Болат Кохаманов. Немного умеет играть и любит Атырау
В нефтяной столице начали официально праздновать День города. У автора песни «Атырау – Арман» Болата КОХАМАНОВА городские власти уже запросили «минусовку», чтобы под его красивую мелодию артисты спели на официальных торжествах.
А у «ПК» получилось взять у нашего маэстро интервью. Говорят, у композитора намечается еще одно творение о городе. Ну любит он Атырау.
— Нет, что вы, — отрезал Болат Кохаманов, когда мы первым делом спросили о новой песне. – Я и так три уже написал, — смеется.
Опоздали мы. Хотели попасть к Кохаманову на репетицию, но когда пришли, в зале областной филармонии им. Н. Жантурина даже свет выключили, а из музыкантов остался только сам Кохаманов.
— Ничего, зато мешать никто не будет, — радуясь тишине, мы присаживаемся на первый ряд.
— Я о нашем городе на самом деле написал достаточно, — начинает Кохаманов. — «Атырау – мунайлы астана», а «Атырау – Арман», сами знаете, считается как гимн. Третью написал во время акимства Бактыкожи Измухамбетова (2012-2016 годы). Он тогда, помню, устроил конкурс на лучшие песни об Атырау. И мое произведение заняло второе место. Как же оно называлось… «Ардакты мекен», вроде. Уж и забыл, — улыбается. — Ну так вот, победила в конкурсе участница из Астаны, и песня у нее была вовсе не об Атырау: об Урале.
— С тех пор решили про Атырау не писать?
— Да нет. Просто, наверное, хватит уже.
— Я знаю, почему у вас столько песен о нашем городе: вы его просто любите. Особенно если проследить за вами в соцсетях. А вот если друзья, родные приезжают, куда их водите на прогулку?
— На бешбармак мы первым делом идем! – улыбается. – А вообще, в Ретропарк обычно. Правда, он сейчас заброшенный. Вот раньше был горпарк, и там все разгуливали с большим удовольствием. А мы – работали, в горпарке находился и наш отдел культуры. Время тогда было хорошее: мы на танцах живую музыку играли. Была определенная программа — с 22.00 до 24.00. Народ приходил, билеты покупал. Некоторые танцевали на танцплощадке, а кто-то оставался в парке гулять. Аттракционы, качели. Продавалась газвода, с сиропом или без, — ностальгически произносит наш собеседник. — Интересно было. Сейчас таких мест нет.
Дело прошлое. Но интересное
— Какие песни играли в то время?
— Ой, много чего. Я сам любил исполнять из репертуара Барыкина, Кузьмина. Из национальных коллективов мы играли «Дос-Мукасан», позже, в 90-х – мелодии группы «Аркас». А потом уже и свое творчество пошло. Но это только на собственных концертах.
Да, сейчас таких программ нет, какие мы исполняли в горпарке. Разве что какой-нибудь концерт на площади. На днях мне позвонил директор ДК им. Курмангазы по поводу «Атырау – Арман», попросил минусовку — с новыми солистами на День города исполнять.
— Согласовали с автором стихов насчет прав на эту песню? Недавно, читала, насчет клипа опять были неприятности.
— (Улыбается) У автора стихов к «Атырау – Арман» свое субъективное мнение. Она тогда обиделась, что не поставили в известность. Дело было как: мне позвонил Нурлан Абдуллин, попросил, можно ли снять клип, мол, для этого есть меценат. Я согласился. Через какое-то время Бейбут Кушкалиев выставляет пост в соцсети: записываем песню Болата Кохаманова со звездами Динарой Султан, Ренатом Гайсиным, Нурланом Абдуллиным. И этот пост читает Маржан Ершуова. Пишет мне: почему моей фамилии там нет? Но я-то всегда объявляю автора слов к «Атырау – Арман». А в соцсети — пост Кушкалиева, к нему и нужно обращаться. Потом через какое-то время дело замяли.
— А как насчет истории, когда «Казахтелеком» использовал вашу мелодию для соединения звонка на телефоне? Все закончилось в вашу пользу?
— Дело прошлое, решили обоюдно.
— Вы в соцсети написали о себе коротко: «Немного умею играть на клавишах». Где научились и кого считаете своим учеником?
— Основным своим учеником считаю Рената Гайсина. Когда он пришел к нам в отдел культуры, ему было лет 15-16. Мы тогда получили новый синтезатор и начали записывать минусовки, он с нами стал работать. Синтезатор был американской фирмы «Ensoniq TS-12». Аппаратура считалась крутой, все исполнители делали аранжировки исключительно на этих клавишах. Потом появились компьютеры, различные программы, за ними сейчас и не угонишься. Но мне близка живая игра, и с командой начали выступать.
И вот когда Ренат Гайсин собрался в Алматы дальше развиваться, он советовался со мной – что да как. 19 лет человеку было! Сначала пошли трудности, конечно, созванивались, то в одной студии работал, то в другой. Так и пошло — поехало. Сейчас он звезда.
— А дочери ваши вроде тоже, как папа, – в музыке?
— Старшая поступила в консерваторию, в Алматы, на грант, на дирижерско-хоровое. Я тоже учился на этом отделении, только в училище. Тогда в группе я был единственным парнем. Девушек много было иногородних – из Шевченко (Актау), Севастополя (Россия). Все стремились в Гурьев: здесь работали сильные педагоги – евреи, русские, немало было из числа депортированных, тоже приезжих.
А вот до консерватории я не дошел: в армию забрали. Только окончил учебу, и повестка пришла, отслужил два года в Тбилиси.
— О! На курорте!
— Ну, курортом тогда назвать Тбилиси было сложно. Я в стройбате служил. В железобетонном цеху.
— Опыта понабрались?
— Вы по поводу строительства или по поводу музыки? – улыбается. — Мы в клубе при нашей части играли с ребятами из Белоруссии, сейчас, кстати, до сих пор переписываемся. В городе Слуцке живет клавишник Виталий Пашкевич, он тоже сейчас играет в команде.
Помню, в 2017-м я ездил на конкурс с нашим Мейржаном Кабдоловым в Львовскую область, что на Украине. Он меня попросил поехать с ним, аккомпанировать. И вот спел он одну украинскую песню и занял первое место! А когда мы возвращались домой, летели через Минск. Я позвонил служаку, он меня встретил. Чай попили, поговорили.
— Вы и со служаками общаетесь, и с шеркешами. Ваша рубрика в соцсетях «Шеркеш шеркеша видит издалека» набирает просмотры…
— (смеется) Ну это я в основном про своих знакомых, друзей пишу. Но это как прикол. Вообще, я — шеркеш. Рубрика эта спонтанно появилась однажды. И друзья посоветовали продолжить. Продолжил. Один из моих последних постов рубрики — о Ерболе Есендосове — известном в Казахстане актере театра и кино, жил в Уральске, сейчас в Астану переехал, ведущий. А вообще, в Атырау много казахов из славного рода шеркеш.
Пешком до вдохновения
— Вам, вообще, в каком времени лучше жилось, живется? Недавно мы брали интервью у Акмарал Машимовой, и она сказала, что сейчас люди другие, мол, прежде были более душевные.
— Раньше было одно время, сейчас — другое. Уверен, каждый человек должен найти подход к любому другому. Я вот с возрастом все чаще стараюсь идти на компромисс, нежели на конфликт. В любых случаях. Раньше по молодости мы были дерзкими – «Да ты что!», «Да я!…» А сейчас больше тормозишь людей – всё, всё – ты прав. И потом со временем этот человек сам понимает, что, вообще-то, он был не прав.
— Так и запишем: совет Кохаманова — не пороть горячку?
— Да!
Вы спрашивали про прогулки по городу. Я люблю ходить пешком, особенно по утрам. Спозаранку, до завтрака – встаю, и от микрорайона Жеруйык, где проживаю (недалеко рынок «Сарайшык») иду до аэропорта и обратно. Могу и в пять встать на «пробежку» пешком.
— В пять?!
— Ну, в пять-шесть, — поправляется маэстро, видимо, увидев мое восхищение/недоумение. – Да, все удивляются — как так можно рано вставать. А однажды зимой в полпятого проснулся и последовал по тому же маршруту – 10 км! Вернулся домой, принял душ и такое облегчение настигло, вдохновение пришло!
К слову, раньше гулял в наушниках, а потом посоветовали – лучше без них, чтобы быть наедине с самим собой. Мне понравилось! Теперь прогуливаюсь в тишине.
Когда в наушниках гулял, слушал джаз-радио. Я вообще люблю джаз, фьюжн, соул. Легкий джаз мне ближе – Стиви Уандер, к примеру.
— У вас в филармонии должность какая?
— Сначала меня пригласили как музыканта – тут не было клавишника. Где-то год проработал. Потом Акмарал Машимова попросила стать худруком эстрадно-духового оркестра. Вот и работаю с апреля и по сей день. Кстати, в пятницу, 13 октября, дадим концерт нашего эстрадно-духового оркестра «Ретро 1980-х». Мероприятие пройдет под руководством директора филармонии Хамеля Суекбаева и режиссера Акмарал Машимовой, а также худрука филармонии Венеры Машкалиевой.
Начать планируем в 19.00.
— А ведь вас приглашали в Алматы…
— Да, в ансамбль «Гулдер» в 1990-х, всех ребят нашей группы «Мерей». Дело в том, что я у родителей, которые тогда еще были живы, был младшим, поэтому остался. Но не жалею.
Возвращаясь к вопросу о прогулках. В основном совершаю променад в своем районе. Люблю ходить пешком по отреставрированной набережной, что в районе горакимата. Моя младшая учится в академии искусств им. Тлендиева, и когда у меня была машина, за ней специально рано приезжал, до окончания занятий, и оставлял авто. Потом по набережной — до здания «книжка» и обратно. Порядка четырех километров! Приятная набережная, воздух хороший. Жаль, Урал мелеет. Сегодня кто-то с вертолета наш Каспий снимал. Очень жалкое зрелище, неужели скоро как Аральске море высохнет…
Блиц
— Чай или кофе?
— Чай!
— Любимый цвет?
— Зеленый.
— В последний раз вы прочитали книгу…
— Ой, я книгу давно не читал. Я когда поступил в училище – я же с аула Старый Каратон Эмбинского, ныне Жылыойского района приехал в Гурьев. И сестра меня буквально заставляла читать. Чтобы было удобно потом изъясняться. Но она библиотечку мне подобрала – будь здоров! Сложную такую литературу – Эмиля Золя, Теодора Драйзера – «Сестру Керри», половину понимал, половину нет. Но это мне помогло, я потом начал общаться отлично. Тогда я любил читать. А сейчас все читают соцсети. И я тоже.
Надежда Шильман