Интервью

Зачем полиции «ковровое покрытие», или Сервис по-полицейски

За последнее время полиция применила несколько новых методов в части охраны общественного порядка. Что они из себя представляют? Удалось ли добиться каких-нибудь результатов? Об этом мы попросили рассказать начальника департамента полиции Атырауской области Камзу УМБЕТКАЛИЕВА.

– Камза Бактыгалиевич, полиция перешла на сервисную модель безопасности. Поясните, для чего это было сделано? Что изменилось принципиально?

– Сервисный подход в обеспечении безопасности – это организационная стратегия, подразумевающая тесное сотрудничество государственных органов и общества для эффективной борьбы с преступностью и повышения доверия населения к органам власти, с целью улучшения качества жизни граждан. Сервисная модель помогает полиции и обществу применять новые методы сотрудничества для решения проблемы преступности, обеспечения правопорядка и безопасности.

Принцип сервисной модели – защита законопослушных граждан и оказание помощи, то есть своевременное предоставление полицейских услуг.

Основная цель – комплексное и всестороннее изучение проблем пилотной территории и максимальное вовлечение местного сообщества в решение вопросов, связанных с общественной безопасностью и улучшением качества жизни людей.

Шаги навстречу

– Полиция заявила о своем приоритете шаговой доступности. Легко ли это было внедрять?

– Нынешний год объявлен годом профилактики правонарушений и обеспечения принципа «полиция в шаговой доступности». Существенных сложностей при его внедрении не возникло. В рамках реализации нового проекта для повышения доверия населения нами внедряется сервисная модель работы, строится конструктивный диалог с людьми. Активизирована работа в средствах массовой информации и социальных сетях.

Особое внимание уделяем работе местной полицейской службы. Улучшено материально-техническое обеспечение. Личный состав службы, в том числе участковые инспекторы полиции и их помощники, на все сто процентов обеспечены служебным автотранспортом, электронными планшетами, радиостанциями и компьютерной техникой. По положению, для участковых инспекторов полиции необходимо 159 служебных автомобилей, в настоящее время имеется 153 единицы.

На сегодня в Атырауской области функционируют 92 участковых пункта полиции (в областном центре – 28, в районных подразделениях – 64), из которых 24 совмещены с жильем.

В нынешнем году акимом Исатайского района выделены помещения для  двух участковых пунктов полиции, совмещенных с жильем.

Также в Индерском районе началось строительство еще двух участковых пунктов полиции.       

В регионе запланировано строительство еще шести участковых пунктов полиции.

В 22 участковых пунктах полиции установлена система видеонаблюдения. В дальнейшем запланирована установка 229 видеокамер в остальных участковых пунктах. Для обратной связи с населением все участковые инспекторы полиции включены в чаты «Whatsapp» домовладельцев, КСК и жителей сельской местности.

Сейчас в штате 232 участковых инспектора полиции, и у них 71 помощник.

К слову, в настоящее время по норме положенности 110 единиц штата ювенальной полиции излишни. В связи с этим рассматривается вопрос о передаче данных единиц в службу участковых инспекторов полиции, то есть туда, где имеется нехватка полицейских. Запланировано создать 79 единиц участковых инспекторов полиции и 31 единицу их помощников.

Статус обязывает

– Камза Бахтыгалиевич, с повышением статуса участкового сотрудника полиции  увеличился и объем их работы. Нагрузка более чем серьезная, не от того ли многие из них увольняются?

– Соглашусь с вами, работа участковых инспекторов полиции действительно имеет определенные трудности. Однако фактов увольнения в связи со сложностью работы в нашей практике пока не наблюдается. Каждый участковый инспектор полиции работает на своем закрепленном административном участке согласно должностной инструкции. Возлагать на них другие функции запрещено приказом министра. Для работы участковым созданы все условия, они полностью обеспечены всеми необходимыми средствами. В прошлом году была повышена заработная плата участковых инспекторов, УИП, в следующем году они будут зарабатывать еще больше.

– А как решаете больную проблему жилья ваших сотрудников?

– Для повышения имиджа полицейской службы государством реализуется ряд мер по улучшению социального положения сотрудников органов внутренних дел. 1 апреля 2021 года Главой государства подписан закон, регулирующий новый порядок получения жилья для сотрудников органов внутренних дел.

Согласно Постановлению Правительства РК от 05.08.2021 г. («Правила обеспечения служебным жилищем сотрудников органов внутренних дел, исчисления размера, назначения, перерасчета, осуществления, прекращения, приостановления и возобновления жилищных выплат») сотрудникам выплачиваются жилищные выплаты по перечню должностей, имеющих право на получение выплаты. Теперь нуждающиеся в жилье сотрудники могут оформить жилье через ипотеку в банках второго уровня, а также накапливать на специальных счетах денежные жилищные выплаты. Ежемесячный платеж по ипотеке осуществляется государством.

Расширилась категория должностей, получающих компенсацию за наем жилья. В соответствии с новыми изменениями такая возможность появилась у помощников участковых инспекторов полиции, сотрудников дежурных частей, центров оперативного управления, изоляторов временного содержания, специальных приемников, конвойных служб и т.д.

На сегодня из республиканского бюджета компенсацию за наем жилья получают 114 сотрудников, а из местного бюджета – 123 сотрудника.

За последние три года при поддержке акимата области 68 сотрудникам были выделены служебные квартиры. В текущем году при поддержке местного исполнительного органа сотрудникам было выделено еще 20 служебных квартир в микрорайонах Береке и Нурсая.

 – Хорошее дело. Вернемся к новому проекту? Что изменилось?

– По опросам, у жителей подведомственной территории повысилось не только чувство безопасности, но и их солидарная ответственность с государственными органами за поддержание общественной безо­пасности. Кроме того, повысилась эффективность раскрытия преступлений, задержания преступных элементов, а также поддержка лиц, оказавшихся жертвами преступлений. Снизилась вероятность вовлечения молодежи в преступную дея­тельность, а также возможность стать жертвой преступления.

– Наверное, в этом плане весомое подспорье оказала цифровизация правоохранительной структуры региона?

– Вне сомнений. В рамках программы государственного частного партнерства дополнительно к имеющимся 886 камерам видеонаблюдения и системам фото-, видеофиксации подключены 774 камеры видеонаблюдения в общественных местах. Проведена интеграция 750 существующих видеокамер, установленных в местах массового скопления граждан, также на 51 перекрестке и 153 линейных участках установлены 1 224 системы фото-, видеофиксации нарушений ПДД. Общее количество видеокамер и систем фото-, видеофиксации, выведенных в ЦОУ, составляет 3 634 (из них ЦОУ УП города Атырау: 2 283 камеры видеонаблюдения, 1 251 система фото-, видеофиксации, ЦОУ города Кульсары: 52 камеры видеонаблюдения, 48 систем фото-, видеофиксации). Со всей этой техникой работает 51 инспектор видеонаблюдения.

У полиции всевидящие глаза

– Приведёте конкретные цифры помощи электронных «глаз»?

– С помощью Центра оперативного управления раскрыто 254 (в прошлом году 151) преступления, также выявлено 13 тыс. 840 административных правонарушений. Наряду с этим АО «Казахтелеком» в подъездах многоквартирных жилых домов установлены и функционируют 1 454 камеры системы «облачного видеонаблюдения», из которых 450 интегрированы в региональный департамент полиции.

Для исполнения поручения Главы государства по введению «сплошного видеонаблюдения» в правоохранительных органах нами произведены расчеты на установку дополнительных видеокамер. В итоге акиматом области одобрено финансирование установки еще 450 камер видеонаблюдения на сумму более 98 млн тенге.

Также в акимат области направлена адресная программа по установке дополнительных 7 140 камер видеонаблюдения в рамках программы «коврового покрытия». Для обеспечения охраны общественного порядка в местах, определенных для проведения митингов, шествий и демонстраций, областным акиматом области рассматривается выделение финансов на установку 90 камер видеонаблюдения. Кроме того, для реализации пилотного проекта «Омниканальность процесса приема сообщений граждан» операторам «102» дополнительно выделено 8 рабочих мест для автоматизации приема, обработки и учета поступающей информации.

– В различных частях города установлены стационарные посты. Есть ли от них какой-то толк?

– В густонаселенных районах города установлено 8 стационарных постов, 7 – в г. Атырау и 1 – в городе Кульсары. По области планируется установка дополнительно 16 постов, из них в областном центре – 9. Во всех стационарных постах для полицейских, работающих круглосуточно, созданы все условия. Каждый человек может обратиться к полицейским за правовой помощью. И именно стационарные посты помогли повысить эффективность работы органов внут­ренних дел по предупреждению преступления. Пока для строительства семи модульных стационарных постов из местного бюджета выделено 134 млн тенге.

По секрету

— Какая работа проводится по противодействию экстремизму? В этом плане ситуация в мире непростая.

– На сегодня противодействие экстремизму остается одним из приоритетных направлений. По комплексному плану оперативно-розыскных и профилактических мероприятий МВД по противодействию проявлениям экстремизма и терроризма на 2021-2022 годы совместно с ДКНБ и с другими правоохранительными органами проводится определенная работа.

С начала 2021 года возбуждено 3 уголовных дела экстремистского характера и выявлено 48 фактов нарушения административного законодательства по линии борьбы с экстремизмом. Незарегистрированных религиозных объединений не выявлено.

– Как развивается приграничное сотрудничество. Насколько эффективно вы работаете с полицией Российской Федерации?

– Работа с российской полицией, в частности с управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области, ведется тесная. Разработан План взаимодействия департамента полиции Атырауской области МВД РК и управления МВД РФ Астраханской области, в котором охвачена работа всех служб.

– А пандемия не нанесла ущерб сотрудничеству?

– В связи с эпидемиологической обстановкой в последнее время практика проведения рабочих встреч с приграничными службами приостановлена. Однако на постоянной основе осуществляется обмен информацией в случаях возникновения чрезвычайных обстоятельств, связанных с розыском преступников и без вести пропавших, с побегами лиц, находящихся под стражей, в отношении лиц, проповедующих идеи религиозного экстремизма, о конкретных фактах и лицах, осуществляющих незаконную перевозку, хранение, сбыт наркотических и психотропных веществ. Продолжаем сотрудничество по противодействию незаконной миграции. При поступлении соответствующих запросов проводятся сверки баз данных на предмет выявления угонов и похищения автотранспорта, зарегистрированного на сопредельных территориях.

 – На Тенгизе немало иностранных работников и рабочих из южных регионов нашей страны. Были ли случаи с их стороны по части совершения наркопреступлений или других преступлений? Кто занимается правопорядком на Тенгизе?

– Правопорядок в Тенгизском регионе контролируется личным составом Тенгизского отделения полиции Жылыойского РОП. Штатная численность – 55 сотрудников, имеется 8 вакансий. При необходимости выделяются сотрудники личного состава Жылыойского РОП.

На территории месторождения Тенгиз были установлены 4 блок-поста («Северный», «Южный», «Ансаган», «Морской»), которые функционируют на сегодняшний день. 12 сотрудников, задействованных на блок-постах, работают в две смены. Кроме того, в связи с проведением капитального ремонта и скоплением большого количества рабочего персонала на территориях завода «КТЛ» и «FGP», для обеспечения общественной безопасности и недопущения преступления выделено 6 единиц сотрудников полиции, они тоже работают в две смены. А участковыми и инспекторами патрульно-полицейского взвода проводится регулярное патрулирование закрепленных территорий. С начала года в казахстанских субподрядных компаниях выявлено два факта незаконного хранения и употребления наркотических веществ, по данным фактам были возбуждены уголовные дела.

С. НОВАК

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button