Суверенитет: истоки уходят вглубь веков

За «круглым столом» политического клуба «козкарас — взгляд»

Наша страна готовится отметить 20-летний юбилей независимости. Уже утверждены праздничные мероприятия, началась их череда, в казахстанском обществе приподнятое настроение, вызванное нашими успехами в экономической и социальной сферах. А также оживлением политической и общественной жизни, что связано с предстоящим юбилеем независимости и выборами президента республики казахстан.

Праздник праздником, и 20-летие Независимости — поистине великая дата, несмотря на небольшой по историческим меркам срок, поскольку само время это было историческим и судьбоносным для нашего народа.

Но главное, для нас, казахстанцев, сейчас осмыслить прожитое, обдумать шаги в будущее.

И потому «Прикаспийская коммуна» в рамках подготовки к юбилейному празднику открыла клуб политического диалога «Көзқарас» – «Взгляд», за «круглым столом» которого, надеемся, учёные, политологи в конструктивном диалоге помогут себе и нашим читателям, всем атыраусцам глубже осмыслить историю страны, и особенно непростое время обретения суверенитета, когда, по большому счёту, решалась как судьба страны, так и каждого из нас.

Диалоги за «круглым столом» будут тематическими, и они будут публиковаться на страницах газеты. Первой для обсуждения была предложена тема «Суверенитет: истоки уходят вглубь веков», состоявшийся диалог мы сегодня и публикуем.

Сначала отметим, что в обсуждении приняли участие учёные и магистранты Атырауского университета имени Х.Досмухамедова и Атырауского института нефти и газа, сфера интересов которых — история и политология.

Гостем клуба стал учёный из Российской Федерации Пётр Михайлович Кольцов.

Всех гостей редакции поприветствовал первый заместитель главного редактора «Прикаспийской коммуны» Алексей Буренков.

Батырство как общественный институт

— Суверенитет – время возвращения к своим истокам, и мы многое сделали, чтобы стереть «белые» пятна в своей истории, заполнить вакуум, — начал диалог профессор, доктор исторических наук, заведующий кафедрой отечественной и всемирной истории Атырауского государственного университета Алдар Сарсенов.

— Тема для обсуждения предложена обширная, в одном разговоре всеобъемлюще охватить её трудно. И я хотел бы остановиться на институте батырства — самой древней социальной структуры общественного и государственного устройства казахов, которая, считаю, до сих пор недостаточно изучена, особенно с точки зрения современности. Батыры – особая социальная категория людей, которая оставила глубокий след в истории Казахстана, имена выдающихся батыров народ помнит и сегодня. Особый интерес для нас сегодня представляют батыры, сыгравшие большую роль в борьбе против джунгарского нашествия.

О роли батырства, как общественного института в жизни казахов, писали историки Западной Европы, путешественники и чиновники различных рангов России. Первые письменные свидетельства о батырстве у тюркских народов оставил в своих записях ХVI века австрийский дипломат, посол в Московии Сигизмунд фон Герберштейн. Интерес представляют и записи, которые оставил побывавший в ставке хана Младшего жуза Абулхаира в 30-х годах XVIII века английский художник и путешественник Джон Кэстль. В них упоминаются имена батыров Жанибека, Богенбая, Баймурата, Буберека, Асана, Акмолай батыра. Российский учёный П.И.Рычков, живший во второй половине XVIII века, в своих учёных трудах «История Оренбурга» и «Топография Оренбургской губернии» отразил дипломатическую деятельность казахских батыров Жанибека из рода «аргын» и Есета из рода «тама». И.Г.Андреев писал о том, что царское правительство с целью привлечения казахского населения, жившего вокруг военных крепостей, в орбиту своей политики и для защиты этих крепостей платило батырам по сто рублей премиальных, это тогда были деньги немалые. Свои записи и исследования о казахских батырах оставили российские учёные и путешественники Е.К.Мейендорф, А.И.Левшин, И.Ф.Бларамберг.

О батырстве и батырах в своё время писал и казахский учёный и общественный деятель Чокан Валиханов. «Батыр – самая значимая и авторитетная личность в народе, — писал он. – В бою батыр бесстрашен, как тигр, силён, как лев. Это уважаемая в народе личность, и люди прислушиваются к его словам».

В изучение явления батырства внесли свою лепту и алашординцы. И здесь следует отметить особую заслугу Халела Досмухамедова, нашего земляка, который, будучи врачом по профессии, посвятил батырам и батырству несколько своих научных трудов. В научных книгах «Казахские батыры. Исатай, Махамбет», «Краткие сведения о движении Исатая Тайманулы», «Махамбет батыр», «Кто такой Исатай?», «Родословная Жалантус батыра (Ялантуш бахадура), строителя медресе Тиля-кары и Шир-дор в городе Самарканде», «Жалантос батыр» Халел Досмухамедов даёт всесторонний анализ их деятельности.

Из профессиональных историков в плане изучения института батырства у казахов следует отметить труды А.П.Чулошникова, А.Ф.Рязанова, В.П.Шахматова. Например, А.Рязанов исследует непрерывность национально-освободительных движений на территории Казахстана, начиная от Срыма Датова до Кенесары Касымова. Видные историки первой половины ХХ века России и Казахстана М.П.Вяткин и Е.Бекмаханов, исследуя национально-освободительные движения под предводительством казахских батыров, заложили фундамент для изучения их личностей. Однако после необъективной и несправедливой, как показало время, критики книги Е.Бекмаханова об истории восстания Кенесары Касымова «Казахстан в 20-40-е годы ХIХ века» с позиции советской идеологии усиливается классовый подход к общественно-политической деятельности казахских батыров, и институт батырства перестаёт быть объектом исследования.

— Но для современной казахстанской молодёжи и исследователей он вновь стал предметом интереса и исследований, — продолжил тему батырства вслед за маститым учёным молодой магистрант университета Иван Пересыпкин. – Мы знаем Богенбай батыра, Баян батыра, прославивших свои имена во время джунгарского нашествия. А я лично проявил интерес к судьбе Кабанбай батыра и много узнал о нём. Он рано лишился родителей, а его братьев убили джунгары. Уже в 18 лет Кабанбай стал в ряды батыров, дававших отпор джунгарам. Он нашёл тех, кто убил его братьев и, отомстив за них, предал их смерти. О нём пошла слава, как о бесстрашном батыре. Кабанбай стал собирать отряды для отпора джунгарам. За храбрость и бесстрашие, за то, что он из боя всегда выходил победителем, Кабанбая называли «ерекше» — «неповторимый».

— Считаю, — поддержал своего товарища тоже магистрант университета Куат Шахиев, — батыры и институт батырства – это высшие нравственные ценности народа, для современной молодёжи это яркий пример патриотизма и служения Отечеству. И молодёжь должна знать имена батыров и то, чем они прославились, как складывались их личности и судьба.

— Сегодня в споре о понятии «кочевая цивилизация», к которой нужно отнести и институт батыров, поставлена точка. Учёные доказали, что кочевая цивилизация, как явление, в истории существовала, и такое понятие сегодня есть, только её характеристики изложены в легендах. Надо перевести это на язык науки, — так вступил в диалог Карим Утельбаев, доктор философских наук, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Атырауского института нефти и газа.

Возродить имена из мифов

— С батырами перекликается и институт биев, осуществлявших правосудие и толковавших законы казахской степи. Имена многих народ тоже сохранил в своей памяти. Например, современному казахстанцу известны имена таких биев, представлявших три казахских жуза, как Толе би, Казыбек би и Айтеке би. Айтеке би — наш земляк, он представлял Младший жуз.

Батыры появлялись в переломные моменты истории, связанные с борьбой против притеснений. Но молодые должны знать, что многие батыры боролись и за социальное освобождение, за лучшую жизнь, не только за свободу. Казахское общество тогда делилось на два сословия: аксуйек и карасуйек («белая и чёрная кость»), первое сословие составляли только ханы и султаны, а все остальные относились к «чёрной кости». Батыры были представителями простонародья. Батыров и биев, их роль в нашей истории нужно рассматривать в контексте взаимодействия, и те, и другие представляли и осуществляли степную демократию. А первыми демократами уже новейшей истории в Казахстане можно считать деятелей «Алаша». К слову, я недавно был в Астане как представитель экспертной группы областной Ассамблеи народа Казахстана, там группа исследователей презентовала проект «Алаш-Орда глазами казахской диаспоры за рубежом». Такие диаспоры за рубежом тоже занимаются исследованиями истории казахов, а в этом проекте была представлена роль алашординцев, которым в советское время был приклеен ярлык националистов. В проекте, в частности, отражена судьба алашординца Мустафы Шокая, вынужденного в своё время жить за рубежом, но не забывать своей Родины и служить своему народу. Так вот, исследователи, поработавшие в зарубежных архивах, документально доказали, что Мустафа отстаивал и требовал у гитлеровцев свободу Туркестану.

— Я тоже изучаю историю батыров, батыры меня привлекают как волевые бесстрашные люди, способные первыми выступить вперёд и повести за собой целую рать, быть ответственными в своих поступках, за свои действия и за людей. Своими познаниями я делюсь со сверстниками, мы говорим о том, что должны воспитывать в себе такие качества, — так эмоционально продолжил разговор Аманбек Кенжалин, магистрант университета. – Молодые, замечаю по своим товарищам-студентам, мало знают о батырах, а ведь это гордость, золотой фонд нашего народа. Предлагаю журналистам и вашей газете больше, ярче рассказывать нашим современникам о батырах, чтобы они вышли живыми к нам из мифов.

— Думаю, мы все согласимся с тем, что нужно больше рассказывать о батырах, чтобы и нынешнее поколение молодых знало о них, — поддержала молодого магистранта Гульжамал Каленова, профессор Атырауского университета, кандидат исторических наук.

— Кроме батыров и биев степную демократию представляли и вершили ещё и султаны, и тарханы, в институте других демократий их статус можно определить, как принцы и князья. Степную демократию и батыров изучал наш земляк Халел Досмухамедов. Именно он раскрыл нам другую сторону таланта Жалантус батыра, который, будучи правителем Самарканда, построил многие архитектурные шедевры, составляющие и сегодня для нас предмет гордости, — продолжает Гульжамал Каленова.

Институт батырства – отдельная страница в истории Казахстана, и очень значимая. Такие герои есть у всех народов, но институт батырства – только у казахов. У нас есть пословица «Роди не просто мужчину, а батыра». Настолько высок в народе авторитет батыров, и в наши дни тоже. Но я хотела бы оттенить в этой теме то, что в рядах батыров были и женщины. Например, как батыр проявила себя родная сестра хана Кенесары Бопай.

Батырство не ушло, оно стало традицией, Срым Датов – руководитель восстания казахских шаруа – тоже батыр, к слову, очень умный и дальновидный, благодаря чему жертв у повстанцев было немного по сравнению с тем, сколько могло быть. Он — наш земляк, о нём нужно рассказывать, ведь Срым ещё и оратор, и поэт, это мало кто знает. Хороший поэт, одними из его лучших произведений являются стихотворения, посвящённые матери. «Я перед матерью преклоняюсь и становлюсь не на одно, а на оба колена…» Маншук, Алия – герои Великой Отечественной войны — батыры наших дней, их можно считать продолжателями традиций батырства.

Алаш-батыры: нераскрытая книга

Батырство, как традиция патриотизма, любви и преданности своему народу, проявилось и в деятельности алашовцев. Движение «Алаш» – это ценнейший фонд нашей истории. В своё время из них сделали врагов народа, позже «Алаш» оправдали, но слово «оправдание» им не подходит, это батыры, любившие свой народ. Их репрессировали, отправили в тюрьмы, и они как бы исчезли для нас. Но многие из них продолжали жить, дожили до 40-х годов и дольше, просто им не разрешалась переписка, и они ушли в забвение, будучи живыми. И свидетели этому есть, например, Бауржан Момышулы рассказывал, что в Сибири на лесоповале он встретил одного из алашординцев.

Два последующих участника этих дебатов добавили в разговор остроты. Кандидат исторических наук, заведующий кафедрой «История Казахстана» Атырауского университета Серик Куаныш сказал, что об исторических фактах и личностях иногда пишут и не специалисты-историки, которые допускают неточности. Например, алашординец Мухаметжан Тынышбаев, не будучи историком, написал несколько книг по истории Казахстана, в том числе и про казахско-джунгарские войны. В одной из книг им написано, что «казахские ханы подрались за власть и упустили джунгаров, не сумев дать им отпор». И обвинил в этом Абулхаира хана, который, по его мнению, должен был добить джунгаров, а он, не поделив власть и почести, обиделся и обратился к России за подданством. Мягко говоря, исторически это не точно. Но после выхода в свет книги стали говорить про Абулхаир хана в негативном плане. Вместе с тем, врагом наших степняков всегда были кочевники, поскольку они всегда конкурировали за пастбища, землю, за территорию. И, конечно, судя по материалам историков и документам, были интриги, боевые стычки, месть. Здесь до истины должны докапываться учёные-историки.

— Хочу поддержать в этом Серика Орынгалиевича, — вступил в разговор и российский учёный, профессор, доктор исторических наук, заведующий кафедрой всеобщей истории Калмыцкого государственного университета Пётр Кольцов.

— О кочевой цивилизации можно говорить много, сейчас она в смысле изучения переживает период ренессанса. Кочевники – не варвары и не разбойники, а такая теория существовала, это были мифы земледельческих народов; была цивилизация, и были свои правила игры. Все кочевые цивилизации обладали государственностью и защищали свою территорию, пастбища. У казахских жузов подчас не было единства, но желание отстоять землю и независимость их объединяло. Когда для организации отпора не хватало авторитета хана, вперёд выступали батыры. Появлялась потребность в силе духа, особой харизме, чем и обладали батыры. Также согласен с тем, что о батырах сегодня нужно писать больше.

Гульжамал Каленова. «Каждый историк имеет своё собственное мнение, иногда оно субъективно. Интриги между лидерами жузов и распри, безусловно, были, но между жузами никогда не было войны, что говорит о том, что жили они дружно и тесно общались, хотя находились друг от друга на расстоянии тысяч километров. Но соглашусь, что для батыра главное – сила духа, например, историкам известен Есет Кутибаров, которому было около 90 лет, когда он возглавил в XIX веке восстание против царского самодержавия».

Алдар Сарсенов. «Алаш» была задумана в 1905 году, но тогда партии создать не удалось. Потом же «Алаш» сыграла большую роль в постановке вопроса о независимости Казахии и путях её завоевания. Лидеры «Алаша» — все образованные люди, заканчивали лучшие российские вузы, это интеллигенты высокой пробы. Алихан Букейханов, например, избирался в Госдуму России, и другие алашовцы тоже, они входили в состав мусульманской фракции Думы и с её трибуны отстаивали права мусульманского населения. И действовали они открыто, разрешённым законом методами. Но Сталин их репрессировал, видя в них конкурентов и противников. Движению «Алаш» и его лидерам были присущи демократичность и гуманизм, толерантность, как сейчас говорят. Они уже тогда задумывались над тем, что, если будет автономия или суверенитет в любой форме, то, что делать с некоренным населением, которое тогда на территории Казахстана составляло около 25 процентов. И продумывали вопрос, как ужиться и учесть интересы всех. Под тяжестью репрессий, не имея возможности вести общественную и политическую деятельность, они занимались наукой, писали книги, учили детей, чтобы просветительством, раз другое невозможно, принести пользу своему народу.

Лидеры «Алаша» представляли разные жузы, но тесно дружили, трений между ними не было, и они трогательно заботились, искали друг друга, общались, даже, находясь в тюрьмах и лагерях.

Хотя алашординцев реабилитировали в 1958 году, к изучению их наследия, по сути, мы вернулись в 1991 году, то есть после обретения независимости. К слову, наш земляк, уроженец Индерского района, один из видных историков нашей страны Кошим Есмагамбетов написал книгу о Мустафе Шокае и его жене Марии Шокай».

Гульжамал Каленова. «Идея «Алаш» – ренессанс нашей философии. Сталин знал, что ни один алашординец не был большевиком и интернационалистом в большевистском, советском понимании этого слова и понятия. Алихан Букейханов, например, перед расстрелом заявил: «Я признал советскую власть. Но я её ненавидел». И надо прямо говорить, что они хотели автономию и государственность для своего народа – казахов. Они приближали суверенность Казахстана, их вклад в это дело очень велик и оплачен их жизнями».

Разговор, на наш взгляд, был конструктивным, но тема борьбы за независимость Казахстана всеобъемлюща, широка, в рамках одного диалога исчерпать её невозможно, и дискуссии будут продолжены.

Диалог записала
Тамара МАКСИМИХИНА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна