КАЖДЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ОТВЕЧАТЬ ЗА СИТУАЦИЮ НА ВВЕРЕННОМ ЕМУ УЧАСТКЕ

Таковым было резюме акима области по итогам обсуждения повестки дня селекторного совещания, которое прошло в минувший четверг, 28 февраля, в областном акимате. В его работе приняли участие акимы города и районов, директора областных департаментов и управлений.

В своем нынешнем Послании Глава государства ставит во главу угла вопросы по росту благосостояния народа. Президент страны обозначил основные приоритеты, которые направлены на улучшение условий и качество жизни людей. В этой связи Нурсултан Назарбаев дал ряд конкретных поручений Правительству, акимам всех уровней. И проанализировав их, мы вынесли на обсуждение данного совещания три главных вопроса, — подчеркнул аким области Бергей Рыскалиев, оглашая повестку дня.

Безусловно, результаты любой работы напрямую зависят от четкого планирования всех необходимых мероприятий. Поэтому вполне понятно и резонно, что первым участники совещания обсудили вопрос, связанный с результатами выполнения среднесрочного плана социально-экономического развития области в 2007 году. С докладом об этом выступила директор департамента экономики и бюджетного планирования Айгуль АЖГАЛИЕВА.

Как известно из отчета главы региона на собрании актива области, посвященном итогам 2007 года и задачах на год нынешний, жители были всесторонне и широко проинформированы о выполнении основных социально-экономических параметров. Да, действительно, проведена огромная работа, результаты которой положительно сказались на укреплении благосостояния атыраусцев. И понятно, что в разработке среднесрочного плана участвуют все департаменты, управления, отделы. Однако, по словам Айгуль Темиртасовны, не все они соблюдают его структуру. Некачественно подготавливается раздел анализа и не полностью отражена суть проблемы. Неправильно определяются перспективы. Именно по этой причине и учитывая то, что сроки подготовки планов очень сжатые, а объемы материалов большие, часто допускаются ошибки. А их исправление, как следствие, отнимает больше времени специалистов департамента. Как было сказано выше, несмотря на то, что общие экономические показатели выполнены, все же присутствуют факты невыполнения утвержденных показателей некоторыми районами.

Прогнозы объема промышленного производства в городе были определены в 104,1 млрд. тенге, а по итогам 2007 года этот показатель составил 95,5 млрд. тенге. То есть прогнозы не выполнены на 8,3 процента. И такое наблюдалось в Индерском, Курмангазинском, Махамбетском районах. Кроме Макатского и Жылыойского районов не освоены объемы инвестиций в основной фонд. Из этого следует, что в течение года районами не ведется мониторинг и анализ среднесрочного плана. Кроме того, по словам главного экономиста области, до сих пор не вовремя предоставляются ответы на направленные Департаментом письма, не выполняются в сроки данные поручения, к тому же оставляет желать много лучшего качество выполнения. Особенно такие факты наблюдаются по Индерскому району. Здесь же наблюдается текучка кадров, что тоже отражается на качестве работы. Все это приводит к бесконечным сверкам, перепроверкам предоставляемых отчетов, данных и сведений. Сотрудники районных отделов экономики досконально не знают действующий Бюджетный кодекс.

Зачем ходить далеко, когда для разработки бюджета на 2008 год областной департамент сделал запрос у районных акимов по финансированию актуальных проблем. В итоге, Курмангазинский, Исатайский, Кзылкогинский и Махамбетский районы в своих запросах только один вариант умудрились поменять несколько раз. Естественно, каждое изменение отражалось и в названиях объекта, и в объемах финансирования. К примеру, в пяти направленных вариантах по Курмангазинскому району названия объектов менялось пять раз, Исатайском – 13 раз, в Кзылкоге – 21 раз, Макате – 8, Махамбете – 4 раза.

До сего времени повторяются факты несвоевременного представления паспортов бюджетных программ, которые являются основой исполнения бюджета. И это несмотря на многочисленные предупреждения. И в этом отношении больше всего возмущает незнание администраторами своих функциональных обязанностей. Кстати, эти недостатки были отмечены, по словам Айгуль Ажгалиевой, в акте проверки Комитета финансового контроля Минфина. Затрагивая и другие недоработки в части организации работы районных отделов экономики и бюджетного планирования, Айгуль Темиртасовна подчеркнула их недопустимость впредь, потому что, как мы знаем, теперь бюджет будет планироваться сразу на ближайшие три года, а выполнение его, безусловно, зависит от правильно и обоснованно поставленных на весь этот период первоочередных задач.

После завершения доклада, последовали вопросы акима области к каждому руководителю района в отношении причин невыполнения показателей и по озвученным фактам. Так, на вопрос Бергея Саулебаевича: «Почему на 50% снизился объем промышленной продукции в Индере?», от акима данного района не был получен внятный ответ. Также Н.Мухамбеткалиев помимо незавершенных объектов строительства, не смог четко определить первоочередные задачи, которые должны войти в трехлетний бюджет региона. Поэтому, обращаясь ко всем присутствующим, а в особенности к руководителям районов, и указывая на имеющие место недостатки в их деятельности, Бергей Саулебаевич попросил предельно ответственно подходить к вопросу обозначения важных первоочередных проблем, потому что «мы не можем запрашивать у Правительства средства на что попало и, возможно, на следующие годы финансирования в таких объемах, как в этом году, может и не быть», — подчеркнул аким области.

Затем участники совещания заслушали информацию по второму вопросу – «О проблемах водоснабжения Атырауской области» — директора департамента энергетики и коммунального хозяйства Ермека САЛИМБАЕВА.

Как было отмечено в докладе, протяженность водопроводных сетей области составляет 1404,8 км, из них в аварийном состоянии находится 687,47 км или 49 процентов. В районах имеются 38 водоочистных сооружений также 13 водонапорных башен, 45 резервуаров и 16 скважин. Из них 7 водоочистных сооружений и 6 резервуаров требуют ремонта.

На сегодняшний день в области имеются 4 групповых водопровода: «Атырау-Макат», «Ногайты-Сагыз», «Коскулак-Тасшагыл», «Кульсары-Тургызба-Шокпартогай-Аккиизтогай» и водопровод «Миялы-Жаскайрат-Жангельды». Проблема содержания построенных и вводимых групповых водопроводов, а также содержания ВОС в населенных пунктах области – одна из наиболее значимых и требует безотлагательного решения. Останавливаясь на ситуации по данному направлению в разрезе каждого района, Ермек Салимбаев указал реальное состояние функционирующих или нефункционирующих ВОСов на сегодняшний день. Но сделанные выступающим выводы в итоге вызвали больше вопросов, нежели ответов. В большей части сданные в эксплуатацию в течение последних лет, не говоря уже о «бородатых», недействующие ВОС и КНСы, как оказалось, результат некачественного выполнения подрядчиками своих обязательств. По крайней мере, из продемонстрированных слайдов можно было увидеть, как и насколько безответственно (если не сказать, наплевательски) отнеслись к работе исполнители. А ведь на строительство водопровода, ВОСов направляются немалые деньги! И, следовательно, спрос с таких подрядчиков тоже должен быть очень строгим. Поэтому аким области Бергей Рыскалиев дал поручение руководителям района вызвать исполнителей и исправить положение дел (конечно, относительно прозвучавших предприятий-исполнителей) и даже передать дело в отношении их в прокуратуру. И держать этот вопрос на постоянном контроле. Потому что, как сказал глава области, обеспечение население качественной питьевой водой является одной из актуальных проблем в области.

-И мы дали обещание закрыть вопрос по водоснабжению населенных пунктов в течение ближайших двух лет, -подчеркнул аким области.

Затем участники совещания обсудили вопрос об имеющихся задолженностях населения и предприятий в оплате за предоставленные коммунальные услуги. Ситуация в этом направлении, как сказал Ермек Салимбаев, складывается крайне неблагоприятная. На сегодня по г.Атырау и области имеется дебиторская задолженность по газоснабжению, электроснабжению, водоснабжению и отоплению в сумме 633,68 млн. тенге. На конец декабря 2007 года задолженность составляла 441,7 млн. тенге. Большая доля неоплаченных услуг приходится на город Атырау и составила 277,341 млн. тенге. Анализ проведенной работы свидетельствует о том, что жилищно-коммунальные службы еще не должным образом работают с населением и предприятиями. В ноябре прошлого года департаментом энергетики и ЖКХ совместно с акиматами районов были разработаны мероприятия по снижению долга перед услугодателями. В результате, задолженность в сумме 734,43 млн. тенге, имевшаяся на конец ноября, к концу декабря снизилась до 441,7 млн. тенге, то есть в 1,7 раза.

В этой связи, аким области указал на необходимость системной работы и активизации усилий по возвращению долгов за потребляемые коммунальные услуги, опять же — со стороны городских и районных руководителей. Использовать все эффективные меры, вплоть до передачи дел в отношении злостных должников в суд. Но, однако, в некоторых случаях, как сказал Бергей Саулебаевич, услугодателям нужно относиться к этой проблеме с пониманием. Особенно, когда речь идет о социальных объектах. Долги долгами. Безусловно, их нужно возвращать. Но как можно отключать электричество в школах, больницах, как это случилось на днях в онкологической больнице, где ежедневно и ежечасно проводятся операции? Во всем должен быть человеческий подход. «Мы достаточно выделяем денег бюджетным организациям. И они у них есть. Бывают некоторые задержки, но все-таки рано или поздно они оплатят их. Наберитесь немного терпения», — попросил глава области монополистов, в частности, руководителя АО «Атырау-Жарык».

В завершение совещания были приняты соответствующие решения по каждому поднятому вопросу, а некоторые поручения для обязательного исполнения внесены в протокол.

Насип ШАЛАБАЕВА,

Фото Амангельды

МУТИГУЛЛИНА