии и Голландии показывает: вполне можно обходиться велосипедами и самокатами для взрослых!
«Далее альтернативный вид транспорта – те же троллейбусы! Затея с троллейбусами у нас, в Атырау, с треском провалилась из-за жадных чиновников», – говорит школьнику-исследователю Чернова.
Ученик нашел слова одного из бывших акимов города Сагата Тугельбаева, сказанные в интервью «Прикаспийской коммуне». «Проект был хороший, – говорит Сагат Тугельбаев – глава Атырауской областной администрации в 1990-х. – Экологически чистый, предполагалось, что этот транспорт будет с собственной электростанцией. Концепция была такая: с одного конца города троллейбусы ходили в другой. Соглашалось на софинансирование проекта и ТОО «ТШО»…» Как говорят старожилы, идея с продолжением троллейбусов в Атырау не понравилась наверху.
Школьник напомнил в своем исследовании, что несколько лет назад в Атырау собирались пускать электроавтобусы – в плане эксперимента. Об этом депутат городского маслихата Азамат Асылбеков поведал в беседе с «Прикаспийской коммуной» в 2021 году: «Электробусы – наиболее чистый вид транспорта, но у них свои издержки. И одна из таких – обслуживание». А. Асылбеков поделился со школьником своим опытом, рассказав, что в Абердине – городе-побратиме Атырау, нефтяной столице Великобритании, и который находится возле моря, тоже ветра. «Есть исследование ПРООН, доказывающее наши постоянные ветра. Сейчас строится электроветростанция в Макатском районе. У таких станций есть интересная особенность: днём подают электричество, а ночью, когда электроснабжение прекращается, ветрогенераторы не перестают вырабатывать электричество. Абердинцы решили воспользоваться тем, что днём ветрогенераторы вырабатывают электричество, а ночью водород, и запустили водородные автобусы. Это – прорывная технология, при которой, в отличие от электробусов, заряжаемых аккумуляторами, двигатели работают на водородных топливных элементах и выделяют только чистую воду, имеют гораздо больший запас хода. Но водород очень энергозатратный. И есть большой интерес, как использовать электроветростанцию в Атырау», – приводит слова Асылбекова школьник.
Вывод проекта Вячеслава – пользоваться электромобилями, но для этого необходимы специальные АЗС-«электрозарядки». Либо пересаживаться на велосипеды, а еще озеленять Атырау – в итоге воздух должен быть намного чище.
Надежда ШИЛЬМАН