Учёный новатор

Мы уже сообщали, что в Атырауском государственном университете имени Халела Досмухамедова состоялся республиканский семинар-совещание на тему: “Этнопедагогические основы духовно-нравственного развития молодежи”. В рамках мероприятия прошло торжественное мероприятие по поводу присуждения декану факультета заочного сокращенного обучения Шолпан Исагалиевне Джанзаковой степени доктора педагогических наук.
Шолпан Исагалиевна в октябре прошлого года защитила в Карагандинском государственном университете докторскую диссертацию на тему “Этнопедагогиканы жеке п?н ретінде ??руды? ?ылыми негіздері” (“Научно-педагогические основы построения этнопедагогики как самостоятельной учебной дисциплины”). 29 февраля текущего года ее работа была утверждена высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки РК. И во время проведения семинара-совещания документ о присуждении Шолпан Исагалиевне высокой научной степени доктора педагогических наук вручила и.о. директора департамента воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования и науки РК Венера Жексенбекова.
Об успехах Джанзаковой в свое время высоко отозвался действительный член АПН СССР и РАО, доктор педагогических наук, профессор, доктор философии, заслуженный деятель науки РФ Геннадий Никандрович Волков: “Меня радуют успехи одного из лучших моих учеников — Шолпан Исагалиевны Джанзаковой, которая научно обосновывает этнопедагогику как обязательную научную дисциплину. Я никогда не забуду ее блестящую защиту кандидатской диссертации в Москве и ее обоснованные, смелые возражения академику Л.И.Пидкасистому по одному из самых спорных, сложнейших вопросов этнопедагогической экологии”.
Этнопедагогика, основателем которой является Геннадий Волков, — это новое направление в педагогике, которое становится популярным в России и странах дальнего и ближнего зарубежья. Его учение просто и понятно всем: педагогика должна быть педагогикой любви, школа — нести детям радость и счастье. У каждого народа есть свои неповторимые особенности культуры. Все, что окружает ребенка с детства — тепло родительского дома, красота природы, образность родного слова — становится неотъемлемой частью жизни, источником духовной зрелости и любви к Отчизне. Поэтому проблема сохранения историко-культурного наследия является одной из актуальных для современного человека.
В работе Джанзаковой отмечено, что центральное место в педагогической подготовке учителя должна занимать этнопедагогика, исследующая обучение и воспитание с учетом этнических особенностей и определенного этноса. Этнопедагогика рассматривается как составная часть и отрасль, сформированная в лоне педагогики на стыке этнографии, этнофилософии, этнической культуры и этнопсихологии, предметом которой является система этнического воспитания, осуществляемая непрерывно в течение всей жизни в семье и учреждениях образования.