Новые дороги для старых улиц
Этой весной на улицах Атырау не было видно привычных тракторов и катков, дорожных рабочих. Объявленный ЧС в связи с паводком поменял планы дорожников — вся техника была задействована на строительстве дамб. Тепреь в городе возобновляются работы по дорожному строительству.
Опасность подтопления населенных пунктов еще остается, поэтому часть техники продолжает нести свою вахту по недопущению водной стихии к жилью. Другая часть приступила к дорожному строительству.
25 лет без ремонта
На улице Алии Молдагуловой завершены работы по строительству дорожного полотна протяженностью 350 метров. Этот участок одной из самых протяженных улиц теперь имеет тротуары с обеих сторон, а раньше жители могли ходить только по одной стороне дороги. Ровная автомобильная трасса с гранитными бордюрами и уложенная цветная брусчатка порадовали здешних жителей. По их словам, последний ремонт дороги здесь проводили еще в 1999 году.
Начальник строительного участка подрядного предприятия ТОО «Мангистауский комбинат дорожно-строительных материалов» Айдос Аженов сообщил, что строительные работы проведены за полтора месяца.
— Это средний ремонт участка, согласно разработанной проектно-сметной документации. Сначала мы занимались демонтажом старой дороги, снятый асфальт по заданию курирующего работы городского отдела ЖКХ отправили в сельские округа. Его хорошо использовать на ремонте дорог. А все остальное является строительным мусором, его также мы вывозили за город. Кстати, от одностороннего асфальтового тротуара за 25 лет осталось лишь одно название – проваленная дорожка с трещинами давно не служила людям по предназначению, — говорит строитель.
По его словам, работы велись параллельно – устанавливались гранитные бордюры, укладывалась брусчатка. Последнее имеет несколько этапов: сначала укладывается грунт, потом так называемый отсев мелкого щебня, на который укладывается брусчатка. На следующем этапе она «поливается» смесью песка и мелкого щебня. Через пару дней брусчатка уже полностью готова к эксплуатации, грунтовая влага или осадки закрепляют камни между собой.
После демонтажа старой автомобильной дороги здесь подняли уровень и выровняли участок за счет грунта. После чего был уложен первый слой крупнозернистого асфальта высотой 6 см. Затем на него укладывается пятисантиметровый слой ЩМА (щебеночно-мастичный асфальтобетон). Раствор в готовом виде доставляется со своего завода. А остальная работа — за катками, которые обеспечивают послойное уплотнение оснований автомобильной дороги.
Айдос Маженов отметил, что весь процесс строительства проводится с участием сотрудников специализированной лаборатории. Ее специалисты проверяют качество не только используемого материала, но и уже уложенных слоев асфальта.
На строительном объекте были задействованы порядка двадцати рабочих. Но из-за объявленного ЧС в связи с паводком, большинство спецтехники было направлено на строительство берегоукрепительных сооружений. В этот период применялся ручной труд.
В минувший вторник текущей недели дорожники, завершив работы, готовились к передислокации спецтехники на следующий объект.
Дорога в «Акпарат»
Автомобильная дорога по улице Жубана Молдагалиева («Атырау-Акпарат») уже долгие годы была притчей во языцех. Ямы, разрастающиеся с каждым годом, представляли опасность для автомобилистов. Наконец, в первых числах апреля на участке к ремонтным работам приступила дорожно-строительная компания ТОО «МКДСМ». Как сообщил Айдос Аженов, протяженность дороги составляет 438 метров.
— На данном этапе работ здесь построены тротуары с обеих сторон дорожного полотна и установлены гранитные бордюры. Им предшествовали демонтажные мероприятия – сняты пришедшие в негодность старая брусчатка и поребрики. Сегодня ведется фрезерование — снимается асфальтный слой старой дороги, в четверг будет укладываться первый слой крупнозернистого асфальта. В пятницу — второй слой ЩМА, после чего один день выделят на просушку уложенного асфальта, затем будут его трамбовать. А завершающий этап работ — нанесение дорожных разметок и установка знаков. Если технику не заберут на берегоукрепительные работы, то на следующей неделе можно открывать дорогу, — сообщил строитель.
А тем временем участки между пешеходным тротуаром и автомобильной дорогой строители засыпают грунтом. Но по словам нашего собеседника, здесь нет возможностей для озеленения, так как под землей проходят инженерные сети. По согласованию с заказчиком (городской отдел жилищно-коммунального хозяйства и пассажирского транспорта), возможно, здесь будет постелен отфрезерованный материал.
Реконструкция и ямочный ремонт
Главный специалист городского отдела ЖКХ и пассажирского транспорта Куаныш Кабдыгали сообщил, что в текущем году будут отремонтированы дороги на 68 улицах областного центра, общей протяженностью 55,5 км. Эти улицы находятся в таких населенных пунктах, как Сарыозек, Еркинкала-2, Алмалы, Дамбы, Жанаталап, Аксай, Акжар, Зарослый. Строительство дорожного полотна обеспечат две компании: ТОО «Атырауинжстрой» и ТОО «МКДСМ». Также будет проведена реконструкция 16 улицы в мкр. Нурсая у школы БИНОМ. К работам уже приступила компания «Ксервис групп». Кроме того, в этом году завершится ремонт дороги по ул. Сырыма Датова. Аналогичные мероприятия будут проведены в мкр. Жулдыз, по ул. Гагарина, Кулманова (перед зданием прокуратуры), ул. Джумагалиева (мкр. Нурсая), Темирханова, Алипова, Молдагулова, Молдагалиева, Ергалиева и Кунанбаева (мкр. Балыкши). Также в текущем году будет построена дорога по улице Жастар, соединяющей рынок «Коктем» и с. Еркинкала.
К ямочному ремонту приступила компания «Атырауинжстрой», они должны освоить работы площадью 30 тыс. кв. м.
Все эти мероприятия примут массовый характер после ЧС.
— Был большой резонанс среди жителей по стоимости дороги в 1,1 км у школы БИНОМ в мкр. Нурсая, ценой в 10 млрд тенге. Что скажете? — Речь идет о дороге по улице Туякбая Жаменова. Дело в том, что там проходит высоковольтная линия, поэтому для безопасности граждан было принято решение о переводе 24 км электрических кабелей под землю. Стоимость только этих работ составляет более 7 млрд тенге, остальные деньги — на дорогу. Это трудоемкий процесс. Проект прошел утверждение в государственной экспертизе. Все работы ведутся согласно генеральному плану города Атырау с учетом роста населения, — отметил представитель городского акимата.