Почему лихорадит АЗС?

Уже почти месяц, как по всей республике сложилась напряженная ситуация с горюче-смазочными материалами. Частные заправки закрываются, а у тех которые работают, бесконечные очереди из машин. Как это ни странно, не осталась в стороне и атырауская область — нефтяная «житница» страны, к тому же имеющая у себя на территории нефтеперерабатывающий завод. Редакция «прикаспийской коммуны» решила выяснить, куда исчезли бензиновые реки? Как оказалось, топлива в стране, в том числе в нашем регионе, меньше не стало, и причин поднимать на него цену тоже нет…

с прошлых выходных на автозаправочных станциях города и всех районов области начались перебои с бензином. закрытые заправки или длинные очереди на тех, где есть горючее, наблюдались и с понедельника по среду. реакция автомобилистов была практически единодушной:
— значит, жди очередного повышения цен на топливо, — высказал общую точку зрения автолюбитель серик аубекеров, с которым мы разговорились в очереди на одной из азс.
Особое непонимание, больше граничащее с возмущением, вызывало то, что, в отличие от других регионов, у нас своя нефть, свой нефтеперерабатывающий завод, и вроде бы эта проблема никоим образом не должна была коснуться Атырауской области.
Почему вдруг начались перебои с горючим? Что нас ожидает на рынке топлива в ближайшее время? Чтобы получить ответы на эти и другие, волнующие тысячи людей, вопросы мы попытались проследить всю цепочку, по которой в регионе идет переработка — отгрузка — реализация горючего.
В управлении энергетики областного акимата проинформировали, что на август министерством энергетики нам было выделено бензина АИ-80 – 1100 тонн, АИ-92 – 5800 тонн, дизельного топлива – 1600 тонн. Этого объема, с учетом поставок операторами бензина из Российской Федерации, в принципе, области вполне достаточно.
Но лимит, как известно, это только цифра на бумаге. В поисках реального топлива мы отправились на Атырауский нефтеперерабатывающий завод. Где сразу же предложили пройти к резервуарному парку предприятия и убедиться, что он полностью заполнен переработанными нефтепродуктами. Именно отсюда бензовозами его развозят по АЗС города и районов.
— Завод в настоящее время работает на полную мощность. В сутки мы вырабатываем чуть более одной тысячи тонн горючего. На 16 августа мы выработали и отгрузили более 21-й тысячи тонн бензина. Если точнее, то АИ-92 – 6544 тонны и АИ-80 – 15175 тонн. Для нашего региона это даже больше, чем требуется, — говорит главный инженер завода Денис Козырев.
Но бензин, выработанный на АПНЗ, предприятию не принадлежит. Завод работает на условиях процессинга – перерабатывает сырье, поставляемое различными компаниями. Получает за это деньги. Куда девается затем бензин – это уже не забота заводчан. Их задача — своевременно переработать и отгрузить горючее по указанным хозяевами адресам. Гарантировать качество. Вот и все.
И хотя всех ответов на волнующие автомобилистов вопросы на заводе получить не удалось, все-таки выяснилось самое важное – бензин в области, оказывается, в наличии имеется. При этом в больших объемах. Нет его только на заправках.
А вот получить ответ, почему такое происходит, оказалось самым сложным. Как поясняли автолюбители, с которыми все эти дни мы общались на АЗС, исчезновение горючего из реализации началось с сетей «Гелиос», «Меркурий», более мелких операторов, а затем и «ҚазМұнайГаз Өнімдері».
Все попытки связаться с руководством «Гелиоса» и «Меркурия» успехами, увы, не увенчались. Руководство или отсутствовало на рабочем месте, или проводило совещания, или убыло в неизвестном для секретаря направлении.
Ситуация немного прояснилась, когда удалось связаться с сотрудниками акционерного общества «ҚазМұнайГаз Өнімдері».
— Запасы бензина у нас вполне достаточные. Например, на среду это 1200 тонн Аи-80, 2 тысячи тонн АИ-92, 2980 тонн дизельного топлива. При этом ежедневно этот запас нефтепереработчики пополняют, — сообщила главный менеджер сектора по реализации нефтепродуктов АО «ҚазМұнайГаз Өнімдері» Аманкыз Садакпаева.
Как выяснилось, для АО «ҚазМұнайГаз Өнімдері» возникший дефицит горючего с прошлой пятницы тоже стал полной неожиданностью. Причиной же этого дефицита стало исчезновение бензина в сети заправок «Гелиос», а затем и у других операторов.
— Почему они прекратили поставки – мы, разумеется, не знаем. Но, тем не менее, начиная с пятницы, нам пришлось держать, образно говоря, оборону за всех реализаторов горючего. У нас 19 заправочных станций, из которых 8 – в районах области. Обычно мы продаем в сутки примерно 240-250 тонн горючего. Спрос, как понимаете, моментально возрос в разы. Но у нас всего 9 бензовозов. Они работают на пределе возможного. Но более 400 тонн в сутки, при всем желании, мы отправить на АЗС не в состоянии. Тем более, что работа с горючим опасная, и поэтому производить заправку бензовозов и слив горючего на заправках можно только в световой день, — говорит Аманкыз Садакпаева.
По словам сотрудников АО «ҚазМұнайГаз Өнімдері», отвечающих за бесперебойную работу АЗС, слитого бензина на станциях хватает на несколько часов работы. Пока приедет следующий бензовоз – заправка простаивает. Что и понятно. Только у «Гелиоса» в городе 8 заправочных станций, по 4-5 у «Меркурия» и «Нура». И при всем желании обеспечить всех желающих на своих заправках один оператор не в состоянии.
Единственное, что можно было констатировать на этом этапе расследования причин дефицита горючего, бензина в городе достаточно, один из операторов, пусть и не регулярно, но будет поставлять его на АЗС.
Однако, согласитесь, скакать по городу в поисках заправки, где есть бензин, а затем стоять в очереди – перспектива не очень радостная. Поэтому мы все-таки попытались выяснить, почему же с такими перебоями работают другие операторы? Официального разъяснения, как и следовало ожидать, никто не дал. Но, как пояснили специалисты, разбирающиеся в этом деле, причин сразу несколько. Об одной из них, кстати будет напомнить, не так давно говорили в правительстве нашей страны. Это необоснованный рост цен на горючее, связанный с тем, что прежде чем горюче-смазочные материалы поступали на АЗС, они по документам проходили через несколько компаний. Делается это элементарно просто. В одном офисе могут сидеть несколько компаний. Одна из них — владелец определенного объема топлива. Но вместо того, чтобы отправить его на АЗС, компания по документам продает горючее в соседнюю комнату, а там перегоняют другой компании. И с каждой продажей на бумаге кто-то получает миллионы тенге.
В итоге стоимость бензина, дизельного топлива, масел значительно увеличивалась, что и позволяло бизнесменам, занимающимся нефтепродуктами, утверждать: по рекомендованным правительством ценам нам реализовывать горючее невыгодно.
Так вот, чтобы исключить эту порочную практику, сделать оборот нефтепродуктов более прозрачным, в июле был принят закон «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов».
Этот закон направлен на то, чтобы цены не росли необоснованно. Кроме того, что теперь запрещается одну партию бензина «прогонять» через нескольких посредников, ужесточились и правила переработки. Раньше переработать нефть было достаточно просто, и ее владельцы также, прежде чем заняться переработкой, несколько раз перепродавали сырье, повышая его стоимость. Теперь этот процесс стал более прозрачным. Поставляя на НПЗ нефть, владелец должен представить документы, что он является недропользователем. Иными словами, сам ее добыл. Если нефть купленная, то тоже предоставь документы: у кого и за сколько? Раньше таких документов просто не существовало, так как, якобы, эта информация являлась конфиденциальной. Поэтому не исключались случаи, что на переработку шла «левая» или попросту ворованная нефть.
Вот такой закон. Как считают специалисты, он сильно «напряг» бензиновых магнатов, утративших возможность «гонять» горючее по посредникам. Сразу стало видно, какие бешеные накрутки делаются на горючее. А тут еще и введенное регулирование цен, ограничившее стоимость АИ-92 в 106 тенге. Вот и началась закулисная борьба за то, чтобы убедить правительство отпустить цены на горючее. Благо обоснование для этого нашлось. Как известно, в соседней России цены на бензин выше. Часть высокооктанового топлива Казахстан закупает у соседей. Поставщики бензина в один голос стали говорить, что при высоких ценах на бензин в России завозить в Казахстан его стало нерентабельно.
Попытка антимонопольного ведомства подсчитать, что оптовые цены в России вполне нормальные, и маржа после завоза горючего в Казахстан будет вполне приличной, как и следовало ожидать, услышана не была. Поэтому, как убеждены специалисты, сейчас и идет игра с правительством. На рынке будет создан искусственный дефицит. Если на местах не удастся нормализовать ситуацию, начнется лоббирование повышение розничных цен. И сразу же бензин появится на АЗС. Да и почему ему не появиться? «ҚазМұнайГаз Өнімдері» признало наличие на заводе 3200 тонн бензина, 2980 тонн дизельного топлива. Главный инженер АНПЗ Денис Козырев официально утверждает, что только бензина хранится почти 22 тысячи тонн. Заводу он не принадлежит. Так и хочется закричать: ау, хозяева, отправьте его на заправки, где стоят наши автомобили с пустыми баками!
Можно ли нормализовать ситуацию? Попытаться можно. По крайней мере, в нашей области, где топлива имеется в достаточном объеме. Что сегодня мешает его доставке на АЗС? Недостаток бензовозов. Покупать новые, конечно, смысла нет – и времени много уйдет, да и нужны они только вот в таких экстренных случаях. А вот найти бензовозы в области и направить на перевозку горючего можно было бы. В «Гелиосе» и «Меркурии» они ведь простаивают. Правда, вряд ли эти компании на это согласятся…
Еще один путь решения не только возникшей сейчас проблемы, а решения таких проблем и в перспективе, это создание «КМГ Переработка-маркетинг», в которую входит «ҚазМұнайГаз Өнімдері», своей нефтебазы. Была бы такая база, уже сегодня доставка бензина велась бы намного быстрее. Но база нужна и для того, чтобы иметь достаточные запасы. Как стало известно, с 9 по 24 сентября Атырауский нефтеперерабатывающий завод остановит установку каталитического риформинга. Сделано это будет для регенерации катализатора. Как обещают заводчане, до этого срока на предприятии будет накоплено достаточное количество бензина. Но сколько его может вместиться в заводских емкостях? Вот и пригодилась бы нефтебаза.

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР
Нам все-таки удалось добиться ответа от «Гелиоса». На вопрос о причинах отсутствия бензина в свободной продаже на АЗС этой компании «Гелиос» сослался на то, что «при распределении объемов министерством нефти и газа в августе 2011 года им дали бензина вдвое меньше потребности. Кроме того, существует большая проблема с нехваткой вагоноцистерн для доставки нефтепродуктов по регионам». На возникший вопрос: если бензина выделено в два раза меньше, то почему возникла проблема с цистернами, не всплывавшая раньше, когда горючего было больше, в «Гелиосе» отвечать отказались. Как и на вопрос: когда все-таки бензин на заправках будет не только по талонам?

Виктор СУТЯГИН