КТК — ПРИМЕР УСПЕШНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Вчера в Атырау прошла официальная церемония начала расширения Каспийской трубопроводной системы, связывающей наше Тенгизское месторождение с российским черноморским портом Новороссийск. Значимость события подчёркивало то, что участие в церемонии приняли министр нефти и газа Республики Казахстан Сауат Мынбаев, министр энергетики Российской Федерации Сергей Шматко, руководители нефтяной отрасли как нашей страны, так и России, крупных транснациональных компаний, дипломаты. В процессе работ только в нашем регионе будет создано более двух тысяч рабочих мест. Инвестиции в проект составят в общей сложности 5,4 миллиарда долларов. На социальные программы в Атырауской области члены консорциума пообещали выделить не менее трёх миллиардов тенге. После завершения работ проектная мощность КТК увеличится с нынешних 28 миллионов тонн в год до 67 миллионов тонн в год.
Торжественная церемония, посвященная началу расширения Каспийской трубопроводной системы, совпала с празднованием 10-летия работы КТК. Прошла она неподалёку от нефтеперекачивающей станции «Атырау».
Прозвучали Гимны Республики Казахстан и Российской Федерации.
Импровизированный митинг, посвящённый этому событию, без всякого преувеличения, международного масштаба, открыл генеральный директор КТК Николай Платонов.
Нефтепроводная система КТК – сегодня крупнейший маршрут транспортировки нефти из Каспийского региона на мировые рынки. Магистральный трубопровод, пересекающий Урал и Волгу, соединяет месторождения Западного Казахстана с российским побережьем Чёрного моря. По КТК идёт и казахстанская, и российская нефть, которая «вливается» в трубу в Кропоткино. Но основная доля – это все же нефть казахстанская.
В акционерный капитал КТК входят государства – его основатели: Казахстан и Россия, а также крупнейшие мировые нефтегазовые компании. Нефтепровод был запущен в 2001 году, когда на морском терминале загрузили первый танкер. Мощность первого этапа составила 28,2 миллиона тонн в год, а стоимость реализации – 2,6 миллиарда долларов. В течение первых двух лет эксплуатации в транспортную систему поступала только казахстанская нефть с месторождения Тенгиз. В 2004 году начались стабильные поставки нефти с Карачаганакского месторождения. В феврале текущего года КТК достиг знаковой отметки, обеспечив транспортировку и отгрузку четверти миллиарда тонн углеводородного сырья.
Но стабильная работа высокотехнологичной нефтепроводной системы, проложенной по экологически безопасному и экономичному маршруту, придала мощный импульс развитию крупных нефтяных месторождений Каспийского региона. В первую очередь в нашей области. С каждым годом рост добычи нефти стал всё заметнее опережать развитие экспортных возможностей нашей страны.
Но, как пояснили журналистам специалисты, с учётом перспективного роста добычи нефти уже в 1998 году в первоначальное технико-экономическое обоснование проекта была заложена возможность расширения магистрального нефтепровода КТК. То есть увеличение его пропускной способности, очевидцами начала которой и стали все присутствовавшие на торжественной церемонии.
Казахстанский министр нефти и газа Сауат Мынбаев, поздравив всех присутствующих с событием, особо подчеркнул, что КТК стало примером успешного и эффективного сотрудничества на территории Казахстана не только двух дружественных сопредельных стран, но и многих крупных компаний. Немаловажно, что проект находится постоянно в поле зрения Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Его поддерживают правительства и нашей страны, и Российской Федерации.
— Нет сомнений, что на новом этапе консорциум добьётся ещё более значимых успехов. Поскольку проект предусматривает расширение пропускной мощности трубопровода с нынешних 28 миллионов тонн, более чем в два раза — до 67 миллионов тонн. Только в Атырауской области в него будет инвестировано свыше миллиарда долларов. Здесь будет создано более 2 тысяч временных рабочих мест. 100 из них впоследствии станут постоянными, — сказал Сауат Мынбаев, подчеркнув, что для атыраусцев этот проект имеет особое значение. Так как кроме непосредственного создания новых рабочих мест в регионе намечена масштабная социальная программа, на которую выделяется не менее 3 миллиардов тенге из общих средств, заложенных в программу финансирования расширения трубопровода.
Очень выгоден он и в целом Казахстану. Из проектных 67 миллионов тонн нефти 52 миллиона предназначены для казахстанского сырья. Эти дополнительные объёмы для транспортировки будут получены с Тенгизского месторождения, где после строительства завода третьего поколения добыча возрастёт до 36 миллионов тонн сырья Карачаганака. Но и это очень существенно для Казахстана, мощная труба будет весьма кстати после начала добычи на морском месторождении Кашаган. Эта нефть частично тоже будет поставляться на мировой рынок через Новороссийск. Почему частично? По той простой причине, что уже сегодня ясно, что ни одна труба, какой бы мощной она ни была, не способна вместить гигантскую кашаганскую нефть, где на пике добычи предполагается извлекать до 1,5 миллиона баррелей в сутки.
Как отметил Сауат Мынбаев, КТК сегодня с точки зрения экономики – самый короткий и эффективный путь для наших углеводородов к потребителям. Что ещё немаловажно, создание Таможенного союза делает транспортировку нашей нефти по КТК очень выгодным делом.
Как проинформировал Сауат Мынбаев, в рамках Таможенного союза у нас с Россией подписано соглашение о том, что тарифы для казахстанских компаний на российской территории будут ровно такими же, как и для российских.
— В этом смысле у нас с Россией определён так называемый «не дискриминационный доступ». Российская Федерация не может выставлять нашим компаниям иные тарифы. Иными словами, стабильность есть и надёжность, — сказал Сауат Мынбаев.
Министр энергетики России Сергей Шматко назвал проект Каспийского трубопроводного консорциума «самым амбициозным проектом развития транспортной системы не только на пространстве СНГ, но и всего мира».
— Он успешно состоялся. Наверное, благодаря и тому, что правительства России и Казахстана этому проекту уделяют особое внимание. График прокачки нефти постоянно наращивался, — сказал российский министр.
Признав, что решить вопрос с инвестированием проекта расширения трубопровода было непросто. Но теперь все переговоры позади. Проект стартует.
— Это стало ещё одним признанием огромной роли Казахстана, казахстанской нефти в мировом энергобалансе. Это признание факта нашего успешного межгосударственного сотрудничества. И нет сомнений, что планы по практическому удвоению объёмов прокачки нефти будут успешно выполнены. КТК станет не просто крупным, масштабным проектом регионального значения, важным в области наших двусторонних отношений. Он по праву займёт место в списке успешно реализованных проектов мирового значения, — подчеркнул Сергей Шматко.
Министр, так же как и его казахстанский коллега, отметил, что решение о создании Таможенного союза между Россией, Казахстаном и Беларусью позволит ещё больше интегрироваться нашим экономикам.
Первый заместитель акима Атырауской области Болат Даукенов от имени руководителя региона Бергея Рыскалиева, поздравил всех присутствующих со знаменательным событием.
Отметив, что развитие топливно-энергетической отрасли экономики нашей страны проходит в полном соответствии с задачами, которые поставил перед отраслью Глава государства Нурсултан Назарбаев.
— В Республике Казахстан, в том числе и в Атырауской области, создан самый благоприятный климат для прямых инвестиций. Это подтверждает и такой факт, что в прошлом году в области было добыто 30 миллионов тонн нефти. У нас успешно работают 44 недропользователя, 14 из которых непосредственно в добыче нефти. И развитие нефтяной отрасли региона продолжается. В том числе и стратегических проектов. Таких, как освоение месторождения Кашаган, работы по проектированию завода третьего поколения на Тенгизе, созданию комплекса по производству ароматики на нефтеперерабатывающем заводе, газохимического комплекса по производству полиэтилена и полипропилена. В регионе продолжается внедрение новых технологий, создаются дополнительные рабочие места, комплексно решаются социальные вопросы, — сказал Болат Даукенов.
Выступающий отметил и роль КТК-Казахстан. Если на заре своего существования компания в основном привлекала иностранных подрядчиков, то сейчас среди них много казахстанских, в том числе и атырауских бизнесменов.
— Мы уверены, что и в проекте расширения КТК будут задействованы местные компании. Новый импульс получит сотрудничество области и КТК в развитии здравоохранения, медицины, спорта. Со своей стороны акимат сделает всё, чтобы работа КТК в области была плодотворной.
Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Республике Казахстан Михаил Бочарников отметил, что начало реализации проекта – очень важная веха в контексте отношений между нашими странами. Поскольку он и межгосударственный, и региональный КТК связывал и связывает Атыраускую область Казахстана с Астраханской областью России, Краснодарским и Ставропольским краями.
Президент АО «Транснефть» Николай Токарев акцентировал внимание на том, что в Каспийском трубопроводном консорциуме при прокачке нефти применяются самые современные технологии.
— Кроме всего, расширение трубопровода наверняка стимулирует дальнейшее развитие нефтяной отрасли Казахстана. Иными словами, будет способствовать поиску и разработке новых месторождений, — сказал Николай Токарев.
Мысль о том, что КТК будет способствовать Казахстану стать одним из ведущих игроков на энергетическом рынке мира, где и сегодня мы занимаем очень крепкие позиции, была основной и в выступлении вице-президента корпорации «Шеврон» Иена МакДональда.
Затем генеральный директор КТК Николай Платонов вручил представителям строительных подрядных компаний сертификаты, подтверждающие их готовность к работам, а также дающие право на начало этих работ.
Подарочный сертификат на четыре машины скорой медицинской помощи Николай Платонов от имени акционеров КТК передал первому заместителю акима области Болату Даукенову.
— Работая в регионе, мы должны не только заниматься прокачкой нефти, хотя это наше главное дело, но и в обязательном порядке помогать людям, живущим на этой земле, — сказал Николай Платонов.
— Каспийский трубопроводный консорциум можно с полным правом называть социально ответственной компанией. Мы уверены, что наше сотрудничество в социальной сфере будет продолжаться, и мы ещё не раз получим такие подарки от нефтепроводчиков, — сказал, получая сертификат Болат Даукенов.
Сауат Мынбаев и Сергей Шматко, пройдя на место непосредственного производства работ, с помощью пульта управления сварочным модулем запустили процесс сварки первого стыка нового трубопровода. Этот трубопровод большего диаметра по проекту будет построен взамен действующего 88-километрового «узкого» участка, ограничивающего сегодня пропускную способность для казахстанских объемов нефти, поступающих в систему КТК.
Помимо замены «узкого» участка трубопровода от нефтеперекачивающей станции «Атырау», строителям предстоит модернизация 5 действующих нефтеперекачивающих станций системы КТК на территории Казахстана и России. Строительство 10 дополнительных нефтеперекачивающих станций (2 — на территории Республики Казахстан, 8 — в Российской Федерации), шести резервуаров для хранения нефти под городом Новороссийском, а также третьего выносного причального устройства на Морском терминале КТК. Будет модернизирована система связи и управления трубопроводом.
Таким образом, проект по настоящему стартовал.
После митинга гости и многочисленные казахстанские и российские журналисты, освещавшие это событие огромной важности, происходящее на нашей земле, осмотрели современную технику, которая будет применяться при расширении трубопровода.
Министры и руководители компаний – акционеров КТК ответили на многочисленные вопросы.
После завершения проекта расширения КТК, на всем протяжении от Тенгиза до Новороссийска, а это 1511 километров, диаметр трубопровода составит 40 дюймов.
Таким образом, на всем своем протяжении нефтепровод КТК будет состоять из труб большого диаметра, что позволит увеличить его пропускную способность до запланированных показателей в 67 млн тонн. Но и этот объём не станет конечным.
— При условии применения антифрикционных присадок этот показатель может достичь 76 млн тонн нефти в год, — сообщил Николай Платонов.
Раньше, когда ещё только шли разговоры о целесообразности расширения Каспийского трубопроводного консорциума, противники идеи выдвигали аргумент, что труба может оказаться «сухой». То есть, владельцы нефти могут найти альтернативные пути для транспортировки казахстанской нефти к мировым рынкам. Как выяснилось, в ходе переговоров эта проблема была полностью снята с повестки дня.
— Гарантией финансирования и выхода проекта расширения трубопроводной системы КТК на уровень рентабельности станет соглашение «качай или плати», согласно которому акционеры — добывающие компании берут на себя обязательства по загрузке расширенных мощностей трубопровода, — сообщил генеральный директор КТК Николай Платонов.
По его словам, в случае недопоставок нефти в систему в оговоренных объемах добывающая компания обязана выплатить КТК сумму в размере недополученной консорциумом выручки. Основным источником финансирования расширения станут собственные средства КТК, образующиеся в результате накопления тарифной выручки в условиях действия принятых ранее акционерами решений о повышенном тарифе, снижении процентов по кредитам и полной приостановке выплаты задолженности
И что ещё очень важно. Работы по расширению трубопроводной системы КТК, включая модернизацию существующих нефтеперекачивающих станций, будут проводиться в условиях сохранения действующего режима перекачки нефти. То есть, на уровне 30-35 миллионов тонн в год, из которых около 27 миллионов – это казахстанская нефть.
Строительство планируется осуществлять поэтапно. При реализации каждой фазы будет определённый прирост прокачки и отгрузки. Реализация по стадиям обеспечит соответствие пропускной способности системы фактическим объёмам поставляемой нефти.
Первым этапом станет модернизация пяти существующих НПС, а также строительство трёх резервуаров по 100 тысяч кубических метров на морском терминале в Новороссийске. Это позволит уже в 2012 году увеличить механическую мощность системы до 35 миллионов тонн в год.
Второй этап, как подробно рассказал Николай Платонов, это увеличение мощности до 48 миллионов тонн в год за счёт строительства пяти новых нефтеперекачивающих станций. Реализован он будет в 2013 году. Третий этап – строительство ещё при НПС и трёх резервуаров по 100 тысяч кубических метров с доведение мощности до проектных 67 миллионов тонн в год. Планируется этот этап завершить в 2015 году.
Как проинформировали руководители КТК, ожидается, что выручка консорциума увеличится почти в два раза, и будет составлять порядка 2,3 миллиарда долларов ежегодно.
Немало места было отведено и экологической составляющей проекта.
По словам Николая Платонова, проведение работ по проекту расширения спланировано таким образом, чтобы полностью или частично исключить негативное воздействие на экосистему. Выключая флору и фауну рек, расположенных вдоль трассы прохождения трубопровода.
Помимо экономической целесообразности, расширение КТК внесёт ощутимый вклад в развитие регионов, по которым проходит трасса. Строительство новых объектов – это значительное увеличение налогооблагаемой базы, что положительно отразится на бюджетах всех сопредельных регионов.
— Только на оплату труда будет израсходовано 30 процентов сметной стоимости строительства, – сообщили ведущие менеджеры компании.
Так что работать в КТК, без сомнения, будет престижно.
И как особо подчеркнул Николай Платонов, расширение КТК даст мощный толчок социальным программам, о части которых шла речь выше.
Виктор СУТЯГИН