«Собирайтесь на картошку! Собирайтесь в стройотряд!». Эти словосочетания поначалу были вовсе не желанными во времена наших дедушек, мам, тёть. Ехать? В район? В такой холод?! Но сейчас те осенние деньки они вспоминают с такой ностальгией!
Из рассказов старожилов можно понять, как в прошлом веке плодоносила Гурьевская область, и как были дружны жители нашего региона, как они были патриотичны.
А я вспоминаю овощные павильоны в Гурьеве, которые всегда были полны овощей, бахчи, и всегда от этих павильонов специфично пахло. Это вам не нынешний базар и супермаркет: картошка, лук были всегда в земле, грязные – студенты и школьники накопают в поле овощей, а кто их очищать будет? Зато какие были вкусные!
– Впервые от пединститута нас отправили на уборку сена в 1972 году, – вспоминает жительница Маргарита Сонина. – В этом же году ездили в Сарытогай собирать яблоки. Было очень весело. А в сентябре уже следующего года нас направили на Опытное поле (Махамбетский район. – Авт.) – на картошку, на один день. Во второй половине сентября того же года собрали добровольно-принудительную команду из 20 человек и повезли в степь. Кстати, на бортовой машине.
В домике чабана
М. Сонина делится воспоминаниями, что в степи была работа в стройотряде. Поселили их в домике чабана, который состоял из двух половин: в одной жили девушки, в другой – ребята. Электричества не было, вечера коротали при керосиновой лампе.
– Печку топили, на ней же готовили еду. Дежурили по очереди. Дрова, воду приносили наши юноши. Основные работы – ремонт кошар. Дыры в стенах заделывали камышитовыми матами (если были очень большие) и обмазывали смесью глины с соломой, – говорит Маргарита Сонина. – Было уже довольно холодно, и чтобы мы не замерзали, нам сварили (из железа) корыта, в которых мы потом подогревали воду, вот тогда стало теплее. Мы делали замазку. В помощь нам выделяли двух ребят, которые нас обеспечивали горячей водой и глиной с соломой. Основная группа парней работала на уборке навоза из кошар. И нам, девчонкам, тоже довелось там потрудиться.
Еще мы штукатурили, белили домики чабанов. Так работали больше месяца. Было очень весело, мы пели песни, жили дружно. Потом на следующий год еще раз съездили на ремонт кошар, желающих стало тогда больше: нам ведь еще платили, выходил неплохой заработок.
Маргарита Сонина говорит, что сейчас, по истечении 40 лет, вспоминается от этих «картошек» и стройотрядов только хорошее.
«Арбузно-картошечные» времена
Еще одна жительница нашего края Татьяна Каткова признается, что старшеклассники с удовольствием отправлялись на картошку: ведь можно было пропускать уроки!
– Тогда ездили все, по-моему, начиная класса с седьмого уже посылали на картошку/арбузы. Сама я конкретно попадала то на лук, то на арбузы. Нас подвозили к полям и по пять-семь человек забирали с машины. Ездили мы в обычных грузовиках, открытых, а иногда прикрытых брезентом, в которых стояли скамейки, и все там усаживались. Обычно с нами следовал представитель с поля и непременно наш классный руководитель. Нашему 8 «А» в основном везло: мы попадали либо на арбузы, либо на лук. Почему везло: бахчевые и лук все-таки полегче и не так грязно.
Т. Каткова говорит, что в «арбузно-картошечные» времена, будучи школьниками, они и работали, и дурачились.
«Все не опишешь, как это было хорошо. А когда наступало время обеда, мы прямо на поле стелили клеенку и накрывали дастархан. Эх, на нашем импровизированном столе чего только не было! Наши мамы на картошку-то нас собирали так, будто мы ехали на неделю: рыба красная, яйца, колбаса копченая, котлеты, пирожки, куры, а сколько было печеного – да, да, родители клали нам в рюкзаки все самое лучшее и вкусное! Ну, и, конечно, сама картошка была жареная или печеная. Были на дастархане и арбузы – на каком бы поле ни работали, пацаны все равно их «добывали». Иногда некоторые хозяева полей нас кормили, но мне больше нравилось, когда ели свое. Вообще, там у нас была свобода: от школы, от домашнего надзора. По вечерам на картошке звучали песни под гитару, мы шутили, мы влюблялись, а как же?!».
А когда уезжали с поля, то за труд полагалась своеобразная премия: если ты работал «на арбузах», мог домой взять с собой одного «полосатого», причем, любой, какой унесешь, или же разрешалось взять сетку лука. Мальчишки же изо всех сил старались набрать побольше, чем девчонки, но и те не отставали.
– «На картошке» нормы как таковой не было. Были хозяева добрые и не очень, но мы старались работать на совесть, – вспоминает Татьяна Каткова.
«Жалгансай нас ждал»
А Сания Тумина вспоминает, как ездили на картошку в Жалгансай. Как жили в здании старой школы, как ели перловку и как умывались по утрам ледяной водой. Но сейчас, если бы предложили что-то изменить в ее жизни, она бы не удаляла эти самые поездки на картошку.
– Мы жили в старой школе, спали на нарах, сколоченных вдоль стен. Нас кормили перловкой, спасибо родителям, которые прямо к нам на поле приезжали, не ленились, привозили продукты. Мамы не жалели для нашего молодого и растущего организма тушенки, сгущенки, яблок, даже дефицитное по тем временам яблочное пюре привози- ли. А работники поля нам привозили к чаю повидло в здоровых железных банках.
Работали мы на картошке на протяжении месяца, а то и больше. Бани там не было, поначалу ходили купаться на Урал (благо еще было не столь холодно, стоял сентябрь месяц). Утром встаешь еле-еле, вода холодная (кстати, девочек отдельно от мальчиков селили). Но когда наступил октябрь, родители, прознав про купания в речке, вмешались, и нам устраивали банные дни в близлежащем районе.
Сания делится: на картошке и трудно было, и весело. Норму им определили в десять мешков в день.
– Для нас, домашних девочек, эти сельхозработы были шоком. Хотя 24 часа с подружками – это класс! И все же мы старались! Пальцы до крови! Но норму выполняли. Сейчас вам открою секрет: чтобы быстрее набрать мешков, мы туда кидали куски глины! (смеется). Когда норму выполняли, отдыхали.
Сания вспоминает с улыбкой, как местные джигиты по вечерам с домброй под окнами пели. Романтика.
– А еще любили, когда в Жалгансае шли дожди: тогда не на картошку, а на помидоры или арбузы нас посылали.
Сейчас в альбоме гурьевчан-атыраусцев фотоснимки с сельхозработ являются просто реликвией, а дети и внуки наших героев и всех тех, кто когда-то ездил на картошку и в стройотряд, спрашивают удивленно: «И тебе было интересно?!» Сания Тумина утверждает: именно на сельхозработах сплотились группы, и так потом и дружили до окончания института. А Татьяна Каткова говорит: «Впечатлений было много, картошки и лука – тоже, и нынешней молодежи это всё тоже надо прочувствовать!»
Надежда ШИЛЬМАН