Рождество — праздник души и рождения новой жизни

Завтра, 7 января, у православных христиан большой праздник – рождество христово. в утренний морозец над городом поплывёт звон колоколов местного успенского храма, возвещая о празднике.

Православные потянутся в храм на утреннее праздничное богослужение.

Рождество – праздник духа и тела, ему предшествовал 40-дневный рождественский пост. Усиленная молитва и воздержание в пище приближали православных людей к великому торжеству Рождения Иисуса Христа. Канун великого праздника — Рождественский сочельник — стал днем усиленного приготовления к нему. По строгим правилам поста в ночь перед Рождеством, в Сочельник, до первой звезды верующим рекомендовано отказываться от пищи. Лишь при появлении первой звезды — символа звезды Вифлеемской — можно отведать сочиво (постное блюдо, которое чаще всего готовится из пшеницы или риса с медом и фруктами). Отсюда и название этого дня – сочельник. Именно в эту ночь перед Рождеством, по народным поверьям, господствуют две силы: добра и зла. К какой человек примыкал, та и творила с ним чудеса. Зло собирало на шабаш ведьм; помните, «Ночь перед Рождеством» Николая Гоголя? А другая зазывала колядовать (петь рождественские песни) и прославлять рождение Христа за праздничным столом. Есть традиция, в том числе это можно встретить и в нашем городе, где проживает много православных, вечером, накануне праздника, ходить по домам и колядовать (коляда — калитка): это когда переодетые парни и девушки в вывороченных шубах, с различными масками на лицах «величают» хозяев, не жалея щедрых слов и поздравляя с Рождеством. Может, и к вам заглянут, или вы встретите такую шумную компанию, если повезёт. «Повезёт» потому, что это весело, красочно и повышает настроение.

К слову, по этому дню – Сочельнику — есть народные приметы: если в этот день снежная погода, то будет урожай на хлеб (как это нам, казахстанцам, нужно, ведь наша республика хлебная). Считалось, что в этот день, последний перед Рождеством, снегопад — верный признак процветания хозяйства в новом году. А если в этот день мороз – в семье будет «совет да любовь». Так что пусть нам с погодой повезёт, будем ждать и наблюдать, ведь так?

В Сочельник начинаются Святки — две недели зимних праздников, которые продолжаются вплоть до праздника Крещения, который празднуется православной церковью 19 января (когда пойдём на Урал за «святой водицей»).

А если говорить о духовной составляющей этого праздника, то стоит вспомнить, что говорил в одной из своих проповедей митрополит Антоний Сурожский. — Праздник Рождества Христова, — говорил он своей пастве, — один из дней, когда с наибольшей глубиной и радостью мы переживаем встречу с Богом. До этого торжественного и дивного дня мир и Бог были разлучены грехом, и человек, как бы он ни рвался к встрече с Богом, не мог её своими силами, без него, осуществить. И Бог в Христе в своей неизмеримой любви, в своей милости стал человеком, он прошел ту грань, которая разделяла человека, падшего от вечной жизни и от вечной радости.

Событие рождения Иисуса Христа и всё, что сопровождало его, сохранило Евангельское святое писание. Согласно евангельскому преданию, когда римский император Август, правивший Иудеей, объявил перепись населения, и каждый должен был «переписаться» именно там, откуда был родом, праведный Иосиф отправился с обрученной с ним Пресвятой Девой Марией (женой) в свой родной город Вифлеем. Там, в гостинице не оказалось свободных мест, поэтому Иосиф и Мария нашли приют в пещере, куда загоняли домашних животных (на древнеславянском — вертеп). В этом вертепе и родился зачатый в чреве Марии по Божьему умыслу, а не обычным способом, Иисус Христос, будущий Спаситель. Родившегося младенца, Иисуса Христа, Мария, которую верующие стали величать Богородица, положила в ясли.

Первыми поклониться ему пришли пастухи, извещенные Ангелом. Вслед за ними пришли волхвы (восточные мудрецы-язычники), узнавшие о свершившемся чуде по появлению на небе необычной звезды. Эта звезда привела волхвов к месту рождения Иисуса, и потому именуется Вифлеемской.

Праздник Рождества, по учению церкви, символизирует примирение человека с Богом. Рождество предвозвещает искупительный подвиг Христа (распятие на кресте) и обновление человеческой природы.

Раньше, бывало, ходили по домам дети с «вертепом» — маленьким ящиком, оклеенным цветной бумагой, в котором с помощью укрепленных на оси кукол разыгрывались сцены на евангельский сюжет о Рождении Христа. За это представление, сопровождавшееся пением, дети получали подарки. В некоторых местах, в частности, кое-где в России и на Украине, этот обычай сохранился и по сей день.

Дома и церкви на Рождество украшают елями и хвойными ветвями, символизирующими вечную жизнь, а традиция — наряжать рождественскую (новогоднюю) ель — связана с образом райского дерева, изобилующего плодами. Так и стоят наряженные ёлки весь Сочельник, продляя для всех нас новогодний праздник.

7 января повсеместно в православных храмах, в том числе и в нашей стране, и в Успенском православном храме нашего города, пройдут праздничные ночные богослужения. Православные поздравят друг друга со светлым праздником Рождества Христова. И разговятся, то есть сядут за щедрый, красиво накрытый праздничный стол. Разговением прекращается многодневный рождественский пост, который начинается 28 ноября и длится 40 дней по 6 января включительно.

На Рождество традиционно в православных семьях столы накрывались пышно и богато, по мере достатка. А нынче в Атырау, не только в семьях, но и этнокультурными объединениями, устраиваются (и в этом году тоже) массовые, как правило, в Домах культуры, праздники для всех, и, надо заметить, приходит на них народу много, причём люди самых разных вероисповеданий. Составляющими этого празднества становятся театрализованные сценки на рождественскую тему и праздничные концерты, в общем весело и интересно. Устраиваются и праздничные застолья в своих диаспорах, чаще всего в кафе или ресторане, ведь жить мы стали лучше.

Сходить в храм и, не торопясь, посидеть за праздничным столом на Рождество у казахстанцев возможность будет. Ведь уже несколько лет в нашей стране православное Рождество, как и мусульманский Курбан байрам, выходной день.

Тамара МАКСИМИХИНА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна