С Кайратом и его семьей нас свело одно редакционное задание. 49-летний мужчина, воспитывающий в одиночку четверых детей, многие годы скитался по съемным квартирам. И один меценат, прознав о его судьбе, подарил им дом. (ПК №51 от 26.06.2018 г.)
Кайрат Алипанов на протяжении 10 лет является для своих детей и папой, и мамой, но отцом-одиночкой по закону его назвать нельзя: юридически он женат, и мать у детей все же есть. К сожалению, супруга, как попрыгунья-стрекоза в басне Крылова, ветренна и легкомысленна, любит погулять. Пропадет на день, два и опять возвращается как ни в чем не бывало. Поживет дней 10-15 и снова бросает мужа и детей. После рождения третьего ребенка, когда мальчишке исполнилось 2 года, она стала пропадать систематически и продолжительно: по 2 недели и даже по полгода.
– Поначалу я ее искал, – рассказывает нам мужчина, – вдруг что случилось, но от ее родственников слышал, что ее видели с подругами и другими мужчинами. Потом она возвращалась вновь, и жизнь вроде бы налаживалась. Так длилось на протяжении 6-7 лет. Кайрат прощал ее похождения ради детей и верил: авось успокоится, молодая еще (разница в возрасте 10 лет), наивно надеясь на ее сознательность. Между ее «вешними днями по друзьям» родили еще одного сына. Но, несмотря на рождение четвертого ребенка, в один из дней мать ушла совсем. На тот момент старшей дочери было 12 лет, младшему – год.
Без тыла
Вспоминая о начале своей семейной жизни, Кайрат рассказал, что познакомился со своей женой у товарища, той было всего 20 лет. От него же узнал, что тихая скромная на вид девушка проводит все свое время на улице: матери нет, отец беспробудно пьет. Кайрат, рано потерявший родителей и выросший в интернате, пожалел ее. Знал, каково это жить без родительского тепла. Надеялся, что создадут семью, вместе жить двум одиноким людям легче. Поначалу все так и было: с интервалом в два года родились две дочки, потом на свет появились сыновья. Мужчина признается: денег не хватало, своего жилья не было, жили на съемных квартирах. Кайрат все время работал, помогал по хозяйству как мог, молодую жену не обижал, даже тогда, когда она начала пропадать.
– Когда жена ушла совсем, стало еще тяжелее, – признается мужчина. – Мать – есть мать. Пацаны были еще совсем маленькими, старшие девчонки учились в школе. Кайрат, имея профессию строителя-каменщика и водительские права категории «В», «С», вынужден работать в детском саду дворником, чтобы быть рядом с детьми. На свою мизерную зарплату в 50-60 тысяч тенге мужчина умудрялся половину отдавать за маленькую комнатушку в съемной времянке, сам обустраивал ее, строил печку, проводил водопровод, чтобы дети не мерзли и зимой не таскали воду с улицы. А однажды их и вовсе затопило, и им две недели пришлось ютиться в школе №2, пока он не нашел другое жилье. Вот так и мыкались. Теперь у Кайрата и его детей есть собственный дом, большой двор и все, что необходимо для нормальной жизни. Коллеги и меценаты на новоселье подарили многодетной семье мягкий уголок, холодильник, кухонную утварь, постельные принадлежности. Старшие дочери – им сейчас 17 и 15 лет –поступили в колледж, старший сын в этом году пошел в 1 класс, а за 4-летним малышом присматривают соседи или родственники. Жизнь налаживается, стало намного легче. И тут на днях появилась мать, жена Кайрата…
Простить, принять
– Две недели назад она пришла навестить детей, – говорит мужчина. – Мать все-таки. Старшая дочь, укоряя мать, все время спрашивает, где она была, первоклассник все время ходит за папой, к маме идти вообще не хочет, отвык. И только кенже бала не скрывает, что скучает по маме. Мы спросили у Кайрата: «Примет ли он свою жену, если та захочет вернуться снова?» и по глазам поняли: примет. Он ждет, что мать наконец-то одумается и пообещает, что больше никогда их не бросит. Повинится, попросит прощения. Нет, не у него, у своих детей.
– Я готов дать ей еще один шанс, – говорит Кайрат. – Ради них, – кивает он в сторону ребят. И признался, что не спит ночами, думая о детях. Чтобы у них была нормальная семья, в доме пахло мамиными бауырсаками, и чтобы мама всегда была рядом. Но женщина назад в семью не просится…
Скромный, простой работяга, ничего не требующий от жизни, все еще любящий мать своих детей, готов даже поступиться своими мужскими принципами. О себе думать ему некогда, он даже уставать себе не позволяет, а тем более жалеть. Но задуматься все же есть над чем.
Папа может…
«Получить статус «отца-одиночки» может исключительно одинокий отец, когда мать ребенка лишили в законном порядке родительских прав, признали как недееспособную, либо если она умерла, или считается пропавшей без вести», – читаем мы на просторах Интернета. В случае с Кайратом все эти пункты не работают. Пособий он тоже никаких не получает. Кроме того, мужчина боится подавать на развод. Мать, не лишенная родительских прав, может забрать детей и претендовать на половину имущества. К тому же законная жена сейчас не имеет постоянной работы, жилья у нее тоже нет, да и годы идут: ей уже 39. Мы решили помочь многодетному отцу и прояснить ситуацию.
– Несмотря на то, что юридически Кайрат состоит в законном браке, получать пособия он все-таки может как многодетная и малообеспеченная семья, – говорит нам заместитель руководителя управления координации занятости и социальных программ Улукбек Тналиев. – Для таких семей существует адресная социальная помощь, если среднедушевой доход не превышает черту бедности семьи (14 тысяч 142 тенге на человека), а также на получение единовременной материальной помощи. Ему с документами нужно обратиться в городской отдел занятости, – советует госслужащий.
Что касается бракоразводного процесса, то адвокат Николай Шильман проконсультировал нас – у Кайрата есть все шансы, чтобы дети остались жить с ним.
– Если мать фактически не участвует в воспитании своих детей, не поддерживает их материально, то органы опеки при разводе все эти моменты будут учитывать, – говорит адвокат. – К тому же будут брать во внимание жилищные и материальные условия для воспитания детей. А если супруги добровольно договорятся между собой, с кем останутся дети, то это упростит данную процедуру.
Теперь что касается раздела имущества, то есть подаренного дома. По словам адвоката, то и здесь Кайрату опасаться нечего.
– Жилье, полученное одним из супругов по договору дарения, будет считаться только его личной собственностью. Оно не подлежит разделению с другим супругом при разводе, – консультирует адвокат.
Все полученные сведения мы донесем до Кайрата Алипанова и подскажем, какие документы ему необходимо собрать и куда обратиться. А пока…
Кайрат и его дети не хотят «рубить концы», а ждут, что мама все же вернется к ним, ведь сейчас у них есть все условия для полноценной семейной жизни. Не хватает только женской ласки и материнского тепла, в котором они все так нуждаются.
От редакции. Затрагивая тему одиноких отцов, хотелось бы еще отметить, что быть отцом-одиночкой труднее, чем матерью-одиночкой. Если для последних в стране созданы различные реабилитационные центры психологической, юридической помощи, и они защищены государством, то официальных данных о количестве одиноких отцов в Казахстане нет. Более того, в законе нет такого выражения, как «отец-одиночка». По этому поводу независимый эксперт по вопросам гендерной экономики РК, кандидат экономических наук Алия Ильясова в телефонном разговоре с нами сказала, что, к сожалению, у нас до сих пор остались патриархальные стереотипы о том, что уходом за ребенком и его воспитанием должна заниматься женщина.
– Поэтому гендерная асимметричность в этом вопросе есть, и на практике льготами, связанными с семейными обязанностями, в основном пользуются только женщины, – говорит эксперт. По ее словам, в «Концепции семейной и гендерной политики в Республике Казахстан до 2030 года» среди актуальных вопросов в сфере семейной политики отмечено, что «мужчины, воспитывающие детей в одиночку, до настоящего времени не имеют тех же прав, которые есть у женщин в аналогичных ситуациях. В процессе обеспечения равных возможностей мужчин и женщин сказывается наличие в обществе стойких стереотипов в отношении социальных ролей мужчин и женщин». Но, учитывая тенденцию увеличения одиноких отцов, в документе в разделе Стратегии реализации семейной политики обозначено, что «С привлечением всех заинтересованных сторон будет разработана модель компетенций родителей, в том числе родителей-одиночек. И институт отцовства, обеспечение равных условий для реализации прав отцов, воспитывающих детей, будет усилен».
Анжелика КИМ