Уроки любования природой
Помните, как в начале учебного года кто-то в верхах предложил ввести в школах страны так называемую японскую модель воспитания, а именно мыть полы в классах, как в старые советские времена. И, говорят, что в некоторых столичных учебных заведениях новшество уже ввели. Сколько было обсуждений по этому поводу! И почему именно эту модель воспитания решили перенять у японцев?
Предлагаю на рассмотрение другой вариант воспитания детей из Страны восходящего солнца. А именно – уроки любования природой – не путать с природоведением или естествознанием. На таких уроках японские учителя организуют для своих учеников экскурсии, на которых ведут пропаганду бережного отношения к природе и учат важности знания законов природы. Кроме того, в детях воспитывается природовосхищение. Считается, что любование природой воспитывает в детях хороший эстетический вкус, помогает снять стресс, прививает бережное отношение к окружающей среде.
Уже во взрослой жизни японцы смогут сами контролировать стрессовые ситуации, просто прогулявшись в городском парке или выехав на природу – этому их научили в школе. Стремительно развивающаяся урбанизация сильнее всего отражается на детях. Они знакомятся с природой по книгам, картинкам, кино- и телефильмам, сами почти ничего не знают о повадках птиц и зверей, о жизни леса, о приметах времен года.
Хорошо помню, как на праздновании Наурыза на площадь привезли маленьких козлят и ягнят. И наши юные горожане часами от них не отходили, теребили их нежную шерсть, совали под нос травку и готовы были забрать домой, если мама разрешит. К сожалению, для многих городских мальчишек даже собак держать, так же как и для девочек нежить кошек – это вполне доступная по средствам, но такая непозволительная, по мнению взрослых, роскошь. А животные – это и есть природа. Вырождение природы равнозначно вырождению человека. Оно калечит его физически и духовно, угрожает не только его счастью, но и его личности, его равновесию и разуму. Не от этого ли так накаляются страсти в современном обществе.
Говорят, что раньше проводились уроки наблюдения за природой. Учителя давали задание следить за температурой воздуха, за небом, за ветром. Наблюдать тоже интересно. Но вот именно любование природой, думаю, лучше. Даже само слово «любование» навеяно теплотой и чувством. Думаю, что уроки самопознания, которые ведутся во всех без исключения классах и на которых оценки не ставятся, можно по сезону разделить на уроки любования природой. Первая четверть в самый раз – еще не холодно и самая середина золотой осени.
Что касается мытья полов, то в этом, возможно, есть зерно разума. Но только при создании хороших условий для детей. Чтобы вода была в школе, а не во дворе, и чтобы она была теплой, иначе дети могут простудиться. Чтобы мыли только свой кабинет, и у детей соответственно были условия – ведро, тряпка и так далее. Но лучше, думаю, время от времени проводить субботники. В общем, и тут можно найти много вариантов. Но все же уроки любования природой намного лучше и полезней.
Марина КУАНЫШЕВА