КОГДА ДУША ПОЕТ…
Разве можно представить празднование Наурыза без музыки? Впрочем, как и любое торжество. На каких же музыкальных инструментах играли в древности? В ходе нашего импровизированного телефонного опроса многие горожане вспомнили только домбру, кобыз, кое-кто жетиген и еще меньше — саз сырнай. Хотя в настоящее время известно уже более 20 видов казахских музыкальных инструментов, о которых мы решили рассказать более подробно. Их использовали как при кочевке, так и на охоте, во время выпаса скота и в других жизненных ситуациях. Специалисты условно разделили инструменты на пять основных групп.
Если в какой-либо семье сохранился какой-либо из этих инструментов, и кто-то из членов семьи до сих пор играет на нем, мы будем рады рассказать об этом на страницах нашей газеты. Сегодня мы расскажем о струнных и духовых казахских музыкальных инструментах.
СТРУННЫЕ КАЗАХСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Домбра — самый любимый и самый распространенный щипковый казахский музыкальный инструмент, изготовленный из цельного дерева, чаще всего двухструнный. Существуют два приема игры на домбре — путем удара по струнам всеми пальцами рук и пощипыванием струн. В руках опытного исполнителя домбра способна передать все оттенки состояния души и переживаний человека. Неслучайно свое мудрое решение бии озвучивали, взяв в руки домбру. Влюбленные юноши в звуках домбры видели лучезарность красавиц и слышали перезвон кос-алки — серег и шолпы, вплетенных в косы любимых.
Адырна — древнейший многострунный щипковый казахский музыкальный инструмент. Своим видом напоминает боевой лук. Способ игры на инструменте напоминает игру на арфе. Корпус у этого щипкового инструмента пустотелый, поверх корпуса натягивается специально выделанная кожа. Сначала из дерева вырубается или собирается дека, наконечник. На нем делаются ушки и закрепляются струны. Во время игры инструмент кладется на колени. Звук из него извлекается посредством перебора струн. На адырну натягиваются струны, сделанные из верблюжьей шерсти или сухожилий. Длина инструмента — 48-50 см, толщина — 8-10 см. Сейчас на ней играют различные национальные мелодии и небольшие кюи.
Кобыз — древний казахский смычковый, струнный музыкальный инструмент, изготовленный из цельного дерева и имеющий форму ковша. Наши предки верили, что на звуки кобыза, имитирующего голоса зверей и птиц, слетаются аруахи — духи предков. А сотворил кобыз, по преданиям казахов, известный жырау-сказитель, покровитель поэтов и музыкантов, баксы Коркыт-ата.
Жетиген — казахский музыкальный инструмент, имеющий вытянутый прямоугольный деревянный корпус с семью струнами из конского волоса. Жетиген напоминает гусли. История его связана с древней легендой о старике, потерявшем в джут семерых сыновей. Убитый горем старец выдолбил кусок иссохшего дерева, натянул на него струну и исполнил свой первый кюй «Карагым» («Родной мой»). Затем последовали новые кюи — послесмертные посвящения другим сыновьям. С созданием каждого нового кюя на инструмент натягивалась новая струна. Семь сыновей, семь струн, семь кюев… Эти импровизированные мелодии дошли до нас в форме инструментальных пьес-кюев под общим названием «Жетигеннын жетеуы» («Семь кюев жетигена»). В настоящее время жетиген используется как солирующий и аккомпанирующий инструмент в народных оркестрах и ансамблях.
Шертер — древнеказахский и древнетюркский струнный щипковый инструмент. На нем играли так же, как и на домбре, но при этом шертер был намного меньше домбры — он имел короткий гриф без ладов и отличался более сильным звучанием. Внешне шертер напоминал кобыз, его также изготовляли из цельного куска древесины, придавали ему изогнутую форму, а корпус обтягивали кожей, натягивая две струны из конского волоса. Как правило, инструмент имел лишь один колок, поэтому обе струны продевали сквозь головку, а затем одну из них закрепляли к колку, а другую — прямо к головке.
ДУХОВЫЕ КАЗАХСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Керней — старинный духовой казахский музыкальный инструмент, поддерживающий боевой дух воинов во время сражений.
Камышовые и роговые сырнаи (кос сырнай, камыс сырнай) использовались в пастушьем быте. Игра на этих казахских музыкальных инструментах поднимала настроение одинокому пастуху, шедшему за стадом.
Сыбызгы — широко распространенный казахский музыкальный инструмент в народном быту. Изготавливался из камыша, дерева, реже из металла, в виде двух деревянных желобков, скрепляемых нитью полыми сторонами.
Саз сырнай — старинный духовой казахский музыкальный инструмент. В 1971 г. при раскопках сожженного в XIII в. древнего города Отрар был найден «предмет величиной с гусиное яйцо с двумя отверстиями по бокам». Это был саз сырнай. Сегодня его тембр — мягкий и теплый, способный передать радость и печаль, пение птиц и завывание степного ветра, стал одним из символов исконно национального искусства. Заслуга возрождения саз сырная, как и других древних казахских инструментов, принадлежит Болату Сарыбаеву — исследователю и собирателю казахских музыкальных инструментов, профессору, преподавателю Государственной Казахской консерватории им. Курмангазы.
Узкирик — духовой казахский музыкальный инструмент типа свирели в форме парящей птицы, родственный саз сырнаю. Изготавливался из глины. Звук узкирика похож на звук ветра, отсюда и его название («узкирик» значит «свист ветра»). Аналогичный узкирику инструмент, гораздо меньший по размерам, сохранился у башкир. Инструменты, близкие саз сырнаю и узкирику в виде детской игрушки, свистульки существуют у тюркских народов Поволжья. В охотничьей практике казахов, проживающих в Монголии, узкирик выполняет прикладную функцию. Его свистящий звук служит на охоте манком при ловле лис.
Гульжан ЕЛЕШЕВА