ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА «СОБАЧЬЯ РУБАШКА»?

В большой аул превратилась на время проведения праздничного мероприятия «Казахские народные традиции» музейная площадь. Юрты, дымящиеся казаны, горячие баурсаки, предметы быта, звучание домбры, хоровое пение – все это создавало обстановку прежних лет, когда основным местом казахов-кочевников было жайлау. Именно такая атмосфера царила на площади перед областным историко-краеведческим музеем.
Несмотря на динамичный прогресс, развитие и открытость, Казахстан остается страной, которая сохранила свои лучшие традиции и обычаи. Живя в современном мире, мы являемся свидетелями разных обрядов и сами в быту охотно придерживаемся их. Даже иностранцы, кажется, знают, о таких прекрасных казахских обычаях как келін түсіру, беташар. В современной интерпретации они несколько видоизменены. Например, при беташаре невеста чаще бывает не в саукеле и казахской национальной свадебной одежде, а в белом платье, а жених во фраке. Но сохранилось сәлем беру — приветствие всех родственников жениха в определенном порядке.
Все это зрителям наглядно продемонстрировали сотрудники научно-исследовательского отдела «Этнография» областного музея во главе с заведующей Нургуль Камиевой, а также участники танцевальной группы «Шабыт», представители неправительственной организации «Оралман жайык» и хор бабушек «Атамекен».
У казахов каждый обычай продуман до мелочей. Ничего лишнего нет. Возьмите любой обряд, и вы почувствуете всю философию народной мудрости. У казахского народа есть традиции, которые не встречаются больше нигде в мире. Шашу — пожалуй, самый популярный и любимый ритуал. Большое внимание казахи придают обычаям, связанным с рождением малыша. Есть очень много обрядов, посвященных этому радостному событию, — сүйінші, көрімдік, ат қою, ит көйлек, бесікке салу, тұсау кесу и многие другие. Ит көйлек, например, при переводе дословно означает «собачья рубашка», в которую малыша одевают сразу же после рождения и которую снимают на 40-й день после родов. (Обряд условный, так как белье новорожденного меняется несколько раз в день). По народному поверью у собаки сорок душ и поэтому «собачья рубашка» должна оберегать малыша от всех бед. Но к сорока дням от роду он считается уже достаточно «большим». И охранявшую его рубашку можно снять и отдать собаке, предварительно завернув в нее какую-нибудь еду в качестве награды. Все эти ритуалы, как правило, проводят пожилые люди и связано это не только с тем, что они больше знают. Это, еще, уважение к ним и пожелание, чтобы малыш достиг их возраста.
— Мы не случайно пригласили на наш праздник казахов-оралманов, которые вернулись несколько лет назад на свою историческую родину, — рассказывает заместитель директора областного историко-краеведческого музея Рашида Харипова. — Хотели спросить, знают ли они наши традиции и обычаи. И к нашей общей радости оказалось, что все обряды они не просто знают, но и применяют в жизни. Например, свадебный ритуал, а ведь это целый процесс. И наши бабушки сами шьют приданое, постельные принадлежности, корпе. Невестка будет бережно относиться к изделиям, сделанным руками родной матери.
— Мы не просто придерживаемся всех ритуалов и обрядов в быту, но и передаем свое мастерство и умение, учим своих дочерей и снох, — говорит жительница села Алгабас 66-летняя Алия Серикова. — У меня три снохи, младшей из которых 28 лет. И она знает все наши ритуалы, потихоньку мне помогает. Раньше мы всем селом делали алаша, как минимум 5 женщин должны участвовать в этом нелегком процессе. А сейчас их делают разве что для красоты дома или для музея.
Казахские народные обычаи не просто облегчают быт людей, скрепляют союз. Каждый ритуал имеет свою глубокую философию, направленность и особый смысл. И наша задача сегодня не просто знать, а сохранить и преумножить богатое наследие предков.