Культура

И у театра есть музей

Академический Казахский драматический театр имени Махамбета – один из первых, созданных в Казахстане, и всегда был и остается центром творческого притяжения казахстанской публики. Он воспитал замечательных личностей, имена которых золотыми буквами вписаны в историю казахского театрального искусства, а актеры всегда гастролировали по многим уголкам мира и дарили свое творчество истинным театралам.

Как рассказывает главный художник театра Темирбек Мухтаров, официально театр был открыт 5 марта 1938 года на основании решения Наркомата. Но становление Гурьевского театра началось немного раньше, а толчком этому стало постановление «О мерах по развитию национального искусства», принятое в 1933 году. И как следствие необходимость организации театральных коллективов и студий во всех областях республики. В 1935 году в Гурьеве был сдан в эксплуатацию красивый и большой ДК нефтяников им. Д. Нурпеисовой. Это дало значительный импульс культурной жизни города. Там регулярно начинают работать два драмкружка и несколько секций. По историческим данным, за два летних месяца 1936 года здесь состоялось 60 спектаклей и 22 творческих вечера. Это свидетельствует о сильной тяге людей того времени к духовному искусству и яркой жизни. В то время на базе драмкружка в «Эмбамунай» была организована театральная студия, а в 1937 году она начала работать официально, собрав передовых самодеятельных артистов из других кружков. В том же году в Гурьев на гастроли из Уральского театра приехал народный артист Казахской ССР Жумат Шанин. Особое впечатление на зрителей произвели высокопрофессиональные спектакли «Амангельды», «Айман — Шолпан», «Платон Кречет», поставленные Уральским театром под руководством Ж. Шанина в Гурьеве во время этого визита. В ходе этой поездки народный режиссер Жумат Шанин встретился с талантливыми артистами Гурьевской театральной студии, провел мастер-класс, проверил их актерское мастерство и дал советы. Об этом позже в интервью рассказывал народный художник КазССР Куат Толеков: «Жумат Шанин встретил нас и увидел наше искусство во время своего визита в Гурьев. Я прочитал «Амангельды» и отрывок из «Аркалык батыра» и получил хорошие оценки. Самое главное, что я запомнил — это совет режиссера о том, что театр — это работа, много работы, и человеку, который хочет стать актером, нужно постоянно совершенствоваться и укрепляться». Руководил этой студией, которую посещали двадцать два человека, Шафхат Гатаулин, учившийся в то время на режиссерском факультете Московского театрального института.

Все эти данные собраны как экспонаты музея на втором этаже театра.

Первыми актерами театральной студии, созданной при клубе «Нефтяник», стали Курмангали Догалаков, Куат ­Толеков, Онай Жаксыбаев, Абиль ­Кизатов, Айтжан Эсенбаев, первые актрисы Шаштыкыз Жумабаева, ­Казыла Куспанова, Кайыржан Имашев, Мендеш Есенбаев, Балым Эсенбаева, ­Марияш Торалиева, Габдолла Отеулиев. К. Имашев и М. Есенбаев в числе первых погибли на войне. В те годы к Гурьевскому театру присоединился расформированный областной казахский драматический театр г. Кызылжар, сейчас это Петропавловск. Художественным руководителем Гурьевского театра назначается главный режиссер Карагандинского театра А.И. Сусанов-Саянский.

 Большую помощь первой театральной студии оказал московский театр «Нефтяник», проводивший в тот год зимний сезон в Гурьеве. Директор этого театра Троицкий проводил в студии занятия по актерскому мастерству и технике сценической речи, ставил спектакли «Ночные раскаты» М. Ауэзова и «Мятеж» Д. Фурманова. Позднее эти спектакли вой­дут в историю как первые постановки репертуара театра.

i u teatra est muzej

И вот, 9 мая 1938 года первый профессиональный занавес сцены был открыт для городской публики постановкой Мухтара Ауэзова «Ночные раскаты», затем со спектаклями «Амангельды» ­Г. Мусрепова, «Айман — Шолпан» М. Ауэзова, «Ревизор» Н. Гоголя. Началась Великая Отечественная война, и все мужчины труппы уходят на войну. Однако женщины в труппе продолжили работать без остановки. Они были разделены на три бригады по 25 человек во главе с Зарипой Сулейменовой, Алмой Ахметовой и Жамилей Ибрагимовой.

— В последние годы войны, в целях повышения качества театрально-драматического искусства в регионе и увеличения творческих возможностей, в 1948 году к Гурьевскому театру был присоединен Казахский театр музыкальной комедии города Уральска, — рассказывает Т. Мухтаров. — Коллектив театра добился значительных успехов в результате многократного обучения с целью повышения своего мастерства. Постановки «Абай», «Үйлену», «Амангелді», «Асауға тұсау», «Әке үкімі», «Ыбырай Алтынсарин», поставленные в 1950-1960-х гг., немало способствовали овладению актерским мастерством. С этих лет на сцене ставятся музыкальные драмы и оперетты. В 1957 году на первом республиканском конкурсе «Театральная весна», проходившем в Алматы, спектакль ­«Ботагоз» выпускника Ташкентского театрального института Сабита Муканова, главного режиссера театра Турара Дуйсебаева получил премию Министерства культуры Казахской ССР.

В 1969 году театру было присвоено имя великого поэта, народного героя Махамбета Утемисова, а в 1960-х и 1970-х годах становится известным на всю страну художественным коллективом. С момента открытия театра поставлено более трехсот произведений казахской национальной драматургии и зарубежной классики. Это постановки Б. Коркытова «Благородные люди», Ш. Айтматова «Джамиля», «Махамбет» Г. Сланова, «Солдат из Казахстана» Г. Мусрепова и другие спектакли, которые отличаются глубоким содержанием, особой значимостью и духовной ценностью.

Все данные этой истории бережно хранятся на полках нового музея, где есть немало официальных документов.

В 1951-1952 годах театр возглавил Аскар Токпанов, основоположник первой казахской школы профессиональных режиссеров, педагог советского и казахского театра, народный артист, известный режиссер, основатель сектора искусствоведения в Академии наук Казахстана. И как следствие в 1963 году театр стал лауреатом республиканского фестиваля «Театр и современность».

В 1980 году награжден Почетной грамотой Верховного Совета Казахской ССР. В 1984 году на республиканском конкурсе театральных коллективов Гурьевский театр второй раз был удостоен звания лауреата.

Период, когда Гурьевский театр объезжал Казахстан, заслуженный артист Казахстана Толеген Жангельдиев описывает так:

— В те годы, когда мы учились, будь то в художественной академии, будь то в театре вообще, мы все слышали, что после Алматы по всему Казахстану именно Гурьевский театр был на втором месте. Все мы мечтали после получения диплома поехать в Гурьев. Мы пришли сюда с этой мечтой.

Актеры театра разных лет Куат Толеков, Алма Ахметова, Жупар Манапова, Зарипа Сулейменова удостоены званий народных артистов Казахстана. Шопан Карибаев, Амантай Султангалиев, Гульнар Жакыпова, Серик Дузбаев, Толеген Куанышев, Сакибай Карабалин будут удостоены званий заслуженных артистов Казахстана.

Работавшие бок о бок с ними Жамила Ибрагимова, Адиет Айткалиев, Тажия Хасенов, Хамит Болатов, Шафхат Абуулы, Каиржан Махмутов, Манатбек Мырзаханов стали настоящими театральными артистами. В тандеме с ними работали режиссеры Ш. Гатаулин, А.И. Сусанов-Саянский, Я. Ибрагимова, К. Байкенова, А. Есенбаев, Н. Платонов, К. Догалаков, У. Игиликов, Н.Л. Леготин, А. Токпанов, Ш. Оразгалиев, Ю. Иманкулов, Т. Ергалиев, Н.В. Молчанов, Т. Дуйсебаев, Б. Омаров, А. Мамбетов, Мэн Дон-Ук, Ш. Зулкашев, Ш. Карибаев, С. Карабалин, Т. Ахмет, А. Ихсанов, с труппой театра работали профессиональные режиссеры. Среди этих режиссеров с особым уважением и особо стоит отметить заслуженного артиста Казахстана Чапая Зулкашева.

В 1975 году театр переехал в полностью оборудованное современное здание. В церемонии открытия театра принял участие первый секретарь ЦК Коммунистической партии Казахстана Динмухамед Ахметулы Конаев. В то время первым секретарем Гурьевского обкома партии был политический и государственный деятель КазССР Саламат Мукашев. В советское время в некоторых городах были построены театры с точными копиями. Это грамотно спроектированное архитектурное сооружение для профессиональных театров с вращающимся в двух направлениях сценическим полом и 630 зрительскими местами не только расширило творческие возможности художественного коллектива, но и открыло путь для культурного и духовного развития страны.

В 1994 году театральная труппа благодаря своему творческому мастерству стала победителем театрального конкурса, посвященного 100-летию со дня рождения С. Сейфуллина в республиканском городе Жезказган.

 Там спектакль К. Мырза Али «Жаралы жолбарыс» занял первое место, а артист Толеген Куанышев, сыгравший образ Баймагамбета, был удостоен звания «Заслуженный артист Казахстана», режиссер-постановщик Чопан Карибаев был назван «Лауреатом премии имени Махамбета». Сцену этого спектакля создал профессиональный сценограф, педагог, заслуженный деятель Казахстана Орынбасар Жанбыр­шиев.

Все эти и многие другие данные бережно хранятся на полках музея. Часть экспонатов передали дети и внуки актеров или работников театра. Также многие актеры нашего театра уехали по приглашению в столичные театры, что еще раз свидетельствует об их высоком профессионализме, а театральный фестиваль Рахимжана Отарбаева стал традиционным.

— Если мы говорим, что есть духовная ценность, которая не стареет и не теряет своего значения ни в каком обществе и ни в какую эпоху, то это искусство, — говорит Темирбек Мухтаров. — Среди этих искусств театральное является древнейшим и наиболее важным. Искусство – это маяк сознания людей. Творцы искусства — не только слуги большого искусства, но и его воины в рядах торжественного каравана, которые приносят и соединяют вчера с сегодня и завтра. Цель — продвигать священную миссию высшей ценности и воспитывать человека с помощью искусства.

Записала Марина КУАНЫШЕВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button