«Сегодня нам необходим позитивный взгляд на собственную историю.
Однако он не должен сводиться лишь к избирательному и конъюнктурному освещению того или иного исторического события».
Нурсултан Назарбаев,
Президент Республики Казахстан
История освоения нефтяной Эмбы достаточно изучена и известна многим. Но меня, как журналиста, всегда интересовало, как в маленьком районе в глухой казахской степи могли оказаться дома, построенные, согласно народной молве, англичанами еще в самом начале прошлого столетия? Сколько этих домов, кто их построил? Заинтригованный этими вопросами, недавно посетил Макатский район…
Немного предыстории. Интерес к этой теме у меня появился еще в конце 90-х, в дни празднования 100-летия казахстанской нефти. В ту пору среди местного населения, в особенности среди жителей Жылыойского и Макатского районов, гулял миф о том, что в Атырау прибыли потомки тех самых англичан, которые начинали освоение нефтяной Эмбы. Поговаривали даже, что, мол, старшее поколение английских нефтяников предвкушало, что за 100-летнюю историю добычи углеводородного сырья Эмба превратилась в азиатский Кувейт, однако ожидания их не оправдались. Заморские гости увидели, как говорится, наши реалии во всей красе. Имеется в виду, что к празднику мы подготовились основательно… Однако, мифы мифами, а вот реально то, что в канун праздников заговорили о том, что на Эмбе до сих пор есть дома, построенные англичанами, в числе которых здание до сих пор отлично функционирующего Дома культуры в Доссоре.
КТО ПОСТРОИЛ?
Побывав в Макате и Доссоре, мы, действительно, убедились в том, что старинных домов, «отцами» которых считают англичан, сохранилось немало. Но дело в том, что мы так и не смогли найти подтверждающих это документов, обращение к госструктурам ответа на этот вопрос не дало. Более-менее ситуацию прояснили источники в открытом доступе.
Так, например, судя по данным Интернета, начало разработки нефтеносных промыслов Эмбы началось с заявки российского адвоката Юрия Лебедева из Соль-Илецка, который в 1892 году обратил внимание на научные выводы об углеводородном сырье близ урочища Карачунгул. К слову, недавно услышали от местных краеведов еще одну любопытную деталь, связанную с этим месторождением. Дело в том, что название «Карачунгул» это производное от имен двух возлюбленных — девушки и джигита Кара и Шунгул, живших в средние века в этих краях. История очень занятная, из тех, что может пополнить ряды таких лирических эпосов, как Козы-Корпеш и Баян Сулу, Естай и Корлан, Кыз Жибек и Толеген, Акбобек и Кайып. Надеемся, что краеведы начнут работу в данном направлении, ну, а мы вернемся к истории освоения Эмбы.
Так вот, адвокат Лебедев, растратив все свои средства, продает заявки на освоение земель отставному гвардии штабс-капитану Леману за 26 тысяч рублей. Он-то и основал первую на Эмбе нефтекомпанию «Леман и Ко». Этот период датируется 1898-1909 годами. Уже 13-18 ноября 1899 года (помните, 100-летие казахстанской нефти когда отмечалось?) на месторождении Карачунгул забил первый фонтан нефти, который выбросил около 25 тыс. тонн углеводородного сырья. Однако дела у Лемана не пошли, поэтому он предложил тогдашним властям продать месторождение иностранцам или создать с ними совместное предприятие. Первыми, кого заинтересовало предложение Лемана, как раз и были англичане. И уже 29 апреля 1911 года из скважины №3, вблизи нынешнего поселка Доссор, ударил фонтан нефти. Отсюда, на наш взгляд, и началось строительство тех самых английских домов в Доссоре и Макате. Почему именно в этот год?
По информации акима Доссорского поселкового округа Ербола Ермагамбетова в данном населенном пункте находится 92 дома, где есть 480 квартир, построенных в период с 1911 по 1924 годы. Компания Лемана занималась нефтедобычей, как мы сказали, до 1909 года. Получается, что соцвопросами занимались именно английские инвесторы. Аналогичные дома, в количестве 13 штук, есть и в райцентре.
КАЖДЫЙ ДОМ – ИСТОРИЯ КРАЯ!
На территории нынешнего Макатского района стали не только строиться дома для нефтяников, но и были созданы профсоюзные организации. Также был построен и первый местный клуб. Как он назывался при англичанах, нам неизвестно, но то, что он выполнял функции социально-культурного объекта, это точно. Была и своя пожарная охрана, которая, как говорят местные жители, располагалась в одном из этих старых домов. Кстати, локация этих домов не нынешняя. Дело в том, что дома были «на салазках», да-да, эдакие передвижные домики в нынешнем представлении. И их было удобно передвигать. Окончательное место для домов определили уже при Советской власти.
Огромное количество нефтяников-орденоносцев нашей страны из Макатского района, они и проживали в этих домах как нефтяники- первопроходцы. Среди них был и ныне покойный Куспан Шаугиров, награжденный орденами Ленина и Красного Знамени. Как рассказывает его невестка, ныне пенсионерка Калима Адилова, в доме №9 участка 67 в поселке Макат проживало много известных людей нашего края. Так, например, в этом доме жил когда-то Герой Советского Союза Муса Баймуханов, который трудился на нефтяных промыслах, был участником художественной самодеятельности.
– Конечно, эти дома, может, и не имеют большой исторической ценности, но здесь хранится история наших семей, людей, внесших большой вклад в развитие нефтепромысла Эмбы. А ведь это тоже часть нашей истории, — говорит Калима апа. Кстати, дом в котором она сейчас проживает, в нынешнем году отмечает свое 100-летие.
Наверное, Калима апа права, суть не в том, кто построил эти дома, а в том, кто в них жил. Вот и сейчас в районе строится много домов. Возводятся новые микрорайоны. Посудите сами, только многоэтажных домов в районе 100, из которых 77 приходится на поселок Макат, остальные расположены в Доссоре. Тут тоже творится история, уже для грядущих поколений. Наша задача — донести историю прошлых лет не избирательно, а собирая ее вот так, по крупицам. История ценна в деталях, и история английских домов Эмбы тоже. А иначе, на наш взгляд, летопись целой отрасли и нашего края была бы неполноценной…
Каршыга КУШЕКОВ